Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:00, доклад
После окончания холодной войны и распада Советского Союза можно было говорить о некотором снижении интереса к Африке со стороны великих держав. Не оказалась исключением и Великобритания, которая ослабила внешнеполитическую активность в этом регионе. Английская политика на континенте следовала общему курсу на демократизацию, либерализацию экономики и уважение прав человека, который начал настойчиво проводиться руководством развитых стран и международных организаций. В частности, в 1991 году странами Содружества была принята Декларация Хараре, в которой была закреплена приверженность данным ценностям.
Признавая периферийное положение
Африканского континента в современных
международных отношениях, Лондон,
тем не менее, ставит Тропическую
Африку на второе место после Ближнего
Востока с точки зрения региональных
приоритетов в сфере
После окончания холодной войны и распада Советского Союза можно было говорить о некотором снижении интереса к Африке со стороны великих держав. Не оказалась исключением и Великобритания, которая ослабила внешнеполитическую активность в этом регионе. Английская политика на континенте следовала общему курсу на демократизацию, либерализацию экономики и уважение прав человека, который начал настойчиво проводиться руководством развитых стран и международных организаций. В частности, в 1991 году странами Содружества была принята Декларация Хараре, в которой была закреплена приверженность данным ценностям.
Приход к власти правительства лейбористов во главе с Тони Блэром ознаменовался заметной активизацией внешней политики Великобритании в Африке. Участился обмен визитами на уровне глав государств, министров и заместителей министров. Особый упор был сделан на строительство нового партнерства с Африкой: увеличение помощи странам континента на основе новой парадигмы для поддержки усилий самих африканцев по созданию благоприятного делового климата (через борьбу с коррупцией, ликвидацию избыточного государственного регулирования и т.п.; Великобритания поддержала НЕПАД). Подобные долгосрочные партнерские соглашения были достигнуты с Руандой, Танзанией, Угандой, а в начале 2003 г. и с Эфиопией.
В свете кризиса вокруг Ирака отношения с Африканским континентом претерпели некоторую трансформацию. Во-первых, Лондон активно пытался заручиться поддержкой африканских государств, имеющих серьезное представительство в ООН. Особое внимание уделялось при этом контактам со странами, входящими на ротационной основе в состав Совета Безопасности ООН. Во-вторых, после окончания войны в Ираке, когда усилия США и других государств западного мира переключились на восстановление экономики этой страны и решение гуманитарных вопросов, у многих стран Африки возникло опасение о том, что проблемы континента будут отодвинуты на периферию британской политики. И Лондону пришлось предпринять дипломатические и экономические меры для того, чтобы убедить их в обратном.
Укрепляется сотрудничество в урегулировании конфликтов. Великобританией осуществляется ряд программ подготовки сотрудников сектора безопасности (полиции, вооруженных сил, миротворческих контингентов), прилагаются дипломатические усилия по разблокированию кризисов.
Новым прогрессивным шагом лейбористского правительства стало создание франко-британского партнерства в Африке, основные принципы которого были закреплены в декларации встречи в Сен-Мало. Таким образом, Франция и Великобритания положили конец традиционному соперничеству на Африканском континенте и договорились о гармонизации политики и координации сотрудничества с африканскими странами.
Согласно этому документу,
оба государства будут
В страновом плане наиболее сложно складываются отношения Великобритании и Зимбабве. По настоянию Лондона в феврале 2002 г. были введены адресные санкции ЕС против режима президента Мугабе. Еще в 2000 г. Британия приостановила выдачу лицензий на поставки вооружений и оказание военно-технических услуг Зимбабве; Лондон оказывает финансовое и политическое содействие оппозиции – Движению за демократические перемены. В то же время, Британия продолжает предоставлять гуманитарную помощь населению этой страны. В 2002 г. на эти цели было выделено 38 млн. ф. ст. (таким образом, Великобритания оказалась на втором месте после США в этой области). Поддерживаются и программы борьбы с ВИЧ/СПИДом в этой стране, где эпидемия охватила 34% взрослого населения.
В Западной Африке одним из приоритетов для Великобритании является Сьерра-Леоне. Британские миротворцы приняли активное участие в восстановлении демократически избранного правительства этой страны и в разоружении повстанцев Революционного объединенного фронта. В настоящее время Лондон поддерживает реформы системы управления и экономики. В частности, в 2003 г. во взаимодействии с властями Сьерра-Леоне была создана прозрачная систему добычи и торговли алмазами. До конца 2004 г. обе стороны будут стремиться создать условия, позволяющие ООН успешно закончить операцию по поддержанию мира в стране. Великобритания оказывает поддержку в переподготовке армии и полиции Сьерра-Леоне, включая и проекты по реинтеграции в них бывших боевиков РОФ. Одним из серьезных препятствий на пути урегулирования в Сьерра-Леоне Лондон справедливо рассматривал режим Чарльза Тейлора в Либерии и активно способствовал его свержению летом 2003 г.
В целом, следует отметить, что Лондон имеет ключевые точки влияния: на юге Африки - ЮАР и Зимбабве; на западе - Нигерия и Гана; на востоке - Уганда и Кения. Поддерживая тесные отношения с этим субрегиональными центрами силы, Англия обеспечивает себе относительно благоприятное поле внешнеполитической активности в пределах всей Тропической Африки. При этом пропаганда принципа самостоятельности африканских государств в решении проблем континента дает Великобритании свободу действий, позволяя оказывать финансовое, экономическое и политическое воздействие, не рискуя быть обвиненной во вмешательстве во внутренние дела Африки и экономя ресурсы.
Информация о работе «Справедливая политика » Великобритании в Африке