Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 08:01, контрольная работа
О наличии ситуации, предшествующей политической реформе, можно судить по многим признакам. Это рост недовольства масс деятельностью политических институтов, усиление отчужденности от власти, дестабилизация политической жизни; делегитимация определенных политических статусов, ролей, норм, институтов. В конечном счете, все отмеченные явления порождаются тем, что политическая система теряет способность артикулировать общие интересы, гармонизировать их с интересами групповыми, личными. Она перестает должным образом выполнять свои функции интеграции общества.
Цель работы: рассмотреть процесс политических преобразований в странах Восточной Европы и СНГ, и проанализировать факторы, объясняющие относительно медленные темпы реформ в этих странах.
Введение…………………………………….…………………………………...........3
1.Политическая трансформация стран Восточной Европы ……………………….4
2.Осуществление системных реформ в СНГ ……………………………….…....…8
3.Анализ подходов к реформам стран Восточной Европы и СНГ ………….…....12
4.Заключение…………………………………………………………….……………18
5.Список литературы…………………………………….…………………………...19
Хотя
либерализация и приватизация выступали
главными составляющими программ реформ
и в других странах СНГ, процесс
системных реформ шел довольно неровно.
В Беларуси и Республике Молдове
темпы реформ замедлились во второй
половине 90-х годов, и в Беларуси
централизированная система экономического
управления по-прежнему сохраняет многие
элементы экономики с централизованным
планированием. В Украине узловым
моментом данных реформ стало прекращение
участия государства в
В
первой половине 90-х годов экономика
стран Кавказского региона
Казахстан
добился ощутимого прогресса
в либерализации цен и
Помимо
борьбы с наследием прошлого новые
независимые государства, возникшие
после распада Советского Союза,
должны были установить и поддерживать
суверенитет и решать возникающие
сложные геополитические
Таблица 1 - Этническое население и конфликты в странах СНГ
Страны СНГ | Годы | Конфликты | Внешнее или внутреннее Этническое население в % |
Армения | 1992-1994 | Война с Азербайджаном за Нагорный Крабах | Армяне – 93
Азербайджанцы – 3 Курды и русские - 2 |
Азербайджан | 1992-1994 | Война с Арменией | Азербайджанцы
– 91
Русские и армяне – 3 Лезгины - 2 |
Беларусь | - | - | Белорусы– 78
Русские – 13 Поляки - 4 |
Грузия | 1989-1994 2008 |
Сепаратистские
требования в Южной Осетии и Абхазии
Война с Россией |
Грузины – 70
Русские – 6 Армяне – 8 Азербайджанцы - 6 |
Казахстан | - | - | Казахи – 53
Русские – 30 Украинцы - 4 |
Кыргызстан | 1990 | Этнические волнения в Оше | Киргизы – 60
Русские – 16 Узбеки - 14 |
Республика Молдова | 1992 | Приднестровье
в одностороннем порядке |
Молдаване – 65
Украинцы – 14 Русские - 13 |
Российская Федерация | 1992 1993 2008 |
Враждебные
действия между ингушами и осетинами
в Северной Осетии на территории России
Война в Чечне Война в Грузии |
Русские – 82
Татары – 4 Украинцы - 3 |
Таджикистан | - | - | Туркмеы – 80
Русские - 7 |
Украина | - | - | Украинцы –
74
Русские – 22 |
Узбекистан | - | - | Узбеки – 71
Русские – 8 Таджики - 5 |
Азербайджан, Армения, Грузия, Республика Молдова и Таджикистан столкнулись с насилием или гражданскими волнениями до или непосредственно после обретения независимости.
Межэтнические и сепаратистские конфликты привели к значительным человеческим жертвам и страданиям. Сотни тысяч людей были согнаны со своих мест, лишились имущества, средств к существованию и социальных благ; кроме того, возникли и другие отрицательные последствия, такие как отсутствие экономической и правовой определенности, сохраняющиеся еще длительное время после прекращения враждебных действий. Они вызвали также значительные расходы для правительств. К 2002 году, то есть более чем через 10 лет после начала переходных преобразований, в большинстве конфликтоопасных зон восстановился мир, хотя угроза возобновления враждебных действий сохраняется.
