Социализм и коммунизм: категориальный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении и анализе основных проблем при категориальном анализе социализма и коммунизма, включая разработку на этой основе теоретических выводов.

Файлы: 1 файл

КУРС ПОЛИТ,ИДЕОЛОГ.docx

— 80.36 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Облик современного мира в значительной мере сформировался под влиянием коммунистического  движения коммунистических и рабочих  партий различных стран, ориентировавшихся  главным образом на политическую сторону учения К. Маркса и абсолютизировавших ее отдельные положения.

    Значительный  промежуток времени в ряде стран  коммунистические и рабочие партии являлись правящими, в некоторых странах таковыми они являются и сегодня. Марксизм оказал громадное влияние на духовную жизнь и общественные процессы конца XIX и всего XX в., имел в полном смысле этого слова всемирно – историческое значение.

    Опыт  существования СССР и других социалистических стран со всей очевидностью свидетельствовал о действенности влиятельнейшей идеологической доктрины, применявшейся  в практике социалистического строительства  и основывающейся на принципах и  идеях, выдвинутых и развитых К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Такие важнейшие  марксистские понятия и принципы как социально – экономическая  формация, классы и классовая борьба, пролетарская революция, диктатура  пролетариата, пролетариат как гегемон, капитализм, социализм и коммунизм, буржуазная и социалистическая идеология  и многие другие заняли прочное место  в сознании и мировоззрении нескольких поколений людей. Присутствуют они  в разных преображенных формах и  до сих пор.

    Таким образом, необходимость и значимость для теории и практики дальнейших исследований категориального анализа  социализма и коммунизма на современном  этапе развития общества, в частности, предопределили выбор темы настоящей  курсовой работы.

    Объектом  исследования в представленной работе является социализм и коммунизм.

    Цель  данной работы заключается в выявлении  и анализе основных проблем при  категориальном анализе социализма и коммунизма, включая разработку на этой основе теоретических выводов.

    Цель  курсовой работы предопределила постановку и решение следующих основных задач:

    - раскрыть понятие, основные принципы и разновидности социализма, социализм и коммунистическую доктрину;

    - изучить идеологию международной социал-демократии;

    - рассмотреть особенности коммунистической идеологии;

    - проанализировать понятия «социализм»  и «коммунизм».

    Теоретическую основу исследования составили работы Бабосова Е.М., Бобкова В.А., Бузгалина А.А., Исаева Б.А., Корниловича Э.А., Крыштаповича Л.Е., Майхрович А.С., Макаренко В.П., Мельник В.А., Михеева В.М., Ойзермана Т.И., Пугачева В.П., Соловьева А.И., Тургаева А.С., Хренова А.Е. и др.

    Работа  состоит из трех глав, первая из них посвящена социализму. В ней я раскрыл основные идеи этого течения, охарактеризовал международную социал-демократическую идеологию.

    Во  второй главе я раскрыл основные коммунистические идеи, а также противоречия между теоретической доктриной  коммунистического движения и взглядами  К. Маркса.

    В третьей главе изучил идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса как создателей новой версии социализма и коммунизма – “научного”.

    Методологическую  основу курсовой работы составляют фундаментальные  положения теории познания, принципы, законы и категории диалектики, которые  рассматривают явления реальной действительности в их постоянном движении, взаимосвязи и взаимообусловленности. Автором использовались общенаучные  и специальные методы познания, в  том числе методы теоретического анализа (системно-структурный), общелогические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), исторический, сравнительный и др.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

1.1.  Понятие, основные принципы и разновидности социализма. Социализм и коммунистическая доктрина 

    Социализм – это система отношений в обществе, имеющая максимальную устойчивость к внешним неблагоприятным условиям и характеризующаяся:

    - общей собственностью всех членов на все имущество общества,

    - отсутствием семьи,

    - единой верой, существовавшая в чистом виде только в первобытную эпоху. Все попытки реставрации социализма в последующие эпохи в масштабах государств являлись непродолжительными и были обречены на отмирание [8, c.36].

