Социализм и коммунизм: категориальный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении и анализе основных проблем при категориальном анализе социализма и коммунизма, включая разработку на этой основе теоретических выводов.

Файлы: 1 файл

КУРС ПОЛИТ,ИДЕОЛОГ.docx

— 80.36 Кб (Скачать)

    Светские  концепции коммунизма. Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

    Теоретическая разработка первых систематизированных  представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию  гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

    Утопический коммунизм. Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

    В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили  представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

    Научный коммунизм. Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30- начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

    Опираясь  на материалистическое понимание истории  и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической  эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества [14, c.86]. 
 
 

    2.2. Коммунизм как  идеология 

    Коммунизм, как идеология, представляет собой  систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение  рабочего класса и его авангарда  — коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

    В отличие от социологической идеологии, мировоззрение пролетариата не сводится ни в коей мере к защите узкоклассовых  интересов. Оно раскрывает широкую  панораму истории, определяет место  каждого класса в социальной борьбе, раскрывает объективные закономерности общественного развития, коренящиеся  в способе производства, вырабатывает материалистический взгляд на историю. Именно поэтому идеология пролетариата носит научный характер, выступает  средством социального ориентирования масс.

    Научность коммунистической идеологии тесно  связана с ее революционной партийностью. В противоположность идеологии  буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунистическая идеология открыто  провозглашает свою партийность. Эта  ее особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных  закономерностей общественного  процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она  активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

    Еще одна особенность коммунистической идеологии состоит в ее творческом характере. Ее сила в постоянном развитии, обогащении новым опытом. Как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, революционная теория — это не окаменевшая догма, а живое, творческое учение, черпающее свои силы из общественной практики. Коммунизм можно строить только на базе научного осмысления прошлого, глубокого анализа настоящего и предвидения будущего.

    Уже при социализме роль идеологии резко возрастает и приобретает качественно новые черты в сравнении с капитализмом. Необычайно возрастает познавательная роль коммунистической идеологии, углубляются и развиваются такие ее функции, как интеграционная, мобилизующая, ориентирующая. Это относится и к экономическому строительству, которое ведется на плановых, сознательных началах и где определение целей, сравнительного значения социальных ценностей приобретает исключительное значение. Это относится в равной степени к политическому регулированию общественного развития, где руководство партии, творчество масс, другие субъективные факторы приобретают небывалую значимость. Эти факторы усиливаются по мере продвижения социалистического общества к коммунизму [11, c.79].

    Коммунизм как единая общественно-экономическая  формация характеризуется рядом  общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • коммунистическое общественное самоуправление;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.
 
 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗМА И КОММУНИЗМА

    3.1. Социализм против коммунизма 

    Слово "социализм" не имеет в истмате  никакого глубокого теоретического смысла. Оно, вообще говоря, избыточно. Появление его там вызвано  не потребностями теории, а историческими причинами, с одной стороны, и внутрипартийной фракционной политикой – с другой. Соответственно, значение этого слова может меняться в широких пределах – и фактически менялось в зависимости от потребностей текущей политики.

    Первоначально, то есть до середины XIX века, слова "социализм" и "коммунизм" обозначали конкурирующие (и потому до некоторой степени  враждебные) революционные течения.

    Коммунисты  выступали за коммунизм – обобществление средств производства и создание на этой основе разумно устроенного общества, в первую очередь рациональной организации производства. Это слегка идеализируя, ранние коммунистические сочинения излагали доктрину куда менее внятно, но разбирать их недосуг [7, c.33].

    Социалисты  выступали за социализм – общество социальной справедливости. Под социальной справедливостью понимается в первую очередь равенство в распределении благ, а в прочем и многие другие хорошие вещи, тоже по большей часть относящиеся к потреблению и распределению. Каким именно способом эта справедливость будет достигаться, социалисты не то чтобы не знали, но не считали принципиально важным, оставляя этот вопрос текущей политике и произвольному социальному конструированию.

    "Ранние" (скажем, до окончания революции  1848 года) Маркс с Энгельсом проводили  жесткое различие между социализмом  и коммунизмом, и не оставляли  сомнений, что они являются сторонниками  коммунизма, а не социализма. По  мере того как логика классовой  борьбы заставляла коммунистов  и социалистов – в повседневной политической борьбе, - идти в общих рядах и делать общее дело, по мере того как вместо кружков революционеров стало формироваться массовое рабочее движение, различия стали несколько размываться, участники стали заимствовать терминологию друг друга [18, c.46].

