СМИ и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Оглавление

1. Ведение
2. Понятие СМИ и их функции.
3. Понятие политики и ее функции.
4. Влияние политики на СМИ.
5. Влияние СМИ на политику.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

СМИ и политика.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

" СМИ и политика"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Глунцова Екатерина Валентиновна

                                                                Курс-6, группа-604

                                        Преподаватель: Седышева Л.Г.                                   

 

 

 

 

План

  1. Ведение
  2. Понятие СМИ и их функции.
  3. Понятие политики и ее функции.
  4. Влияние политики на СМИ.
  5. Влияние СМИ на политику.
  6. Заключение
  7. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В становлении  гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации.  
В.В. Путин

Неотъемлемой составной  частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается  в специальных средствах информационного  обмена, в установлении и поддержании  постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может  функционировать на основе рыночного  саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.                                                         Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.                                                                                                           Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса.

Цель: Рассмотреть взаимное влияние друг на друга СМИ и политики.

Задачи:                                                                                                                       

1.Познакомиться с понятиями СМИ и политики.                                                              2.Определить каково влияние политики на СМИ.                                                       3. Оценить каково влияние СМИ на политику.

1. Понятие СМИ.

В русский язык термин «СМИ»  пришел как калька с французского «moyens d'information de masse».

Отдел пропаганды ЦК КПСС в приказном порядке стал навязывать этот термин с середины 70-х годов, вытесняя, тем самым, понятие «СМК (средства массовой коммуникации)», введенное исследователями в Советском Союзе в 60-х годах.

Сре́дство ма́ссовой информа́ции (СМИ) понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

Коммуникация и информирование могут носить непосредственный (ситуация общения двух людей) и опосредованный характер. Когда говорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития. Эти технические посредники иногда именуются "коммуникативными" средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) - это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию (как в известной формуле Маклюэна "the medium is the message" - посредник суть сообщение). Едва ли случайно термин "информация" в данном словосочетании нередко заменяется термином "коммуникация". Это связано с увеличением интерактивного, воспитательного и пропагандистского потенциала масс-медиа. СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом.

Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • радио-,
  • теле-,
  • видеопрограмма,
  • кинохроникальная программа,
  • иная форма периодического распространения массовой информации.
  • К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.

Каждое из этих средств  информации обладает своими особенностями  в области производства и подачи сведений.

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

  • массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

Отличительными  чертами СМИ являются:

  • публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации;
  • непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;
  • непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

Телеканалы

16 общероссийских телеканалов,  около 117 спутниковых и кабельных  телеканалов, 7 телеканалов, вещающих  за пределы России, около 180 региональных  телеканалов и около 30 каналов  малых городов и сёл. Общее  количество телеканалов примерно 330.

Печать

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725  печатных СМИ.

Совокупная аудитория  национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют  сделать вывод, что время от времени  журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

Интернет-СМИ

 С появлением и распространением Интернета появились интернет-СМИ. Они быстро завоевали популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» (как их стали называть) СМИ. Почти все СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Обычно основные доходы интернет-СМИ поступают также от рекламы, хотя СМИ может быть и спонсируемым как вещательный орган какой-либо организации. Вопросы о том, насколько равноправны понятия СМИ и интернет-СМИ, является предметом многочисленных обсуждений и судебных исков во всём мире.

Интернет-СМИ в силу специфики сети Интернет наиболее похожи на обычную стенгазету, вывешенную в общедоступном месте. Таким же образом информация в них, как правило, имеется в единственном экземпляре, ознакомление с ней происходит исключительно по инициативе читателя неодновременно, требуется знать адрес: географический для стенгазеты, электронный для интернет-СМИ, аудитория читателей по этим причинам достаточно случайна и непостоянна у обоих этих источников информации.

Интернет-СМИ в России официально регистрируют как СМИ в учреждениях Роскомнадзора. При этом регистрация для них не является обязательной.

СМИ обладают различными возможностями  и силой воздействия, которые  зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние  оказывают аудиовизуальные СМИ  и прежде всего радио и телевидение.

2. Понятие политики.

Политика происходит от греч. polis – город - государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.                                                                                                                Термин Политика получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в. Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно  возникают политические отношения, складываются и функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика?   Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры  и организации, а также с целью  ее дальнейшего развития и совершенствования  в интересах как правящего класса, так и общества в целом. “...Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства...”.

Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента.                                                                      Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей.                                                     Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Функции политики

1. Выражение властнозначимых интересов социальных групп.

2. Социализация личности.

3. Обеспечение цивиллизованного диалога между обществом и личностью.

4. Обеспечение развития  общества.

 

3. Влияние политики на СМИ.

  СМИ все больше  проникают  в политическую  сферу, и  превращаются в один из важнейших инструментов в реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной.

Вера во всемогущество  телевидения настолько велика, что  иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить  без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех  грандиозных переменах, которые  в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

Все эти крайне негативные явления особенно ярко проявились во время последних кампании по выборам  в Государственную думу, а также  во время короткой, “скомканной” президентской  кампании. Именно в годы избирательных  компаний российские СМИ демонстрируют  свои лучшие и худшие качества, и, кроме  того, сами послужили неплохим индикатором, отражающим положение дел в стране. Как выразился В. Путин, «какое общество, какая власть – такая у нас  и журналистика».

Информация о работе СМИ и политика