    Позже были выделены несколько другие уже  четыре признака социализма:

    1. Уничтожение частной собственности. Основоположный характер этого принципа подчеркивают, например, Маркс и Энгельс: "...коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности" ("Коммунистический манифест"). Это положение в своей отрицательной форме присуще всем без исключения социалистическим учениям и является основной чертой всех социалистических государств. Но в своей положительной форме, как утверждение о конкретном характере собственности в социалистическом обществе, оно менее универсально и проявляется уже в двух разных видах: подавляющее большинство социалистических учений прокламирует общность имуществ, более или менее радикально осуществленную, а социалистические государства (и некоторые учения) основываются на государственной собственности.

    2. Уничтожение семьи. Прокламируется большинством социалистических учений. В других учениях, а также в некоторых социалистических государствах, это положение не провозглашается столь радикально, но тот же принцип проявляется как уменьшение роли семьи, ослабление семейных связей, уничтожение некоторых функций семьи. Опять отрицательная форма этого принципа более универсальна.

    Как положительное утверждение определенного  типа отношений полов или детей  с родителями он представляется в  нескольких видах: как полное разрушение семьи, общность жен и уничтожение  всех связей детей с родителями, вплоть до того, что они не знают  друг друга; как расшатывание и ослабление семейных связей; как превращение  семьи в ячейку бюрократического государства, подчиненную его целям  и его контролю.

    3. Уничтожение религии. Нам особенно удобно наблюдать враждебность социализма религии, ибо она присуща за малым исключением всем современным социалистическим государствам и учениям. Лишь редко уничтожение религии прокламировано законодательным путем - как в Албании. Но действия других социалистических государств не оставляют сомнения в том, что всеми ими руководит именно этот принцип уничтожения религии и лишь внешние трудности препятствуют пока его полному осуществлению. Тот же принцип многократно провозглашался социалистическими учениями, начиная с конца XVII века.

    4. Общность или равенство. Это требование встречается почти во всех социалистических учениях. Отрицательная форма того же принципа - это стремление уничтожить иерархию окружающего общества, призывы "унизить гордых, богатых и власть имущих", упразднить привилегии. Часто эта тенденция порождает враждебность к культуре как фактору, вызывающему духовное и интеллектуальное неравенство, а в результате приводит к призыву уничтожить культуру. Первую формулировку такого взгляда можно найти у Платона, последнюю - в современных западных левых течениях, признающих культуру "индивидуалистической", "репрессивной", "удушающей" и призывающих к "идеологической партизанской войне против культуры" [23, c.85].

    Проанализируем  некоторые точки зрения на природу  социализма.

    1. Точка зрения марксизма: социализм как государственное устройство является определенной фазой исторического развития человечества, неизбежно приходящей на смену капитализму, когда он достигает определенного уровня развития; социализм как учение является мировоззрением пролетариата (который сам порождается капитализмом) и одновременно - результатом научного анализа, научным доказательством исторической предопределенности социалистического государственного уклада.

    Такой взгляд полностью противоречит известным  нам фактам. Если социалистические государства возникают лишь в  условиях, создаваемых развитием  капитализма, ...то из чего же он произошел, развился и результатом какой общественной силы был... в государствах Древнего Востока? Обращение к истории, впрочем, лишь подкрепляет сомнения, которые порождает современность: социалистические государства возникают в Китае, Северной Корее, на Кубе - в странах, где влияние капитализма никак нельзя признать определяющим".

    К сказанному можно добавить и другие возражения. Например, какое отношение  имел к капитализму Платон и другие социалистические теоретики античности? Почему массовые выступления еще  в средние века вдохновлялись  социалистическими идеями, такими как  идеи катаров, никакого отношения к  капитализму также не имевшими?

    2. «Социализм вообще не существует. То, что называется социализмом, это одна из линий развития капитализма - государственный капитализм.

