Современные западные политологические школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

В настоящее время на Западе, политология занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политологических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных профессиональных организаций политологов. Наиболее известные из них - Американская ассоциация политических наук, Ассоциация политических исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д. Общенациональные политологические ассоциации существуют в большинстве крупных стран Запада.

Оглавление

Введение…………………………………………………………стр 3
Американская школа политической науки…………………стр 4
Английская школа политической науки…………………….стр 5
Немецкая школа политической науки……………………....стр 6
Французская школа политической науки…………………...стр 7
Основные направления исследований методов……………..стр 9
Бихевиористское направление……………………………..…стр 11
Структурно-функциональное направление………………....стр 13
Герменевтическое направление……………………………....стр 14
Институциональное направление…………………………...стр 15
Политико-социологическое направление……………………стр 16
Элитологическое направление……………………………......стр16
Заключение………………………………………………….......стр
Список использованной литературы………………………..стр

Файлы: 1 файл

0277299_61BA4_sovremennye_zapadnye_politologicheskie_shkoly.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

В современной западной политической науке по-разному ориентированы  национальные политологические школы. К настоящему времени в мире сложились  основные национальные школы современной политологии.

 

Я хотела бы поподробнее  рассмотреть основные направления.

В качестве исходного  основания анализа политики в  современной англо-американской политологии выступает политическое поведение, обусловленное побуждающими мотивами. Психологизация политических отношений, т.е. поиск причин политического поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых психологических реакциях, характерных для политической деятельности, является определяющей тенденцией развития политической науки в США и Великобритании в первой половине XX в.

В качестве единицы измерения  политической реальности были взяты  «политический человек» и его  воля властвовать. Это позволяло  рассматривать политику зримо, конкретно, открывало возможность вырабатывать эффективные практические средства преодоления конфликтов, деструктивных действий.

Доминирующими направлениями  в англо-американской политической науке являются бихевиористское, структурно-функциональное и герменевтическое направления, основанные на одноименных подходах.

Рассмотрим поподробнее  эти направления.3

Бихевиористское направление

Основоположниками бихевиоризма (поведение), а следовательно, и поведенческого (бихевиорального) направления в англо-американской политологии принято считать группу ученых Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом (1874—1953).

Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политики выводится из природы человека, доступной исследованию научными методами.

Подобно представителям европейской политической философии XVII—XVIII вв., бихевиористы исходят из посылки о «естественном человеке» — автономном субъекте политического процесса, своего рода «политическом атоме», изначально наделенном определенным набором черт и характеристик, вытекающих из его универсальной, внеисторической природы. Эта неизменная и всемогущая человеческая природа в конечном итоге определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития.

Однако в отличие  от просветителей бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной природой индивида. В этой связи задача политической теории состояла в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей.

По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики  и поведения является неосознанное стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. Человек — «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе всех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, начальниками и подчиненными и даже в отношении к домашним животным. Эта изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить

• природные ресурсы;

• промышленный потенциал;

• военную подготовленность (в том числе уровень развития военной техники, военного руководства, количество и качество вооруженных сил);

• численность населения;

• «национальный характер» (отношение населения к войне);

• «национальную мораль» (отношение населения к правительственной  политике);

• качество дипломатии, которая выступает как «самый главный фактор, определяющий мощь страны».

Как писал Моргентау, дипломатия — «это искусство совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей», это — качество правительства, т.е. его способность обеспечить поддержку своей внешней политики со стороны общественного мнения.

Называя качество дипломатии важнейшим фактором национальной мощи, Моргентау не умалял тем самым роли и значения военной силы, поскольку эффективность политико-дипломатических возможностей, по его мнению, находится в прямой зависимости от военной мощи каждого конкретного государства. В международной политике, пояснял он, именно «военная сила, которая может быть применена на практике или использована как угроза, является наиболее важным материальным фактором, обеспечивающим политическое могущество государства».

Структурно-функциональное направление

Основоположником структурно-функционального  анализа считается американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979).

В работе «Система современных  обществ» он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты  относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы.

