Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 08:01, контрольная работа

Краткое описание

О наличии ситуации, предшествующей политической реформе, можно судить по многим признакам. Это рост недовольства масс деятельностью политических институтов, усиление отчужденности от власти, дестабилизация политической жизни; делегитимация определенных политических статусов, ролей, норм, институтов. В конечном счете, все отмеченные явления порождаются тем, что политическая система теряет способность артикулировать общие интересы, гармонизировать их с интересами групповыми, личными. Она перестает должным образом выполнять свои функции интеграции общества.

Цель работы: рассмотреть процесс политических преобразований в странах Восточной Европы и СНГ, и проанализировать факторы, объясняющие относительно медленные темпы реформ в этих странах.

Оглавление

Введение…………………………………….…………………………………...........3

1.Политическая трансформация стран Восточной Европы ……………………….4
2.Осуществление системных реформ в СНГ ……………………………….…....…8
3.Анализ подходов к реформам стран Восточной Европы и СНГ ………….…....12
4.Заключение…………………………………………………………….……………18
5.Список литературы…………………………………….…………………………...19

Файлы: 1 файл

Политология контрольная.docx

— 48.45 Кб (Скачать)

     Опыт  переходных преобразований в некоторых  странах СНГ свидетельствует о том, что системные реформы, не опирающиеся на надлежащие институты, включая активное и хорошо организованное гражданское общество, вряд ли принесут успешные результаты. Набор и темпы осуществления реформ в отдельных странах, как представляется, тесно связаны с их национальными институтами, историей, экономическими условиями и политической средой. В некоторых случаях неоднократные неудачные попытки обеспечить состязательность в политической системе и установить реальное верховенство закона привели к тому, что реформы осуществлялись частично и пробуксовывали, если те, кто оказался в выигрыше от первой волны реформ, блокировали дальнейший прогресс. С самого начала процесса перехода к рыночной экономике страны региона ЕЭК, имевшие ранее централизованно планируемую экономику, придерживались различных точек зрения и подходов в отношении путей и методов осуществления переходного процесса. Согласно преобладавшей точке зрения, система централизованного планирования и рыночная экономика представляли собой начальную и конечную точки переходного процесса, а исходные условия и политические возможности определяли соответствующие стратегии реформ. Последовательность реформ определялась представлением о том, что быстрая либерализация цен и укрепление бюджетной дисциплины на предприятиях в сочетании с эффективной стабилизационной политикой и быстрой приватизацией производственных активов путем простой смены собственников обусловят серьезную необходимость, а затем и реализацию на практике принципа верховенства закона и других институтов, поддерживающих рыночные механизмы.

     В свою очередь это должно было стимулировать  появление на рынке новых субъектов  и реструктуризацию ранее неэффективных  государственных предприятий, способствуя  созданию функционирующей рыночной экономики. Концепция "шоковой терапии", основанная на неоклассических экономических теориях, являлась преобладающим подходом к осуществлению реформ на ранних этапах переходного процесса при активном участии международных финансовых учреждений. Сторонники более постепенного подхода подчеркивали, что либерализация и приватизация должны осуществляться параллельно с институциональными реформами, которые являются ключом к успешным переходным преобразованиям, а не "автоматическим" результатом либерализации и приватизации. Помимо все более широкой поддержки среди научных кругов данный подход, подчеркивающий необходимость создания институциональных структур, с самого начала переходных преобразований был рекомендован ЕЭК ООН. Со временем различные точки зрения стали в целом сходиться к общему мнению, согласно которому, "как быто ни было, опыт переходного процесса свидетельствует о том, что политика либерализации, стабилизации и приватизации, не опирающаяся на надлежащие институциональные структуры, не может принести успешных результатов".

