Содержание политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:47, реферат

Краткое описание

Сущность политической культуры и ее содержание. Особенности современной российской политической культуры. Новые подходы к типологии политической культуры. Главные критерии политической культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...……………...2
1. Определение сущности политической культуры…………………………3
2. Содержание политической культуры……………………...……………..10
3. Структура политической культуры общества……………...…………...12
4. Политическая культура России……………………………...……………14
Заключение………………………………………………………...……………19
Список использованной литературы…………………………...…………...21

Файлы: 1 файл

Сущность политической культуры и ее содержание.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

    В общем, для политической культуры России характерно почти постоянное отсутствие базового консенсуса, национального согласия, "надлом этнического поля" (по Л.Гумилеву), нередко болезненный разлад между социальными группами. Различие субкультур подчас настолько разительны, что может создаваться впечатление, будто в России существуют отдельные нации, не обьединенные почти ничем, кроме общности языка и территории.

    Политическая  культура современной России пока представляет собой нечто неопределенное и  противоречивое. После "легализации" идеологического плюрализма в конце 1980-х годов очень скоро выяснилось, что преодоление политико-культурной гетерогенности в коммунистический период было иллюзорным. Можно констатировать, что, с одной стороны, сейчас с переменным успехом идет иногда скрытая, иногда явная борьба разнонаправленных политических тенденций, столкновение совершенно различных политических субкультур, представители которых пользуются настолько несхожими политическими языковыми и в силу склада своего мышления прибегают к столь различным системам политической аргументации, что, похоже, едва понимают друг друга. С другой стороны сужение легального пролитического спектра после событий 3-4 октября 1993 года, приведших вроде бы к удалению с политической сцены ряда радикальных оппозиционных организаций, вынуждает оппонентов правительства переходить от антисистемной оппозиции к внутрисистемной. Приходит постепенное осознание правящими кругами невозможности немедленного вхождения России в "общеевропейский  дом",  где ее никто не ждет. Понимание важности защиты государственных интересов и учета национальной специфики дает надежду на консолидацию российской политической культуры на некоторых компромиссных началах. Нынешняя ситуация ставит перед исследователями такие вопросы, на которые, вероятно, пока никто не сможет дать ответ. Еще неясно, что окажется сильнее - глубоко укоренившиеся тоталитарные стереотипы или эффект их банкротства и компроментации.

    Эффект  компроментации официально декларивовавшихся  коммунистами ценностей проявляется  в том, что в сознании людей полюсы добра и зла поменялись местами. Безработица, спекуляция, культ денег превратились во вполне приемлимые явления, в то время как гражданское равенство, социальная справедливость, патриотизм стали восприниматься многими как нечто занимательное, едва ли не неприличное, а бескорыстный энтузиазм оказался, чуть ли не симптомом слабоумия.

    В конечном счете, проблема эволюции политической культуры современной России сводится к тому, сможет ли наша страна построить устойчивую демократическую систему и достойно войти в третье тысячелетие, или, как уже бывало,  перевести груз авторитарно-монархических и тоталитарных традиций, и Россия вернется на круги своя. Причем вопрос вовсе не в том, можно ли привести в российскую политическую практику формальные демократические процедуры - как раз это не вызывает сомнений.

    Настоящая проблема заключается в том, можно  ли добиться в России цивилизованных и органичных отношений между  человеком и государством, при  которых граждане смогли бы действительно влиять на политику властей, а государство было бы не самодовлеющей бюрократической корпорацией или институтом удовлетворения чьих-либо эгоистических интересов, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности развития. Остается на это надеятся.

 

Заключение 

    Жители  нашей страны веками ориентировались  по преимуществу на нормы общинного  коллективизма, на примат интересов  семьи, общины, сословия, государства  перед целями, потребностями и  ценностями отдельной личности.

    Говоря  о политической культуре России, нельзя не отметить ее обращенность в будущее, пестроту политических субкультуры  культур, постоянное отсутствие национального  согласия. Важной характеристикой духовной ситуации в России является извечный спор «самобытников» и 
«западников»: одни мифологизируют «особость», другие «отставание». Этот спор периодически принимает агрессивную форму выяснения традиционного вопроса «кто виноват?»: косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство, или западные проекты, навязывающие России ино- культурные, а потому негодные для нее рецепты. И практически не имеют успеха попытки разумно совместить идеи, провести модернизацию России, учитывая и национальную самобытность, и мировой опыт.

    Современная политическая культура России отмечена также ростом роли политической риторики. Она сегодня обращена не к конкретным интересам человека, а к преобладающим  настроениям, сближающим людей разного  положения и разных интересов. Для  успеха политики решающее значение приобретает не столько содержание идей и программ, сколько словесное их обрамление, броские обещания без какой-либо расшифровки и разъяснения последствий и реализации тех или иных лозунгов для отдельных групп населения и общества в целом. Особенно наглядны в этом смысле предвыборные выступления кандидатов во время политических кампании.

    Среди особенностей российской политической культуры следует назвать и то, что партии сегодня занимают в  общественном мнении, а следовательно, и в общественной жизни, явно периферийное положение. Это объясняется отсутствием структурированности общества, слабым осознанием его подгруппами своих интересов. По сути страна живет не в многопартийной, а в протопартийной системе, где идеологический фактор не играет интегрирующей роли.

    Гуманизм, нравственность в политике - стержневая идея политической культуры, источник ее формирования и развития, а демократизация - ее реальное основание, так как  в конечном итоге она служит утверждению  принципов реального гуманизма, составляющих критерий социальной эффективности общества.

    Эти выводы имеют принципиальное значение для формирования новых подходов к типологии политической культуры. Поскольку в обществе политическая культура выступает, прежде всего, как  культура политической власти на всех уровнях, уровень реальной демократии, гуманности человеческих отношений, нравственности политической культуры, власти - главные критерии политических культур.

    То  есть основная функция новой политической культуры - культуры согласия - поддержание развития на основе использования конфликта, противоречия как главного метода социально-политического развития.

 

Список использованной литературы 

  1. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. – 488 с.
  2. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. Учебник. – М.: МГИМО(У) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
  3. Панарин А.С. Политология. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000. – 480 с.
  4. Политология. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Зерцало, 2000. – 608 с.
  5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 447 с.
  6. Самыгин С.И., Самыгин П.С. Политология для технических вузов. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002. – 384 с.
  7. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 559 с.

Информация о работе Содержание политической культуры