    В 1875 году на сьезде в городе Готе со второй попытки (первая была в 1868м) немецкая коммунистическая партия (Немецкая социал-демократическая рабочая партия) эйзенахцев обьединилась с социалистической партией (Всеобщим германским рабочим союзом) лассальянцев. Образовав таким образом Германскую Социалистическую Рабочую Партию, ставшую на следующие сорок лет образцом для рабочего движения всего мира.

    Обьединение сопровождала обширная теоретическая полемика. Современный читатель из нее помнит, конечно, марксову "Критику Готской программы". Маркс метал громы и молнии, но на самом деле уступки лассальянцам были невелики, программа обьединенной партии была по ключевым пунктам теоретическим разгромом лассальянства. Чтобы как-то компенсировать лассальянцам понесенные потери, коммунизм переименовали в социализм. То есть провозгласили целью движения социализм, но при этом определили его как бесклассовое общество, обобществление труда, уничтожение частной собственности и т. д. Таким образом, где-то с этого момента и где-то до середины 1920х (с учетом инерции языка) слова "социализм" и "коммунизм" среди социал-демократов употреблялись как синонимы. "Социализм" значительно чаще, поскольку он был в официальных партийных документах. "Энциклопедия Брокгауза и Ефрона" пишет про "Коммунистический манифест": "в то время слово "коммунизм" употреблялось в том же общем смысле, как ныне социализм".

    В те времена это выглядело так, что концепции коммунизма и социализма взаимно дополняют друг друга. На самом деле капиталистическая действительность одновременно несправедлива и неразумна. Можно сказать, что она несправелива, потому, что неразумна, или же сказать, что она неразумна, потому что несправедлива – это будет все равно. С другой стороны будущее коммунистическое/социалистическое общество представляется как с одной стороны полностью справедливое, и с другой – полностью разумное. Значит, коммунизм и социализм имеют общую цель. Коммунизм толкует о производстве, а социализм о распределении – значит вполне возможно работать по коммунистически, а делить заработанное по социалистически.

    Если  же, однако, брать не статику а динамику, не конечную цель, а направление сиюминутного движения, то противоречия между социалистами и коммунистами – находящимися теперь в одной партии – вылезают на каждом шагу. Должна ли партия в данный момент стремиться к равенству или к прогрессу? Должна ли она направить свое внимание на реформирование производственных отношений, или же на уравнивание доходов при текущих производственных отношениях? Должна ли она осуждать и поддерживать прогрессивного, но недемократичного? А демократичного, но реакционного? Еще вздорнее дело становится, когда от экономики и демократии (которые можно все же как-то посчитать) дел переходит к социальной справедливости в нематериальной сфере, которая полностью субьективна. Тут социалисты оказываются безвольной игрушкой в руках у буржуазной пропаганды и виснут на ногах у коммунистов как каторжное ядро [11, c.43].

    Исторически, противоречие между коммунистами и  социалистами возрождалось множество  раз в виде расколов в социал-демократических, социалистических, коммунистических организациях. Иногда расколы кончались обьединением, иногда группа социалистов откалывалась навсегда и отправлялась в самостоятельное плавание (обычно недолгое – в сторону буржуазии). В частности нынешнее жежешное потешное разделение на "красконов" и "лефтишей" (как и более раннее разделение на "красных" и "левых" – это еще одно отражение двухвековой давности соперничества коммунистов и социалистов.

    В 1917 году Ленин в книге "Государство  и революция" переопределил слово "социализм", назвав так "такое коммунистическое общество, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло", в противоположность собственно коммунизму, или полному коммунизму, "такому коммунистическому обществу, которое развилось на своей собственной основе". Закавыченные фразы принадлежат Марксу (из Критики Готской программы), но тот этому состоянию общества особых названий не давал, ограничившись тогда констатацией его (будущего) существования.

    Развитие  терминологии было, кстати, поскольку через считанные дни после написания книги настало время приступить к социалистическому строительству и соответствующие вопросы встали вполне практически. С новым определением имелась однако проблема. Оно теперь уже не содержало даже и косвенных указаний на социальную справедливость. Напротив, оно предполагало наличие при социализме "родимых пятен старого общества", подлежащих искоренению по мере движения к коммунизму.

