Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выявлении и анализе основных проблем при категориальном анализе социализма и коммунизма, включая разработку на этой основе теоретических выводов.
Таким образом, по мнению К.Маркса, коммунизм – это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество [19, c.71].
Итак, в основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых (как они думали) и сформулированных К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Система взглядов на общество, получившая название “научный социализм“, основана на представлении о всеобщем характере метода диалектического материализма и материалистического понимания истории, подходящего для объяснения всех явлений, событий общественной жизни. “Научный социализм”, с точки зрения его приверженцев, теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.
После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации – социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов. На данной, “первой фазе коммунистического общества“, при сохранении “родимых пятен старого общества”, каждый производитель станет получать “такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда”, сколько сам “он дал обществу”.
К.Маркс и Ф.Энгельс были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества – по потребностям, а классы исчезнут.
Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само [1, c.24].
Коммунизм подразумевает максимальное развитие способностей и творческого потенциала каждого человека, поэтому каждый станет заниматься тем, к чему у него есть способности. Люди возьмут от общества все, что им необходимо, и отдадут обществу свои творческие усилия.
Коммунистическое
общество – это “скачок человечества
из царства необходимости в
Именно с коммунизмом неразрывно связано отношение К.Маркса к свободе: “Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”. Всестороннее, свободное развитие каждой личности станет главной целью, “самоцелью” общества.
Еще при жизни создателей “научного социализма” их идеи подверглись серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уже об их откровенных противниках. К.Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие социума к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по К.Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность “надстроечных” отношений – не только политическую и социально-классовую сферу, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.
Критикую Ф.Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, К.Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить в Бога как с “религиозным дурманом”. Эту линию последовательно продолжили российские большевики, когда захватили власть в 1917 г.
Среди последователей К.Маркса и Ф.Энгельса было немало тех, кто в отличие от основоположников, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских странах, Северной Америки, России, заметное улучшение материального положения рабочих, появившаяся возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными средствами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну – все это делало неактуальным лозунг пролетарской революции немирным, насильственным путем уже к концу XIX в. в ряде стран Запада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге необходимо отметить,
что история действительно подтвердила
неточность многих прогнозов и выводов
Маркса, известную односторонность общеисторических
и главным образом политической концепции
классического марксизма. Тем не менее
«вычеркнуть» политическую экономию,
социологию и особенно философию истории
К. Маркса из современного интеллектуального
процесса невозможно.
Не
взирая на критику, вопреки открытой враждебности
к практическим преобразованиям в духе
предвидений Маркса, влияние его взглядов
ничуть не ослабло. Жан – Поль Сартр, Клод
Леви – Стросс, Эрих Фромм, Маркс Хоркхаймер,
Теодор Адорно, Юрген Хабермас и многие
другие не однажды подчеркивали огромное
влияние теории Маркса на формирование
их концепций.
Ныне вокруг коммунистического
движения, оценки его роли, состояния и
перспектив ведется острая полемика. Суждения
сторонами высказываются, как правило,
взаимоисключающие. Действительно, нельзя
отрицать, что коммунисты внесли значительный
вклад в преобразование облика мира в
XX в. Что бы сегодня ни говорили об Октябрьской
революции, это все же был один из поворотных
моментов российской и мировой истории.
Коммунисты самоотверженно боролись против
фашизма, в послевоенный период они были
в рядах тех, кто отстаивал социально–экономические
интересы и права трудящихся в своих странах,
мир между народами.
В тех странах, где несколько десятилетий
коммунистические и рабочие партии находились
у власти, были выдвинуты задачи ликвидации
эксплуатации человека человеком, повышения
культуры и уровня жизни народа. Хотя применявшиеся
для их решения политические и экономические
методы не всегда соответствовали провозглашаемым
целям, все же определенные достижения
в развитии этих стран имелись, и было
бы несправедливо отрицать это. Большинство
из них в сжатые сроки превратились из
аграрных в индустриальные страны. Повсеместно
были реализованы важнейшие социальные
права человека: право на труд, отдых, бесплатное
образование и лечение, получение жилья,
обеспеченную старость. Был значительно
повышен уровень жизни людей, ликвидированы
нищета и голод. Советский опыт социально
ориентированного планирования экономики,
организации систем образования, здравоохранения
и социального обеспечения в своей основе
был затем воспринят развитыми капиталистическими
странами.
Переломным для развития социалистической идеологии стал 1848 г., когда в ходе революции рабочие и ремесленники впервые пытались отстоять свои социально-экономические и политические интересы, а также именно в феврале этого года вышел “Манифест Коммунистической партии” К. Маркса и Ф. Энгельса, которым принадлежит попытка научного обоснования социализма (научный социализм, позже марксизм, он же коммунизм), и создания интернационального социалистического движения для осуществления построения коммунистического общества.
Идеология
– тот фильтр, та защитная оболочка,
которые позволяют более или менее безбоязненно
общаться с внешней средой. Строительный
материал для белорусской государственной
идеологии заимствуется из различных,
притом весьма разнородных, источников
как отечественного, так и зарубежного
происхождения. Интеллектуальными донорами
выступают, прежде всего, либерализм, консерватизм
и социализм. Первый поставляет в идеологическую
корзину белорусского режима идеалы свободы
человека, гражданского общества с равными
возможностями для его членов, правового
государства.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Социализм и коммунизм: категориальный анализ