Политическая культура:содержание и типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа

Краткое описание

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают совокупность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.

Оглавление

Политическая культура: содержание и типология.
Перечислите признаки падения легитимности власти.
Перечислите функции политики.
Проанализируйте роль СМИ в развитии политического конфлик

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 34.16 Кб (Скачать)

Вопросы контрольной работы:

 
    1. Политическая  культура: содержание и типология.
    2. Перечислите признаки падения легитимности власти.
    3. Перечислите функции политики.
    4. Проанализируйте роль СМИ в развитии политического конфликта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос №1. Политическая культура: содержание и типология. 

      Политическая  культура — составная часть общей  культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают совокупность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.

      Политическая  культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Следовательно, политическая культура —

динамичное  явление, в котором в той или  иной мере заложены наследственные качества. В соответствии со сказанным можно дать следующее определение политической культуры: Политическая культура — это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.

      Впервые термин "Политическая культура" был  введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное же представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитие теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М. Дюверже и некоторые другие ученые.

      Характеризуя  самые устойчивые представления  человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.

      В то же время сосуществование ценностей  и сиюминутной (чувственной) мотивации поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней "логичным", "нелогичным" и "нелогичным" элементам (В.Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида. Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

      Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правила, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы официальные цели "социалистического строительства" в значительной мере внедрялись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не строились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим  строем прошло там достаточно безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.

      Однако  в разных странах — и даже в  тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию насилия, — там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.

      Политическая  культура относится к такому явлению  духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Поступательное развитие политической истории человеческого общества — это не только становление и развитие государства, утверждение и смена тех или иных форм его устройства и правления, политических режимов и политических систем, но и развитие социальных субъектов политики — личности, различных групп населения, общества в целом. В процессе этого развития субъекты политики усваивают ту или иную политическую культуру, которая соответственно своему характеру оказывает воздействие на политическую жизнь, политический процесс, политическую систему общества и политический режим. Воздействие настолько сильное, что отдельные политологи считают политическую культуру составной частью политической системы общества. 

Типология политической культуры. 

Под влиянием общественных условий, а также получивших массовое распространение норм и образцов поведения граждан, особенностей быта различных социальных групп и т.д. политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоев населения, регионов государства.

      Марксистско-ленинская  концепция исходит из того что  типология культуры, а, следовательно, и политической культуры, зависит от переживаемой обществом

исторической формации (поэтому культура может быть рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической), а также отсоциально-классового состава, который ее исповедует (поэтому культура может быть, к примеру, дворянской, буржуазной, пролетарской). Причем, господствующей

культурой в обществе, согласно марксизму-ленинизму, является культура господствующего в стране класса.

      В западной политологии нашла отражение  и получила наибольшее признание классификация политических культур, обладающих общезначимыми свойствами, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура", вышедшей в 1963 году. Они выделяют три типа политической культуры:

      - патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политике. Этот тип политической культуры имел место в условиях средневековья. Ныне он присущ слаборазвитым странам, где масса населения безграмотна. А, как известно, безграмотный человек находится вне политики;

            - подданнический или авторитарный. Этот тип политической культуры предполагает отстранение граждан от политики как самостоятельных ее субъектов. Но допускает и возможность их участия в политической жизни в рамках, определенных властными структурами. В таком случае политическая активность масс, инспирируемая властями, используется ими для поддержки своего курса, руководства обществом;

      -  активистский, проявляющийся в активном участии граждан в политической жизни, которая строится на основе их заинтересованности и добровольности, реализуется в различных формах деятельности многочисленных субъектов политики.

      Согласно  концепции Алмонда и Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта — рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С.Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель:

      1) общая положительная оценка значения  деятельности национального правительства для него лично и глубокое сознание этого факта;

      2) высокий уровень интереса к  деятельности правительства и  хорошая осведомлённость в этой области;

      3) чувство гордости за политические  институты своей нации;

      4)ожидание  того, что ему будет оказано  равное и внимательное отношение  со стороны официальных лиц;

      5) желание обсуждать вопросы политики  публично или в кругу друзей  и знакомых;

      6) открытое и лояльное проявление  оппозиционных настроений;

      7) чувство удовлетворения в связи  с проведением общенациональных  политических мероприятий, например кампаний по выборам;

      8) компетентность суждений по поводу  правительственной политики и  развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;

      9) компетентность в использовании  правовых установлений в целях  успешного противодействия актам произвола;

      10) вера в то, что демократия участия  является необходимой и желательной системой государственного управления.

Однако  результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются.

      Идеалы  политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердивший гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестанской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №2. Перечислите признаки падения легитимности власти. 

    Признаками  падения легитимности власти являются: 
     
    1. Рост степени принуждения; 
    2. Ограничение прав и свобод; 
    3. Запрещение политических партий и независимой прессы; 
    4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами; 
    5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) - наиболее существенные показатель делегитимизации власти; 

    Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты - открытые формы недовольства режимом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Вопрос  №3. Перечислите функции политики. 

В современных  обществах политика выполняет следующие  наиболее значимые функции, без которых  они не могут развиваться нормально:

1) функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

Информация о работе Политическая культура:содержание и типология