Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 08:01, контрольная работа

Краткое описание

О наличии ситуации, предшествующей политической реформе, можно судить по многим признакам. Это рост недовольства масс деятельностью политических институтов, усиление отчужденности от власти, дестабилизация политической жизни; делегитимация определенных политических статусов, ролей, норм, институтов. В конечном счете, все отмеченные явления порождаются тем, что политическая система теряет способность артикулировать общие интересы, гармонизировать их с интересами групповыми, личными. Она перестает должным образом выполнять свои функции интеграции общества.

Цель работы: рассмотреть процесс политических преобразований в странах Восточной Европы и СНГ, и проанализировать факторы, объясняющие относительно медленные темпы реформ в этих странах.

Оглавление

Введение…………………………………….…………………………………...........3

1.Политическая трансформация стран Восточной Европы ……………………….4
2.Осуществление системных реформ в СНГ ……………………………….…....…8
3.Анализ подходов к реформам стран Восточной Европы и СНГ ………….…....12
4.Заключение…………………………………………………………….……………18
5.Список литературы…………………………………….…………………………...19

Файлы: 1 файл

Политология контрольная.docx

— 48.45 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Филиал  Уральского государственного экономического университета

в г. Березники 

Кафедра общественных наук 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Политология»

На тему: «Содержание политических реформ в государствах

Восточной Европы и СНГ» 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса

группы  ЭКПС-091

Проверил: 
 
 
 
 
 

г. Березники

2010 г. 

Содержание

     стр.

Введение…………………………………….…………………………………...........3

  1. Политическая трансформация стран Восточной Европы ……………………….4
  2. Осуществление системных реформ в СНГ ……………………………….…....…8
  3. Анализ подходов к реформам стран Восточной Европы и СНГ ………….…....12
  4. Заключение…………………………………………………………….……………18
  5. Список литературы…………………………………….…………………………...19
  6.  

Введение

     Актуальность  темы: Понятие «реформа» ныне прочно вошло в практику многих стран. В последние десятилетия реформы (главным образом экономические) проводились в ряде стран Восточной Европы, СНГ, в Китае.

     Политическая  модернизация не всегда плавный, непротиворечивый процесс. Достаточно обратиться к практике европейских стран, чтобы убедиться  в его сложности и прерывности. Реформы связаны с серьезной  политической и идеологической борьбой  за власть, с возникновением кризисных  ситуаций. Они не отгорожены от революции  и контрреволюции, а могут переходить как в первое, так и во второе.

     Политическая  реформа по большей части становится необходимостью под напором обострившихся  противоречий и обычно является уступкой со стороны господствующих социальных сил не господствующим. Поэтому она (реформа) неоднозначна по содержанию и по влиянию на политическую жизнь. С одной стороны, реформа предполагает движение вперед, расширяет права  и свободы масс; с другой - является «предохранительной реакцией», т. е. сохраняющей  господствующую систему от падения. Роль политической реформы в качестве средства стабилизации господствующей политической системы проявляется  в условиях различных моделей  общества. Но приоритетна она не во всех случаях.

     О наличии ситуации, предшествующей политической реформе, можно судить по многим признакам. Это рост недовольства масс деятельностью  политических институтов, усиление отчужденности  от власти, дестабилизация политической жизни; делегитимация определенных политических статусов, ролей, норм, институтов. В конечном счете, все отмеченные явления порождаются тем, что  политическая система теряет способность  артикулировать общие интересы, гармонизировать  их с интересами групповыми, личными. Она перестает должным образом  выполнять свои функции интеграции общества.

     Цель  работы: рассмотреть процесс политических преобразований в странах Восточной Европы и СНГ, и проанализировать факторы, объясняющие относительно медленные темпы реформ в этих странах. 

