Содержание политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:47, реферат

Краткое описание

Сущность политической культуры и ее содержание. Особенности современной российской политической культуры. Новые подходы к типологии политической культуры. Главные критерии политической культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...……………...2
1. Определение сущности политической культуры…………………………3
2. Содержание политической культуры……………………...……………..10
3. Структура политической культуры общества……………...…………...12
4. Политическая культура России……………………………...……………14
Заключение………………………………………………………...……………19
Список использованной литературы…………………………...…………...21

Файлы: 1 файл

Сущность политической культуры и ее содержание.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………...……………...2

1. Определение сущности  политической культуры…………………………3

2. Содержание политической культуры……………………...……………..10

3. Структура политической культуры общества……………...…………...12

4. Политическая культура России……………………………...……………14

Заключение………………………………………………………...……………19

Список  использованной литературы…………………………...…………...21 
 

 

Введение 

    Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь  большое теоретическое   и практическое значение имеет исследование такой проблемы как   проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.

    Разговоры о политической культуре вошли у  нас в моду. Политики и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая    культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность   и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая  культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного контекста.

    Политическая  культура - обусловленная ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенная на практике совокупность норм, правил поведения, стиля его деятельности как участника политического процесса. Политическую культуру можно характеризовать и как ценностно-нормативную систему, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества.

    Политическая  культура - постоянно изменяющийся и развивающийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине «политическая культура» самого понятия «культура» создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга.

1. Определение сущности политической культуры 

    На  политическое поведение граждан  оказывают непосредственное воздействие  не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому, анализируя современное состояние политических процессов в России, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм, правил, принципов и обычаев, которые довольно жестко ограничивают возможности государственного деяния - да и рядового гражданина - как при выработке программ, так и в конкретных действиях.

    Политическая  культура является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел деяния вступает в столсновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваимости в процессе реализации. Таким образом, понимание особенностей политической культуры важно не только с научной, но и политической точки зрения, поскольку они могут способствовать преодолению и предотвращению различных кризисных ситуаций.

    Определение сущности политической культуры невозможно без правильного истолкования родового, исходного понятия "культура", обозначающего все многообразие различныхее видов ираскрывающего совокупность материальной и духовной культур, их органическое единство. Научная разработка проблем политической культуры как видового понятия по отношению к общей культуре стала возможна с обоснованием социального характера сущностных сил человека, реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время, является унивирсальным способом деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.

    Сложность политической культуры как многоуровневого  и многофункционального явления  предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных методологических принципов, обеспечивающих научное истолкование. В свете нового политического мышления, прежде всего, следует выделить принцип ее анализа как органической и целостной системы, которая является основой целостного всестороннего развития личности. Целостность и органичность политической культуры обеспечивают ее системообразующий фактор - политическую практику как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и развитие. Таким образом, в основе научного  анализа политической культуры лежит принцип единства в ней духовного и практического начал.

    Общим в объективном, научном подходе к пониманию политической культуры является представление о ней как о не отеемлемой части культуры человечества, связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической сфере  общества, их борьбой за государственную власть и ее использование. Социальные экономические факторы обуславливают политическую деятельность и связанную с ней политическую культуру, определяя отношения между социалиными общностями по поводу государственной власти.

    Политическая  культура - составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают совокупность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.

    Политическая  культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений  населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Следовательно, политическая культура - динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества.

    В соответствии со сказанным можно  дать следующее определение политической культуры: политическая культура - это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

    Впервые термин "Политическая культура" был  введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное  же представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитие теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М. Дюверже и некоторые другие ученые.

    Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.

    Политическая  культура относится к такому явлению  духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Поступательное развитие политической истории человеческого общества - это не только становление и развитие государства, утверждение и смена тех или иных форм его устройства и правления, политических режимов и политических систем, но и развитие социальных субъектов политики - личности, различных групп населения, общества в целом. В процессе этого развития субъекты политики усваивают ту или иную политическую культуру, которая соответственно своему характеру оказывает воздействие на политическую жизнь, политический процесс, политическую систему общества и политический режим. Воздействие настолько сильное, что отдельные политологи считают политическую культуру составной частью политической системы общества.

    Воплощая  ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность  понимать специфику своих властно  значимых интересов, действовать при  достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в определённых формах его практической деятельности, а также в институализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

    В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние  на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется  даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).

    Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

    Политической  культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

    - идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

    - ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

    - адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

    - социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

    - интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

    - коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

    В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

    Политическая  культура формируется десятилетиями  и даже столетиями. Она - результат познания объективных политических процессов и соответствующих выводов из них. В этом деле большая роль должна принадлежать целенаправленной деятельности общества, его институтов, борьбе с субъективизмом, догматизмом и волюнтаризмом. Слова должны соответствовать делам, теоретические политические знания призваны оказывать, больше того - лежать в основе политической деятельности людей, особенного руководителей.

Информация о работе Содержание политической культуры