СМИ и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Оглавление

1. Ведение
2. Понятие СМИ и их функции.
3. Понятие политики и ее функции.
4. Влияние политики на СМИ.
5. Влияние СМИ на политику.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

СМИ и политика.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

Пример: Так, важное место в пропаганде занимало слово «сдержанность». Коннотация его полезна для пропаганды. Сдержанный человек… Не скажешь ведь, что США во Вьетнаме проявили миролюбие или гуманность — это было бы прямой ложью. Сдержанность… Ведь ядерного оружия не применили! Так, в 1972 г. в обращении к нации президент Никсон заявил: «В течение всей войны США проявляли беспрецедентную в военных анналах степень сдержанности». Тут он, впрочем, переборщил, что и вызвало в США саркастические комментарии.

Утверждение и  повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в “краткой, энергичной и впечатляющей форме” – в форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех “за” и “против” и отвечать “да” не раздумывая. Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных версиях и по самому разному поводу, человек в конце концов начинает проникаться ими.

Пример: В городе Твери в первое десятилетие XXI века почему-то стало принято ходить по улицам с бутылками пива в руках, пить пиво на лавках в центре города, на детских площадках. Это началось с того, что в начале 2000-х в город зашёл дистрибьютор крупного пивоваренного концерна. И бывший мэр Твери Олег Лебедев с бывшим губернатором Владимиром Платовым на радостях поставили цель - сделать Тверь «городом пива». В результате в обществе возник настоящий социальный психоз: пиво пить стали даже школьники – открыто, на улице. Общественное табу исчезло, молодёжь даже перестала видеть в публичном распитии пива что-то предосудительное.

Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.

Пример: Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах и наступлении национально-освободительных сил во Вьетнаме, растратах и забастовках, сильной жаре и т.д. мешают составлению оценок и суждений. При таком положении вещей умственный процесс сортирования, который в обычных условиях способствует осмыслению информации, не в состоянии выполнять эту функцию. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений.

Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.

Каждый день средства массовой информации пересказывают нам действия известных людей, которые скандализируют общество.  Скандал привлекает к личности внимание множества читателей, слушателей, зрителей. Лицо, манера одеваться, манера вести себя тиражируются, а значит, приносят прибыль.

Пример: Субботнее утро смутило, испугало и развеселило слушателей радиостанции «Эхо Москвы». Им сообщили, первый заместитель главы администрации Президента Владислав Сурков заявил в беседе с главной Чеченской республики Рамзаном Кадыровым, что Владимир Путин дан россиянам Богом. В эфире вспыхнула короткая дискуссия, большинство участников которой отнеслись к этому утверждению весьма скептически, а некоторые прокомментировали его в издевательском ключе. Ясно, что власть ищет перед выборами более надежную подпорку, чем пресловутый «народный фронт». Ссылка на божественное происхождение, позволяющая сакрализовать фигуру провалившегося политика, вознести его над всеми, сделать неприкасаемым, - это пиар-ход, считают радиослушатели. 

 СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Взаимное влияние СМИ  и политики очень велико. Проникновение СМИ в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль.

Огромные возможности  активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение  граждан свидетельствует о важнейшей  роли "четвертой власти" в современном  обществе. Некоторые исследователи  массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе "медиократии" - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Опыт истории, и особенно новейшей политической истории России, показывает, что СМИ сегодня обладают всеми техническими и идеологическими  возможностями, чтобы служить различным  политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство  собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному  участию в политике, обогащать  личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать  массовую ненависть, сеять недоверие  и страх. И от того, какую позицию в этом непростом вопросе займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества. СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого информационного курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством "информационных войн", многочисленных "выбросов компромата", "сливов" и утечек информации, "заказных публикаций", "джинсы" и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам демократии, в том числе и к самим СМИ. И, конечно, не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои личные амбициозные устремления выше потребностей общества.

 

 

 

Литература

  1. Андреев Э. М. Средства массовой информации и реформирование России
  2. Блумер Г. Коллективное поведение. Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.С.173.
  3. Васильева. Ответственность за собственное мировоззрение – «Полис», 1994, №6, стр.176, (Обзор семинара).
  4. Димитриади Д. Н. Политическая реклама как средство неконфликтного разрешения противоречий в обществе. – «Социс», 1994, №3.
  5. Интернет.
  6. А. Рубцов, «Политика на ТВ как научная проблема» - Полис, «Политическая сила телевидения: действительность мифа (обзор семинара)», стр. 158.
  7. Силин А. Русский феномен. – «Свободная мысль», 1997, май
  8. Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. М., 1902. С.62-63..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе СМИ и политика