Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 08:01, контрольная работа

Краткое описание

О наличии ситуации, предшествующей политической реформе, можно судить по многим признакам. Это рост недовольства масс деятельностью политических институтов, усиление отчужденности от власти, дестабилизация политической жизни; делегитимация определенных политических статусов, ролей, норм, институтов. В конечном счете, все отмеченные явления порождаются тем, что политическая система теряет способность артикулировать общие интересы, гармонизировать их с интересами групповыми, личными. Она перестает должным образом выполнять свои функции интеграции общества.

Цель работы: рассмотреть процесс политических преобразований в странах Восточной Европы и СНГ, и проанализировать факторы, объясняющие относительно медленные темпы реформ в этих странах.

Оглавление

Введение…………………………………….…………………………………...........3

1.Политическая трансформация стран Восточной Европы ……………………….4
2.Осуществление системных реформ в СНГ ……………………………….…....…8
3.Анализ подходов к реформам стран Восточной Европы и СНГ ………….…....12
4.Заключение…………………………………………………………….……………18
5.Список литературы…………………………………….…………………………...19

Файлы: 1 файл

Политология контрольная.docx

— 48.45 Кб (Скачать)

     Хотя  либерализация и приватизация выступали  главными составляющими программ реформ и в других странах СНГ, процесс  системных реформ шел довольно неровно. В Беларуси и Республике Молдове  темпы реформ замедлились во второй половине 90-х годов, и в Беларуси централизированная система экономического управления по-прежнему сохраняет многие элементы экономики с централизованным планированием. В Украине узловым  моментом данных реформ стало прекращение  участия государства в бартерных  сделках, которые подавляют ценовые  сигналы и деформируют распределение  ресурсов. Другим важным направлением реформ является сельское хозяйство. В  частности, парламент одобрил земельный  кодекс, предусматривающий установление частной собственности на землю в среднесрочной перспективе. Кроме того, благодаря постепенному совершенствованию налоговой системы и нормативного регулирования часть теневого сектора была интегрирована в формальную экономику.

     В первой половине 90-х годов экономика  стран Кавказского региона пострадала в результате острого конфликта. Из-за этого серьезные экономические  реформы начали осуществляться в  Азербайджане лишь в середине 90-х  годов. Произведенные структурные  и институциональные реформы  включают принятие программы приватизации и возобновление усилий, направленных на углубление процесса либерализации  торговли и совершенствование правовой и регулирующей среды для развития частного сектора. Несмотря на сложные  условия, Армения и Грузия добились хороших результатов в осуществлении  системных реформ: в обеих странах  в целом завершена приватизация малых и средних предприятий, а некоторые крупные предприятия  были проданы иностранным стратегическим инвесторам. Кроме того, правительство  Армении пошло на создание земельного рынка еще в 1994 году.

     Казахстан добился ощутимого прогресса  в либерализации цен и сохраняет  довольно либеральный внешнеторговый режим; практически завершена приватизация малых предприятий и осуществлена приватизация отдельных элементов  инфраструктуры. В Кыргызстане после  впечатляющего начала процесса либерализации  темпы системных реформ несколько  замедлились с 1997 года. Таджикистан  добился определенного прогресса  в осуществлении рыночных реформ лишь в последние годы, в частности  в области укрепления бюджетной  дисциплины на предприятиях и некоторой  либерализации торговли с 1997 года. Практически  завершена приватизация малых предприятий, и были предприняты шаги для приватизации крупных предприятий и осуществления  земельной реформы. С другой стороны, очень медленно пока идет дело в  Узбекистане и, в особенности, в  Туркменистане; в частности, в обеих  странах по-прежнему сохраняются  контроль над ценами и централизованное распределение ресурсов. В Туркменистане  приватизация была осуществлена в незначительных масштабах, особенно в секторе добычи природных ресурсов, сельском хозяйстве и строительстве, практически отсутствуют механизмы финансового посредничества и большинство инвестиций финансируется непосредственно государством.

     Помимо  борьбы с наследием прошлого новые  независимые государства, возникшие  после распада Советского Союза, должны были установить и поддерживать суверенитет и решать возникающие  сложные геополитические проблемы. Вместе с тем крах коммунизма и  его государственных институтов создал возможности для беспрецедентного перераспределения власти и влияния. Сочетание таких факторов, как  подавлявшиеся длительное время  внутренние различия (например, этническое разнообразие), прекращение репрессий  и незрелые демократические структуры (которые не смогли сдержать и сгладить трения), привело к развязыванию нескольких войн и жестокой борьбе за территориальную целостность. Кроме  того, многочисленные случаи внутренней борьбы за власть, которые отчасти  явились отражением слабости государственных  структур, привели к ожесточенному  противоборству за право принимать  директивные решения от имени  сообщества. Территориальные конфликты  проявлялись в различной форме, начиная от войны между соседними  странами и заканчивая односторонними сепаратистскими шагами со стороны  отсоединяющихся регионов (таблица 1).