     Независимо  от избранного пути реформ, любой анализ окончательного успеха системных реформ должен дать ответ на главный вопрос: удалось ли странам с ранее  централизованно планируемой экономикой создать конкурентоспособную рыночную экономику, основанную на частной собственности, и если да, то в какой степени. Или, иными словами, приводят ли добровольные частные решения на рынке, принимаемые  исключительно под влиянием рыночных цен, к сделкам, способствующим повышению  благосостояния общества? Для ответа на вопрос сравним различные элементы реформы в странах СНГ: базовые реформы (либерализация цен и внешней торговли, укрепление бюджетной дисциплина на предприятиях и изменение структуры собственности на производственные активы) устанавливают "правила игры", от которых зависит, в какой степени заключаемые сделки действительно определяются рыночными сигналами. В отличие от этого, структурные реформы – или создание институтов поддержки рынка – закладывают правовую основу для осуществления прав собственности и контроля и тем самым определяют условия, от которых зависит, в какой степени реально функционируют базовые нормативные принципы. В случае успешного осуществления структурных реформ заключаемые на рынке сделки, определяемые ценовыми факторами, будут способствовать повышению благосостояния. [5.]

     Прошло  более пятнадцати лет с начала экономических и политических преобразований в странах с ранее централизованно  планируемой экономикой, и, по общему признанию, за этот период страны восточной  Европы добились более значительного  прогресса в осуществлении рыночных реформ, чем большинство членов Содружества  Независимых Государств (СНГ). Если наиболее передовые в этом плане  страны уже вступили или находятся  на пороге вступления в Европейский  союз, то странам СНГ еще только предстоит решать серьезные задачи на их долгом пути к созданию работающей рыночной экономики. [3.]

 

Заключение

     Предпосылками и факторами политической модернизации являются: обострение политических противоречий в результате устарелости элементов  и функций системы власти; возникновение  кризисных ситуаций; стремление ведущих  социальных групп к преобразованию политических отношений и институтов; формирование в политическом сознании господствующих групп и широких  масс ориентации на изменение политических структур.

     Как свидетельствует опыт стран Латинской  Америки, Восточной Европы, России и  других стран СНГ, соединение ценностей  политической демократии и социальной справедливости при осуществлении  реформ оказывается трудно достижимым. Однако без такого соединения возникающие  “поставторитарные” или “постсоциалистические” политические режимы обречены на нестабильность, на движении не в сторону демократии, а от нее.

     В странах Восточной Европы реформы  переросли в политические перевороты, приведшие к реставрации капиталистических отношений. Произошла ломка политической системы в государствах СНГ. Вместо обновления социализма, как это декларировалось ранее, совершился демонтаж его основ и утверждение качественно иного общественного и политического строя. Реальная диалектика политического процесса оказалась значительно сложнее, чем это представляется догматическому мышлению, разделяющему реформирование как якобы только частичное преобразование системы и революционное развитие.

     В политических процессах, развернувшихся в странах СНГ, переплетаются  разнокачественные изменения: от модернизации исчерпавших себя институтов, ценностей и норм, социалистических по природе до утверждения либеральных и консервативных форм политической жизни, давно пройденных западными странами. И, тем не менее, процесс имеет свою логику, и прослеживаются его этапы. Таким образом, достигнутый в последнее время успех в осуществлении реформ в некоторых странах позволяет надеяться на то, что следующие этапы экономических преобразований в СНГ будут более успешными, чем в течение первых десятилетий. 

Список  литературы

    1. Бляхман М.О, Кротов С.И. Россия и СНГ – уроки первого десятилетия. Спб, 2001. С.86.
    2. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал, 2006, № 4.
    3. Адрес сайта: http://www.milogiya2007.ru/mireconom19.htm

      Тема 19. Страны Центральной и Восточной  Европы

    1. Адрес сайта: http://www.inosmi.ru/world/20061226/231892.html

      Угрозы  и возможности в Восточной Европе

    1. Адрес сайта: http://www.unece.org/ead/pub/031/ru/031_5_r.pdf

      Глава 5. Ход системных реформ в СНГ.

Информация о работе Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