    Наконец, последнее изменение – не знаю, следует ли его считать полноценным изменением, или же лишь уточнением, - произошло в середине 1930-х. Возникла необходимость как-то назвать новый этап развития общества. Было государство диктатуры пролетариата, где политическая власть принадлежала организациям пролетариата, но изрядная доля экономики контролировалась буржуазией - не абстрактной "гос. буржуазией" современных госкаповцев, а вполне натуральными частными капиталистами, даже иногда в цилиндрах, жилетах и при золотых часах. Стало общество, где частный капитал отсутствует, буржуазия уничтожена как класс, но степень обобществления труда, однако, пока совершенно недостаточна, чтобы говорить о сколь-нибудь полноценном коммунизме или даже о близкой его перспективе. Качественная разница между ними разительна. Решили (я не искал точного момента начала такого словоупотребления), что именно это новое общество и следует называть социализмом, а критерием поставить уничтожение капиталистически-эксплуататорских классов. Это, строго говоря, не противоречит предыдущему ленинскому определению, а лишь несколько конкретизирует его, указывая, насколько далеко новое общество должно "выйти из старого общества" – до разрушения всех основных производственных отношений старого общества, не далее [19, c.7].

    Можно привести пример такого использования  термина. Когда после второй Мировой войны образовался социалистический лагерь, социалистическими назывались те его участники, где была проведена национализация частнокапиталистической собственности, часто еще коллективизация, в то время как те страны, где частная собственность на средства производства сохранялась, хотя бы и в очень ограниченном виде, назывались народно-демократическими.

    Именно  последнее определение и является употребительным среди современных  марксистов. Во всяком случае, тех, которые в современном марксизме хоть что-то понимают. Однако в обращении находится огромное количество классических текстов, где слово "социализм" употребляется в одном из устаревших значений. Неискушенный, или наоборот, искушенный, но злонамеренный, -- читатель может при этом получить совершенно превратное представление об их предмете. Свой вклад в неразбериху также вносит отсутствие культуры мышления, весьма распространенное среди людей с гуманитарным образованием, или же безо всякого систематического образования. Для того чтобы, приняв однажды определение, затем последовательно и систематически придерживаться его при любых обстоятельствах, необходима изрядная дисциплина ума, которая достигается систематическими тренировками. Гораздо более распространена ситуация, когда человек словесно соглашается с определением, но в своих рассуждениях опирается не на него, а на свое интуитивное представление о предмете рассуждений. В данном случае, как мы видим, интуитивное представление формируется литературой, в которой слово "социализм" используется в совершенно другом смысле, нежели сейчас.

    Если  же мы с самого начала определяем социализм  как нечто принципиально несовершенное  и промежуточное, - а сейчас мы его  определяем именно так, - то пенять на несовершенство  СССР, на присутствие в нем многих элементов капитализма, в качестве аргумента за его "несоциалистичность" – по меньшей мере странно. Тут нас должно интересовать совсем другое. Помимо соответствия определению (что само собой), нас должна волновать практическая польза такой категоризации [12, c.16].

    Экономическую, политическую организацию советского общества невозможно содержательно  обьяснить, оставаясь в контексте марксистских представлений о капитализме. Разумеется, в советском обществе содержится огромное количество капиталистических по сути и по форме отношений. Однако не они составляют его основу, не они скрепляют отдельные фрагменты общества воедино,  не они определяют его развитие. Хотя, конечно, могут способствовать развалу. Для того чтобы как-то понимать советское общество, мы прежде всего должны отказаться  от буржуазных стандартов в отношении его.  Так как советское, капиталистическое общество себя не ведет и вести не может.

    Госкаповцы, посредством подтасовки определений изобретающие "советский госкапитализм" или "советский капитализм, самый обычный", все так или иначе останавливаются на этом пункте. Они либо признают, что СССР управлялся совершенно иными законами, чем "обычное капиталистическое" (т.е. капиталистическое) общество, которые законы необходимо формулировать и изучать отдельно, либо (в большинстве) просто игнорируют этот вопрос. Впрочем, госкаповцы никогда не отличались умением или желанием изучать что-либо реальное.

    Переход от капиталистического общество к советскому не может совершаться путем частичных реформ - он требует скачкобразного слома большинства общественных институтов. Переход в обратную сторону, от советского общества к капиталистическому, как все мы видели, тоже неизбежно сопровождается таким сломом. Именно поэтому мы называем СССР социалистической страной [16, c.88].

    

3.2. Карл Маркс и  Фридрих Энгельс  – создатели новой  версии социализма  и коммунизма –  “научного” 

     В работе “Развитие социализма от утопии к науке” Ф.Энгельс охарактеризовал научный социализм как “теоретическое выражение пролетарского движения” и видел его задачи в том, чтобы исследовать исторические условия и природу пролетарской революции, объяснить пролетариату “условия и природу его собственного дела…”.