  1. Политическая трансформация стран Восточной Европы

     После четырех десятилетий, на протяжении которых существовала (в основном) однопартийная система правления  с присущими ей всеобщим дефицитом, медленным техническим прогрессом и низким качеством потребительских  товаров, в восточноевропейских  странах широко признавалась необходимость  осуществления радикального перехода к политической свободе и современной  рыночной экономике. Кроме того, существовал  общий консенсус относительно задачи укрепления политической и экономической  интеграции с западноевропейскими  странами. Поэтому в данных странах коммунистическая система распалась без насилия и во многом в результате коллективных, организованных и широких гражданских процессов. В целом в большинстве этих стран государственное строительство не представляло сложной проблемы.

     Все государства Восточной Европы входят в число стран с переходной экономикой. После падения или  трансформации коммунистических режимов  в 1989-1991 гг. в странах региона осуществляется переход от административно-командной  к рыночной системе. При этом важную роль продолжают играть такие сходные  условия, как уровень экономического развития, наличие элементов рыночной экономики до установления и в  период господства административно-командной  системы, преобладающий менталитет населения, открытость экономики в  отношении развитых стран. Так, Чехия  и Словения, в которых ВВП на душу населения близок к показателям  таких стран, как Греция и Португалия, и где ещё до Второй мировой  Войны сложилась рыночная экономика, добились гораздо больших успехов  при переходе к рынку, чем Болгария и Румыния, не говоря уж об Албании. [1.]

     Создание  рыночных институтов в странах Восточной  Европы осуществлялась в результате переплетения двух вариантов преобразования: эволюционного (градуалистического) и радикального (шокового). Последний вариант - «шоковой терапии» подразумевал быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка.

     "Шоковая  терапия" принесла относительный  успех в странах, имевших до  начала реформ достаточно большой  частный сектор в производстве  и торговле. В Польше шоковая  терапия довольно быстро подавила (и то не совсем) государственный  сектор экономики, но стимулировала  частный в промышленности (прежде  всего в мелкой и средней), торговле  и сельском хозяйстве. Преимущественно  эволюционный характер реформ  характерен для Болгарии, Венгрии,  Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования  применялись в Польше и в  меньшей мере - в Чехии.

     Наибольшие  результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центрально-европейских  странах - Венгрии, Польши, Словении, Чехии. Гораздо медленнее и с огромными  трудностями происходит переход  к рынку в странах Балканского  региона - Албании, Болгарии, Румынии, республиках  бывшей Югославии. Но при всех различиях  в странах Восточной Европы утвердились  основы рыночной экономики: ликвидировано  централизованная планирование, произошла  либерализация цен на большинство  товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит.

     Однако  практика показала, что переход к  рыночным отношениям требует более  длительной и постепенной трансформации  всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли  к долгосрочной стратегии экономических  преобразований, предусматривающей  структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

     В ходе рыночных реформ в 90-е гг. преобладали 3 главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация.

     Политическая  трансформация стран Восточной  Европы, новых государств Евразии, соответственно и экономические перемены оказали  определённое воздействие на ситуацию в мировой экономике. [3.]

     Изменения в политическом климате Восточной  Европы также оказывают влияние  на схемы регионального взаимодействия. В последнее десятилетие для  восточноевропейских государств был характерен высокий уровень региональной солидарности. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия создали Вишеградскую группу для развития регионального сотрудничества и координации политики накануне первого раунда расширения НАТО и ЕС. Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия и Эстония в 2000 г. объединились в рамках вильнюсской группы (V-10), призванной развивать солидарность и сотрудничество среди стран, готовящихся к членству в НАТО.

     Хотя  страны новой Европы объединяет ряд  черт - в особенности, желание сбросить политические и экономические оковы, навязанные коммунизмом, и интегрироваться  в евроатлантические институты - они являются пестрой группой  с разнообразными историческими  и культурными традициями и различным  уровнем экономического развития. Скажем, у Словении больше общего с Венгрией и Австрией, чем с Болгарией  или Румынией. У Польши более тесные связи с Соединенными Штатами, чем  со многими соседними странами и  даже с Западной Европой. У Литвы  прочные исторические связи с  Польшей, и она считает себя в  равной степени центральноевропейской  и балтийской страной. Эстония поддерживает более тесные связи с Финляндией, чем с большинством стран Восточной  Европы.