     Таблица 1 - Этническое население и конфликты  в странах СНГ

Страны  СНГ Годы Конфликты Внешнее или  внутреннее Этническое население в %
Армения 1992-1994 Война с Азербайджаном  за Нагорный Крабах Армяне – 93

Азербайджанцы – 3

Курды и русские - 2

Азербайджан 1992-1994 Война с Арменией Азербайджанцы – 91

Русские и армяне – 3

Лезгины - 2

Беларусь - - Белорусы– 78

Русские – 13

Поляки - 4

Грузия 1989-1994 

2008

Сепаратистские  требования в Южной Осетии и Абхазии

Война с Россией

Грузины – 70

Русские – 6

Армяне – 8

Азербайджанцы - 6

Казахстан - - Казахи – 53

Русские – 30

Украинцы - 4

Кыргызстан 1990 Этнические  волнения в Оше Киргизы – 60

Русские – 16

Узбеки - 14

Республика  Молдова 1992 Приднестровье в одностороннем порядке объявило о своей независимости Молдаване – 65

Украинцы – 14

Русские - 13

Российская  Федерация 1992 
 
 

1993

2008

Враждебные  действия между ингушами и осетинами  в Северной Осетии на территории России

Война в Чечне

Война в Грузии

Русские – 82

Татары – 4

Украинцы - 3

Таджикистан - - Туркмеы – 80

Русские - 7

Украина - - Украинцы – 74

Русские – 22

Узбекистан - - Узбеки – 71

Русские – 8

Таджики - 5

     Азербайджан, Армения, Грузия, Республика Молдова  и Таджикистан столкнулись с  насилием или гражданскими волнениями до или непосредственно после  обретения независимости.

     Межэтнические и сепаратистские конфликты привели  к значительным человеческим жертвам  и страданиям. Сотни тысяч людей  были согнаны со своих мест, лишились имущества, средств к существованию  и социальных благ; кроме того, возникли и другие отрицательные последствия, такие как отсутствие экономической  и правовой определенности, сохраняющиеся  еще длительное время после прекращения  враждебных действий. Они вызвали  также значительные расходы для  правительств. К 2002 году, то есть более  чем через 10 лет после начала переходных преобразований, в большинстве конфликтоопасных зон восстановился мир, хотя угроза возобновления враждебных действий сохраняется.

     Таким образом, процесс системных реформ в странах СНГ шел довольно неровно, а в некоторых странах  даже обращался вспять, главным образом  из-за политических переворотов, вооруженных  конфликтов, экономических кризисов и противодействия со стороны заинтересованных кругов. [ 5 ]

 

     

  1. Анализ  подходов к реформам стран Восточной Европы и СНГ

     С окончанием социалистической эпохи в Восточной Европе открылась возможность трансформации централизованной плановой экономики в рыночную, а также политической и экономической интеграции Восточной и Западной Европы. В странах СНГ такие факторы в значительной степени отсутствовали. В силу этого возникли колоссальные проблемы переходного периода, масштабы которых в определенной степени были недооценены. В целом страны СНГ столкнулись с беспрецедентной задачей создания одновременно нового и политического, и экономического порядка (то есть создания государственных структур и рыночных механизмов). Государствам - правопреемникам бывшего Советского Союза необходимо было создать новый политический порядок после 70 лет коммунистического режима (примерно после 50 лет в балтийских странах и Республике Молдове) при лишь ограниченном опыте существования демократической системы до 1917 года.

     Кроме того, многие новые независимые государства  либо никогда не были суверенными  до этого и/или имели сложную  историю, в результате чего они оказывались  в еще более трудном положении. Многие республики также стали независимыми государствами просто в силу того, что Россия вышла из состава Советского Союза. Важно отметить, что с точки  зрения системных реформ распад коммунистического  режима во многих странах СНГ был  вызван националистическими настроениями, главным образом среди правящей элиты, а не широких слоев населения. Весьма показательно, что в ходе национального референдума 1991 года граждане Советского Союза в подавляющем  большинстве отвергли распад стран. [1.]

     Для того чтобы начать процесс экономических  и политических преобразований, в  этом регионе потребовалось больше времени, чем в восточной Европе, и страны СНГ меньше продвинулись по пути рыночных реформ, чем большинство восточноевропейских стран.

