Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа
Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают совокупность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.
Политическая культура: содержание и типология.
Перечислите признаки падения легитимности власти.
Перечислите функции политики.
Проанализируйте роль СМИ в развитии политического конфлик
Вопрос
№1. Политическая культура:
содержание и типология.
Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают совокупность наиболее устойчивых политических ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что политическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что политическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявление, реализацию в политической практике.
Политическая культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, верованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Следовательно, политическая культура —
динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества. В соответствии со сказанным можно дать следующее определение политической культуры: Политическая культура — это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни.
Впервые термин "Политическая культура" был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное же представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитие теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М. Дюверже и некоторые другие ученые.
Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
В
то же время сосуществование
Там
же, где люди отчуждены от власти
и не имеют возможности
Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебрегающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию насилия, — там распадается ткань политической культуры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаимоотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением человеческого сообщества.
Политическая
культура относится к такому явлению
духовной жизни народа, которое оказывает
существенное влияние на самые разные
стороны его политической жизни и на основании
которого можно судить об уровне политической
зрелости общества. Поступательное развитие
политической истории человеческого общества
— это не только становление и развитие
государства, утверждение и смена тех
или иных форм его устройства и правления,
политических режимов и политических
систем, но и развитие социальных субъектов
политики — личности, различных групп
населения, общества в целом. В процессе
этого развития субъекты политики усваивают
ту или иную политическую культуру, которая
соответственно своему характеру оказывает
воздействие на политическую жизнь, политический
процесс, политическую систему общества
и политический режим. Воздействие настолько
сильное, что отдельные политологи считают
политическую культуру составной частью
политической системы общества.
Типология
политической культуры.
Под влиянием общественных условий, а также получивших массовое распространение норм и образцов поведения граждан, особенностей быта различных социальных групп и т.д. политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слоев населения, регионов государства.
Марксистско-ленинская концепция исходит из того что типология культуры, а, следовательно, и политической культуры, зависит от переживаемой обществом
исторической формации (поэтому культура может быть рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической), а также отсоциально-классового состава, который ее исповедует (поэтому культура может быть, к примеру, дворянской, буржуазной, пролетарской). Причем, господствующей
культурой в обществе, согласно марксизму-ленинизму, является культура господствующего в стране класса.
В западной политологии нашла отражение и получила наибольшее признание классификация политических культур, обладающих общезначимыми свойствами, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура", вышедшей в 1963 году. Они выделяют три типа политической культуры:
- патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политике. Этот тип политической культуры имел место в условиях средневековья. Ныне он присущ слаборазвитым странам, где масса населения безграмотна. А, как известно, безграмотный человек находится вне политики;
- подданнический или авторитарный. Этот тип политической культуры предполагает отстранение граждан от политики как самостоятельных ее субъектов. Но допускает и возможность их участия в политической жизни в рамках, определенных властными структурами. В таком случае политическая активность масс, инспирируемая властями, используется ими для поддержки своего курса, руководства обществом;
- активистский, проявляющийся в активном участии граждан в политической жизни, которая строится на основе их заинтересованности и добровольности, реализуется в различных формах деятельности многочисленных субъектов политики.
Согласно концепции Алмонда и Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта — рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С.Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель:
1)
общая положительная оценка
2) высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомлённость в этой области;
3)
чувство гордости за
4)ожидание
того, что ему будет оказано
равное и внимательное
5)
желание обсуждать вопросы
6)
открытое и лояльное
7)
чувство удовлетворения в
8)
компетентность суждений по
9)
компетентность в
10)
вера в то, что демократия участия
является необходимой и
Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются.
Идеалы
политической культуры западного типа
восходят к полисной (городской) организации
власти в Древней Греции, предполагавшей
обязательность участия граждан в решении
общих вопросов, а также к римскому праву,
утвердивший гражданский суверенитет
личности. Огромное влияние на их содержание
оказали и религиозные ценности христианства,
прежде всего протестанской и католической
его ветвей. Специфика же восточных норм
и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности
общинных структур аграрного азиатского
общества, формировавшихся под воздействием
ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской
и индо-буддийской культур.
Вопрос
№2. Перечислите
признаки падения легитимности
власти.
Признаками
падения легитимности власти являются:
1. Рост степени принуждения;
2. Ограничение прав и свобод;
3. Запрещение политических партий и независимой
прессы;
4. Рост коррумпированности всех институтов
власти, сращение с криминальными структурами;
5. Низкая экономическая эффективность
власти (понижение уровня жизни различных
групп населения) - наиболее существенные
показатель делегитимизации власти;
Крайней точкой
падения легитимности власти являются
революция, государственные перевороты
- открытые формы недовольства режимом.
Вопрос
№3. Перечислите функции
политики.
В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:
1) функция обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;
2) функция мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;
Информация о работе Политическая культура:содержание и типология