Таким образом, процесс системных реформ в странах СНГ шел довольно неровно, а в некоторых странах даже обращался вспять, главным образом из-за политических переворотов, вооруженных конфликтов, экономических кризисов и противодействия со стороны заинтересованных кругов. [ 5 ]
С окончанием социалистической эпохи в Восточной Европе открылась возможность трансформации централизованной плановой экономики в рыночную, а также политической и экономической интеграции Восточной и Западной Европы. В странах СНГ такие факторы в значительной степени отсутствовали. В силу этого возникли колоссальные проблемы переходного периода, масштабы которых в определенной степени были недооценены. В целом страны СНГ столкнулись с беспрецедентной задачей создания одновременно нового и политического, и экономического порядка (то есть создания государственных структур и рыночных механизмов). Государствам - правопреемникам бывшего Советского Союза необходимо было создать новый политический порядок после 70 лет коммунистического режима (примерно после 50 лет в балтийских странах и Республике Молдове) при лишь ограниченном опыте существования демократической системы до 1917 года.
Кроме
того, многие новые независимые государства
либо никогда не были суверенными
до этого и/или имели сложную
историю, в результате чего они оказывались
в еще более трудном положении.
Многие республики также стали независимыми
государствами просто в силу того,
что Россия вышла из состава Советского
Союза. Важно отметить, что с точки
зрения системных реформ распад коммунистического
режима во многих странах СНГ был
вызван националистическими
Для того чтобы начать процесс экономических и политических преобразований, в этом регионе потребовалось больше времени, чем в восточной Европе, и страны СНГ меньше продвинулись по пути рыночных реформ, чем большинство восточноевропейских стран.
Из-за трудных обстоятельств, включая неблагоприятные исходные условия, дорога к рыночной экономике оказалась сложной для большинства стран СНГ. Несмотря на достигнутый некоторыми странами в последнее время прогресс, процесс системных реформ шел неровно. Реформы в таких областях, как либерализация цен и внешней торговли, укрепление бюджетной дисциплины на предприятиях и изменение структуры собственности в отношении производственных активов, продвинулись дальше всего в России, но свидетельств устойчивой либерализации в СНГ в целом не так много. Реформы по другим важным направлениям, таким как утверждение принципа верховенства закона и практическая реализация политики в области конкуренции, повсеместно осуществлялись медленно. В результате существующие в странах региона рыночные структуры, даже основываясь на частной собственности, характеризуются значительными недостатками. В частности, структуры собственности, сформировавшиеся в ходе осуществления программ быстрой массовой приватизации, в результате которых во многих случаях предприятия подпали под контроль их администрации, приводят к отрицательным последствиям для корпоративного управления и реструктуризации.
В странах СНГ также требовалось создать новый экономический порядок, а не вернуться к ранее существовавшему. Трудности в осуществлении рыночных реформ в СНГ, порой ведущие прямо в "ловушку недостаточных реформ", во многих случаях отражают специфические условия в данных странах: корни наследия коммунистического режима оказались глубже, экономическая рецессия, связанная с переходными преобразованиями, была более длительной и тяжелой, а развитие демократических институтов, и не в последнюю очередь государственного управления, оказалось более сложной задачей, чем в других странах. Отрицательные последствия применения этих принципов на протяжении многих десятилетий до сих пор продолжают сказываться на странах СНГ и их способности к осуществлению системных реформ.
Войны
и внутренняя борьба крайне пагубно
сказались на различных аспектах
политической, экономической и социальной
жизни. Например, война Армении с
Азербайджаном привела к
Отколовшиеся
районы в Грузии и Республике Молдове
также оборачиваются
Таким образом, установить институциональный порядок в обстановке вооруженных конфликтов, беззакония, преступности, насилия и убийств невозможно. В таких условиях вряд ли могут быть начаты системные реформы, не говоря уже о каком-либо их продвижении. Одной из причин насилия является бедность. Развязывание войн наиболее вероятно в бедных странах, поскольку издержки неиспользованных альтернативных возможностей в случае начала враждебных действий являются более низкими. Правительства бедных стран, обычно игнорируют и не соблюдают политические права, и во многих случаях неспособны защитить себя от восставших Гражданских войн, безусловно, приводят к усилению нищеты в результате разрушения инфраструктуры, производственных активов, потерь человеческого и социального капитала. Войны также отвлекают государственные ресурсы от социально полезной экономической деятельности на усилия, связанные с войной, что подрывает его способность обеспечивать самые насущные общественные блага. [2.]
В
странах СНГ экономические и
социальные перекосы, возникшие после
распада Советского Союза, и последующее
резкое сокращение производства привели
к многократному увеличению числа
бедных Демократия и связанная с
ней система эффективных "сдержек
и противовесов" обеспечивают, чтобы
государственное управление (или "осуществление
политических, экономических и
Как
правило, слабые демократические институты
в странах СНГ выступают
Информация о работе Содержание политических реформ в государствах Восточной Европы и СНГ