     Существующее  капиталистическое общество не удовлетворяло  молодого К.Маркса потому, что оно  не создавало условий для свободного развития каждого человека и человечества в целом. Именно поэтому молодой  К.Маркс разработал философию отчуждения применительно к социуму и  отдельному человеку.

     Рыночная  экономика функционирует благодаря  множеству действий отдельных людей  и компаний. Эти действия не согласованы  между собой, не подчинены коллективной воле людей. Поэтому то, что получается в результате, может совершенно не соответствовать желаниям и потребностям конкретных индивидов. К.Маркс определил  это состояние как “отчуждение”.

     Человек отчужден от общества (не влияет на его развитие), от других людей (он только средство в руках того, кто использует его ради собственной выгоды), от самого себя (работая, он не реализует себя, а лишь изготовляет “товар” – то, что идет на продажу, - ради получения прибыли), от продукта своего труда. Отчуждение выступает у К.Маркса как всеобъемлющая несвобода человека в капиталистическом обществе [2, c.74].

     Коммунистический  же идеал, по Марксу, подразумевает  упразднение отчуждения человека. Европейская социально-философская  мысль пронесла через тысячелетия идеал древнегреческой цивилизации – калокагатию, представление о гармонично и всесторонне развитом человеке, владеющем своим собственными чувствами и телом, контролирующем свои поступки, одним словом, прекрасным душой и телом.

     Вспомним, что писали К.Маркс и Ф.Энгельс  о коммунизме в “Манифесте коммунистической партии”: “На место старого буржуазного  общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”.

     К.Маркс  и Ф.Энгельс попытались научно обосновать (как они полагали) пути перехода и принципы устройства коммунистического  общества. Как писал Ф.Энгельс в “Анти-Дюринге”, социализм стал наукой благодаря двум великим открытиям: материалистическому пониманию истории и раскрытию тайны капиталистического производства, заключающейся в присвоении капиталистами неоплаченного труда рабочих, то есть прибавочной стоимости.

     К.Марксу и Ф.Энгельсу нужно было доказать, что социализм и коммунизм, о  котором мечтали многие поколения, не является случайным открытием  какого-либо гениального человека, а есть неизбежный, закономерный результат  развития общества. Дело заключалось  вовсе не в том, чтобы придумывать  какое-то идеальное общественное устройство, а о том, чтобы исследовать, когда  и в каких условиях может возникнуть социалистическое, а вслед за этим – коммунистическое общество [10, c.46].

     Классики  марксизма подошли к истории  общества как к естественноисторическому процессу, совершающемуся по определенным законам, не зависящим от воли и сознания людей.

     Источник возникновения и формирования идей лежит не в самих идеях, а в условиях материальной жизни общества, в способе производства материальных благ.

     Способ  производства материальных благ является главным и решающим в жизни  общества. Он определяет строение общества. Каков способ производства, таково и общественное устройство, классовая  структура, государственный строй  и духовная жизнь общества, его  идеи и теории.

     Констатировав, что способ производства является главным  в жизни общества, основоположники  марксизма сделали вывод, что  история общества есть, прежде всего, история развития способов производства, история развития трудящихся масс –  главной производительной силы человечества.  

     Поэтому историю общества, по К.Марксу и Ф.Энгельсу, нельзя рассматривать как историю  только великих личностей, которые  якобы по своему усмотрению изменяют ход исторических событий [18, c.65].

     Трудящиеся  массы являются не только производителями  материальных благ, но и активными  участниками общественно-политической жизни. История общества показывает, что нет ни одного крупного исторического  события, в котором народные массы  не играли бы решающей роли. По Марксу и Энгельсу, именно народные массы творят историю.

     По  К.Марксу, в обществе, где существуют враждебные друг другу классы, противоречие между производительными силами и производственными отношения  находит свое выражение в классовой  борьбе. Ведь старые господствующие классы хотят сохранить существующие порядки  и в борьбе за старое они используют государство, находящееся в их руках, идеи и теории, защищающие и оправдывающие  старый строй. Классовая борьба закономерно  приводит к революции, к уничтожению  устаревших производственных отношений. В ходе революции новые классы, вдохновленные теорией “научного  социализма”, завоевывают политическую власть, заменяют старые производственные отношения новыми и таким образом  расчищают дорогу дальнейшему развитию производительных сил.

Информация о работе Социализм и коммунизм: категориальный анализ