    Очевидный дефект такой точки зрения заключается  в том, что она относится лишь к социалистическим государствам XX века, даже не пытаясь осмыслить  их место в многотысячелетней  традиции социализма. Но интересно  выяснить, насколько она применима  хотя бы на этом коротком отрезке истории.

    Витфогель считает, что концепция государственного капитализма неприменима к современным социалистическим государствам с точки зрения экономики: невозможно считать разновидностью капитализма общество, в котором нет частных средств производства, отсутствует открытый рынок товаров и рабочей силы" [10, c.67].

    При социализме сохранялись товарно-денежные отношения (имеются в виду социализм  в СССР и странах Восточной  Европы), как и при капитализме, но средства производства принадлежали государству. На базе этого обстоятельства и возникла идея сопоставления социализма и государственного капитализма. Но понятие "государственный капитализм" в чистом виде, т.е. при отсутствии частной собственности, содержит противоречие уже в самом себе. Капитализм с  необходимостью характеризуется частной  собственностью, частной инициативой, свободным рынком и так далее. Поэтому под выражением "государственный  капитализм" надо понимать одну из форм капитализма со значительной долей  государственной собственности. При этом государственная собственность не отрицает частную, а мирно с ней сосуществует. Примеры государственного капитализма в такой форме можно встретить в любой современной капиталистической стране. В противном случае, если государственная собственность будет отрицать частную, получится не капитализм, а какой-то другой строй. В любом случае, нельзя говорить о государственном капитализме как об особой общественно-экономической формации.

    3. "Социализм – это особая религия. С. Булгаков характеризует социализм даже более точно - как возрождение иудаистского мессианизма. ...Если социализм - это религия, то надо признать его совершенно особой религией, качественно отличной от всех остальных, а во многих основных вопросах - им противоположной... Вряд ли возможно это сделать, не расширяя произвольно само понятие религии до такой степени, что оно утратит всякую конкретность".

    Религия может быть одним из элементов  и социалистических учений, и социалистических государств. Ярким примером является религия, обожествлявшая фараона в  Древнем Египте. Но свести социализм  только к религии нельзя. Это явление  намного шире, включает не только духовные, но и материальные стороны жизни  общества [19, c.102].

    4. "Социализм – следствие атеизма, тот вывод, к которому приводит атеизм в области социальных отношений. Такой взгляд высказывал, в частности, Достоевский... Большинство мыслителей XIX века полностью проглядели духовный кризис их времени, который подготовил торжество социализма в нашу эпоху. Чуть ли не один Достоевский ясно понимал, что человечество не пойдет по пути либерализма, гуманности и прогресса, что в недалеком будущем его ждут страшные потрясения".

    Безусловно, атеизм играет самую отрицательную  роль в человеческой истории. Эпоха  бездуховности, к которой относится и XX век, принесла и еще принесет человечеству неисчислимые страдания. Но социализм нельзя свести только к атеизму, так же, как невозможно считать его религией. Это явление шире [5, c.17].

    Выводы, к которым нас привело рассмотрение социализма:

    а) Идея гибели человечества – не смерти определенных людей, но именно конца всего человеческого рода – находит отклик в психике человека. Она возбуждает и притягивает людей, хотя и с разной интенсивностью, в зависимости от характера эпохи и индивидуальности человека. Масштабы воздействия этой идеи заставляют предположить, что в большей или меньшей мере ему подвержен каждый человек: здесь проявляется универсальное свойство человеческой психики.

    б) Эта идея проявляется не только в  индивидуальных переживаниях хотя бы и большого числа отдельных личностей  – она способна объединять людей (в отличие, например, от бреда), то есть является социальной силой. Стремление к самоуничтожению можно рассматривать как элемент психики всего человечества.

    в) Социализм – это один из аспектов стремления человечества к самоуничтожению, к Ничто, а именно – его проявление в области организации общества" [8, c.87].

Информация о работе Социализм и коммунизм: категориальный анализ