Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 08:01, контрольная работа
О наличии ситуации, предшествующей политической реформе, можно судить по многим признакам. Это рост недовольства масс деятельностью политических институтов, усиление отчужденности от власти, дестабилизация политической жизни; делегитимация определенных политических статусов, ролей, норм, институтов. В конечном счете, все отмеченные явления порождаются тем, что политическая система теряет способность артикулировать общие интересы, гармонизировать их с интересами групповыми, личными. Она перестает должным образом выполнять свои функции интеграции общества.
Цель работы: рассмотреть процесс политических преобразований в странах Восточной Европы и СНГ, и проанализировать факторы, объясняющие относительно медленные темпы реформ в этих странах.
Введение…………………………………….…………………………………...........3
1.Политическая трансформация стран Восточной Европы ……………………….4
2.Осуществление системных реформ в СНГ ……………………………….…....…8
3.Анализ подходов к реформам стран Восточной Европы и СНГ ………….…....12
4.Заключение…………………………………………………………….……………18
5.Список литературы…………………………………….…………………………...19
Опыт переходных преобразований в некоторых странах СНГ свидетельствует о том, что системные реформы, не опирающиеся на надлежащие институты, включая активное и хорошо организованное гражданское общество, вряд ли принесут успешные результаты. Набор и темпы осуществления реформ в отдельных странах, как представляется, тесно связаны с их национальными институтами, историей, экономическими условиями и политической средой. В некоторых случаях неоднократные неудачные попытки обеспечить состязательность в политической системе и установить реальное верховенство закона привели к тому, что реформы осуществлялись частично и пробуксовывали, если те, кто оказался в выигрыше от первой волны реформ, блокировали дальнейший прогресс. С самого начала процесса перехода к рыночной экономике страны региона ЕЭК, имевшие ранее централизованно планируемую экономику, придерживались различных точек зрения и подходов в отношении путей и методов осуществления переходного процесса. Согласно преобладавшей точке зрения, система централизованного планирования и рыночная экономика представляли собой начальную и конечную точки переходного процесса, а исходные условия и политические возможности определяли соответствующие стратегии реформ. Последовательность реформ определялась представлением о том, что быстрая либерализация цен и укрепление бюджетной дисциплины на предприятиях в сочетании с эффективной стабилизационной политикой и быстрой приватизацией производственных активов путем простой смены собственников обусловят серьезную необходимость, а затем и реализацию на практике принципа верховенства закона и других институтов, поддерживающих рыночные механизмы.
В свою очередь это должно было стимулировать появление на рынке новых субъектов и реструктуризацию ранее неэффективных государственных предприятий, способствуя созданию функционирующей рыночной экономики. Концепция "шоковой терапии", основанная на неоклассических экономических теориях, являлась преобладающим подходом к осуществлению реформ на ранних этапах переходного процесса при активном участии международных финансовых учреждений. Сторонники более постепенного подхода подчеркивали, что либерализация и приватизация должны осуществляться параллельно с институциональными реформами, которые являются ключом к успешным переходным преобразованиям, а не "автоматическим" результатом либерализации и приватизации. Помимо все более широкой поддержки среди научных кругов данный подход, подчеркивающий необходимость создания институциональных структур, с самого начала переходных преобразований был рекомендован ЕЭК ООН. Со временем различные точки зрения стали в целом сходиться к общему мнению, согласно которому, "как быто ни было, опыт переходного процесса свидетельствует о том, что политика либерализации, стабилизации и приватизации, не опирающаяся на надлежащие институциональные структуры, не может принести успешных результатов".
Независимо
от избранного пути реформ, любой анализ
окончательного успеха системных реформ
должен дать ответ на главный вопрос:
удалось ли странам с ранее
централизованно планируемой
Прошло
более пятнадцати лет с начала
экономических и политических преобразований
в странах с ранее
Заключение
Предпосылками и факторами политической модернизации являются: обострение политических противоречий в результате устарелости элементов и функций системы власти; возникновение кризисных ситуаций; стремление ведущих социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких масс ориентации на изменение политических структур.
Как свидетельствует опыт стран Латинской Америки, Восточной Европы, России и других стран СНГ, соединение ценностей политической демократии и социальной справедливости при осуществлении реформ оказывается трудно достижимым. Однако без такого соединения возникающие “поставторитарные” или “постсоциалистические” политические режимы обречены на нестабильность, на движении не в сторону демократии, а от нее.
В странах Восточной Европы реформы переросли в политические перевороты, приведшие к реставрации капиталистических отношений. Произошла ломка политической системы в государствах СНГ. Вместо обновления социализма, как это декларировалось ранее, совершился демонтаж его основ и утверждение качественно иного общественного и политического строя. Реальная диалектика политического процесса оказалась значительно сложнее, чем это представляется догматическому мышлению, разделяющему реформирование как якобы только частичное преобразование системы и революционное развитие.
В
политических процессах, развернувшихся
в странах СНГ, переплетаются
разнокачественные изменения: от модернизации
исчерпавших себя институтов, ценностей
и норм, социалистических по природе до
утверждения либеральных и консервативных
форм политической жизни, давно пройденных
западными странами. И, тем не менее, процесс
имеет свою логику, и прослеживаются его
этапы. Таким образом, достигнутый
в последнее время успех в осуществлении
реформ в некоторых странах позволяет
надеяться на то, что следующие этапы экономических
преобразований в СНГ будут более успешными,
чем в течение первых десятилетий.
Список литературы
Тема 19. Страны Центральной и Восточной Европы
Угрозы и возможности в Восточной Европе
Глава 5. Ход системных реформ в СНГ.
Информация о работе Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