     Из-за трудных обстоятельств, включая  неблагоприятные исходные условия, дорога к рыночной экономике оказалась  сложной для большинства стран  СНГ. Несмотря на достигнутый некоторыми странами в последнее время прогресс, процесс системных реформ шел неровно. Реформы в таких областях, как либерализация цен и внешней торговли, укрепление бюджетной дисциплины на предприятиях и изменение структуры собственности в отношении производственных активов, продвинулись дальше всего в России, но свидетельств устойчивой либерализации в СНГ в целом не так много. Реформы по другим важным направлениям, таким как утверждение принципа верховенства закона и практическая реализация политики в области конкуренции, повсеместно осуществлялись медленно. В результате существующие в странах региона рыночные структуры, даже основываясь на частной собственности, характеризуются значительными недостатками. В частности, структуры собственности, сформировавшиеся в ходе осуществления программ быстрой массовой приватизации, в результате которых во многих случаях предприятия подпали под контроль их администрации, приводят к отрицательным последствиям для корпоративного управления и реструктуризации.

     В странах СНГ также требовалось создать новый экономический порядок, а не вернуться к ранее существовавшему. Трудности в осуществлении рыночных реформ в СНГ, порой ведущие прямо в "ловушку недостаточных реформ", во многих случаях отражают специфические условия в данных странах: корни наследия коммунистического режима оказались глубже, экономическая рецессия, связанная с переходными преобразованиями, была более длительной и тяжелой, а развитие демократических институтов, и не в последнюю очередь государственного управления, оказалось более сложной задачей, чем в других странах. Отрицательные последствия применения этих принципов на протяжении многих десятилетий до сих пор продолжают сказываться на странах СНГ и их способности к осуществлению системных реформ.

     Войны и внутренняя борьба крайне пагубно  сказались на различных аспектах политической, экономической и социальной жизни. Например, война Армении с  Азербайджаном привела к исчезновению традиционных торговых маршрутов с  последующим сокращением экспорта и импорта Армении. В свою очередь, Азербайджан не получал международной помощи от Соединенных Штатов до 2001 года в связи с принятым в Соединенных Штатах Законом о поддержке свободы. Этот конфликт все еще не разрешен, однако "дивиденды мира" являются существенными для обеих стран не только в плане улучшения показателей экономического роста, но и с точки зрения снижения неопределенности и высвобождения ресурсов на цели долгосрочных реформ.

     Отколовшиеся  районы в Грузии и Республике Молдове  также оборачиваются значительными  экономическими издержками и созданием  препятствий для осуществления  реформ. В Грузии отсоединившиеся  районы Абхазии и Южной Осетии служат, как предполагается, базами для контрабандной деятельности, которая приводит к снижению доходов  правительства и тем самым  снижает способность государства  обеспечивать общественные блага и, в частности, осуществлять реформы. Аналогичным образом, территория Приднестровья, отсоединившегося от Республики Молдовы, используется, по сообщениям, для получения  прибылей благодаря уклонению от налогов и пошлин (а также для  торговли наркотиками и оружием).

     Таким образом, установить институциональный  порядок в обстановке вооруженных  конфликтов, беззакония, преступности, насилия и убийств невозможно. В таких условиях вряд ли могут  быть начаты системные реформы, не говоря уже о каком-либо их продвижении. Одной из причин насилия является бедность. Развязывание войн наиболее вероятно в бедных странах, поскольку  издержки неиспользованных альтернативных возможностей в случае начала враждебных действий являются более низкими. Правительства бедных стран, обычно игнорируют и не соблюдают политические права, и во многих случаях неспособны защитить себя от восставших Гражданских войн, безусловно, приводят к усилению нищеты в результате разрушения инфраструктуры, производственных активов, потерь человеческого и социального капитала. Войны также отвлекают государственные ресурсы от социально полезной экономической деятельности на усилия, связанные с войной, что подрывает его способность обеспечивать самые насущные общественные блага. [2.]

     В странах СНГ экономические и  социальные перекосы, возникшие после  распада Советского Союза, и последующее  резкое сокращение производства привели  к многократному увеличению числа  бедных Демократия и связанная с  ней система эффективных "сдержек  и противовесов" обеспечивают, чтобы  государственное управление (или "осуществление  политических, экономических и административных полномочий по управлению государственными делами") отражало предпочтения граждан, хотя взаимосвязи между демократией, системной реформой и экономическим  ростом не являются прямолинейными.

     Как правило, слабые демократические институты  в странах СНГ выступают серьезным  сдерживающим фактором системных реформ и объясняют их эволюционный характер. Хотя большинство этих стран теперь являются существенно более демократичными и открытыми, чем при коммунистическом режиме, ни одна страна СНГ не добилась достаточного прогресса в создании плюралистического демократического общества. В некоторых странах  СНГ демократия не была даже выдвинута  в качестве политической цели. В  других странах переходный процесс  была начат и осуществлялся малочисленной  элитой, которая принимала решения  о выборе политической системы и  экономических реформ при незначительном участии более широких слоев общества или даже вообще без их участия

Информация о работе Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