     После вступления в ЕС и НАТО региональное сотрудничество, дававшее о себе знать  в последние годы, может уступить место существующим разногласиям и  привести к возникновению новых  региональных группировок. Например, Польша могла бы сместиться в сторону 'большой  пятерки НАТО' (Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция), в то время  как Венгрия - приступить к более  тесному сотрудничеству со странами Восточной Европы - такими, как Австрия, Словения и Хорватия - и такими регионами, как Бавария. В свою очередь, страны Балтии могут координировать свою политику с политикой североевропейских  государств.

     В то же время, начинают зарождаться новые  политические связи. Самым значимым событием в этом отношении стало  польско-украинское сближение, идущее с начала 1990-х. Исторически отношения  между двумя государствами отличались значительной напряженностью и недоверием. Однако за последние полтора десятка лет две страны сумели преодолеть враждебность и наладить весьма теплые отношения. Это примирение подкрепило развитие экономических связей и военного сотрудничества, примером которого служит решение Варшавы и Киева о создании совместного батальона для участия в международных миротворческих операциях под эгидой НАТО и ЕС. Это подразделение успешно действует в Косово.

     Однако  недавнее поражение Оранжевой революции  является основным препятствием процессу закрепления Украины на Западе. В  новом правительстве национального  единства, возглавленном премьер-министром  Виктором Януковичем, доминируют коррумпированные олигархи и политики из дискредитированной эпохи Кучмы. Хотя президент Виктор Ющенко выступает за прозападный  курс, в том числе, возможное вступление в НАТО и ЕС, его полномочия ограничены конституционной реформой, вступившей в силу в январе 2006 г., которая  усиливает власть премьер-министра.

     Вероятно, перестановка сил на Украине окажет значительное влияние на другие постсоветские  государства и затруднит Грузии и Молдавии проведение прозападного курса. Возможно, Москва испытает соблазн  увеличить давление на обе страны с тем, чтобы они ограничили свои связи с Европой и Соединенными Штатами. Президент Белоруссии Александр  Лукашенко - единственный уцелевший  в Европе диктатор - сможет безнаказанно ужесточать свое авторитарное правление.

     Поражение Оранжевой революции стало особым ударом для Польши. Варшава активнее всех поддерживала интеграцию Украины  в евроатлантические институты, а бывший президент Польши Александр  Квасьневский (Aleksander Kwasniewski) сыграл ключевую роль в достижении соглашения, позволившего разрешить кризис на Украине в  ноябре-декабре 2004 г. С поражением Оранжевой  революции и возвращением к власти сил, разгрому которых Варшава способствовала два года назад, польское правительство  вынуждено бороться за сохранение остатков своего влияния в Киеве. [4.] 

  1. Осуществление системных реформ в СНГ

     Начало  системных реформ в СНГ тесно  связано с роспуском Советского Союза в декабре 1991 года. К этому  времени большинство бывших советских  республик уже объявили о своей  независимости и незамедлительно  приступили к осуществлению первоначальных программ реформ, сопровождавшихся введением  новых национальных валют вместо прежнего советского рубля, который  стал отныне российским.

     В 1992 году Россия осуществила шоковые  реформы: было осуществлено дерегулирование  большинства потребительских цен  и начата программа массовой приватизации с помощью ваучерной схемы, предоставлявшей  значительные привилегии администрации  и работникам приватизированных  промышленных компаний. Первый этап приватизации был завершен к середине 1994 года, и в 1995–1997 годах был осуществлен  второй этап, охвативший прежде всего сырьевые секторы и коммунальные предприятия. С января 2000 года российское правительство порвало с некоторыми проявлениями половинчатой политики прошлого и заметно ускорило темпы системных реформ. В результате в 2001 году была подготовлена комплексная программа законодательной реформы: были внесены изменения в налоговый кодекс для обеспечения более прозрачного и единообразного режима налогообложения, были одобрены земельный кодекс и пенсионная реформа и существенно снижена зарегулированность экономики. [2.]

Информация о работе Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