Сама система имеет две оси ориентации:

1. ориентируется ли система на события окружающей среды или на внутренние проблемы;

2. реагирует ли система на сиюминутные потребности или долговременные интересы.

Покупатель и продавец, посетитель ресторана и официант, портной и заказчик — все эти  «обслуживающий» и «обслуживаемые»  могут меняться местами в соответствии с изменением социальной ситуации. Следовательно, властные отношения  не следует рассматривать как иерархически односторонние, поскольку господство одних индивидов или групп в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах.

 

Герменевтическое  направление

Появление в 60-е гг. XX в. герменевтики как новой методологии анализа политики, разрывающей с позитивизмом, было обусловлено потребностями информационного общества, пришедшего на смену индустриальному. Западное индустриальное общество представляло собой атомизированную цепочку рыночного обмена, где индивиды конкурировали друг с другом в погоне за прибылью. Как замечал американский философ Эрих Фромм (1900—1980), индивидуализм «помог уничтожить все связи между отдельными индивидами, изолировав человека от своих собратьев». Восстановить разрушенные социальные связи — предназначение политики.

Современный мир представляет собой лингвистически структурированную  реальность. Взаимодействие индивидов  осуществляется в терминах и значениях  определенных языков и понятий. Политическая деятельность также подчинена существующей в обществе лингвистической культуре.

Герменевтическая парадигма в анализе политики исходит из того, что политическая власть есть способность и возможность формулировать актуальные и востребованные у населения политические идеи и концепции, поскольку они представляют собой социальные действия или лингвистические события, которые должны рассматриваться в контексте языка и понятий. Любая воспринимаемая субъектом информация, в том числе и политическая, представляется ему определенным набором визуальных и звуковых символов, а следовательно, он расшифровывает ее в формулах, имеющих для него смысл, воспринимая и усваивая лишь те символы, которые укладываются в систему координат его мировоззрения и картины мира.

В границах герменевтического  подхода политика рассматривалась  как средство коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. Однако политика — это особая форма коммуникации, отличная от других.

Специфика политики как формы коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций:

а) рациональный или прерывный, когда интересующий объект описывается, познается, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция, как это бывает у научного работника;

б) эмоциональный или непрерывный, связанный с тем, что познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание, «растворяется» в нем, «входит» в него, что свойственно искусству.

Наибольшее внимание в политической герменевтике уделяется  проблеме политической символики.

Институциональное направление

Как уже отмечалось, создателем теории института во французской политической мысли по праву считается Морис Ориу, который первым выдвинул эту концепцию еще в 1906 г., а всесторонне обосновал ее в своей диссертации, озаглавленной «Теория института и ее основания. Очерки социального витализма» (1925). Наиболее видным теоретиком этого направления был Морис Дюверже (род. 1917), внесший огромный вклад.

Политико-социологическое  направление

Политика может рассматриваться  в контексте ее связи с социальными  явлениями и процессами. Немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) в работе «Протестантская этика и дух капитализма» акцентировал внимание на социокультурных факторах политического развития.

По его мнению, природные  процессы находятся вне человека, и потому они объект его познания. И это должно привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Одним из первых он отметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования.

Бюрократия, по Максу  Веберу, — особенность не только западных обществ. Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной  системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.

Для идеального типа бюрократии характерны:

1) разделение труда,  обусловленное правилами и законами;

2) подчинение нижестоящих  должностных лиц вышестоящим;

3) назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

Элитологическое направление

Элитология — отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т.е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых.

Наибольшего развития это  направление достигло в рамках итальянской школы политической социологии.

Одним из основателей  элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848—1923).

Главное в социологической  концепции Парето — взгляд на общество как на систему, находящуюся в  состоянии подвижного равновесия в  результате взаимодействия множества различных элементов.

С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам».

 

1 Эл. ресурс WWW.Politoloqa.net.ru

2 Эл. ресурс WWW.ckct.org.ru

3 Политология Р.Е. Мухаев


Информация о работе Современные западные политологические школы