СМИ и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Оглавление

1. Ведение
2. Понятие СМИ и их функции.
3. Понятие политики и ее функции.
4. Влияние политики на СМИ.
5. Влияние СМИ на политику.
6. Заключение
7. Литература

Файлы: 1 файл

СМИ и политика.docx

— 53.17 Кб (Скачать)

Стоит упомянуть и о  предвыборных кампаниях, которые по сути все больше похожи на политическое шоу, остро нуждающееся в СМИ. Наибольшие шансы имеет тот, кто  больше примелькался на телевидении. Рейтинг  превратился в единственное мерило значимости политика, что, конечно же, неверно. Это произошло вследствие подмены реальных политических шагов  и решений их имитацией. Действующая  власть во многом закрепилась благодаря  рейтингу, который она вынуждена  постоянно поддерживать на высоком  уровне. Для этого должны постоянно  совершаться «подвиги», цель которых  – угодить толпе. Разумеется, в  создании управляемой демократии средства массовой информации служат всего лишь посредниками между манипуляторами и их «жертвами» - народом.

Согласно инструкциям  Центризбиркома России, а также нормам российского законодательства, муниципальные  организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным  блокам, зарегистрировавшим федеральные  списки кандидатов. На выборах в  Государственную Думу муниципальные  СМИ могут предоставлять эфирное  время и печатную площадь для  агитации только за плату. Негосударственные  СМИ, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Понятное дело, что выбор  политических тем и требований осуществляется в зависимости от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ. Статистика печатного и телекоммуникационного вещания, посвященного политическим партиям и политикам во время последней избирательной компании в думу была подготовлена несколькими группами из политического спектра, а также неправительственными общественными организациями. Собрав все вместе, становится ясно, что В.В. Путин, его администрация и его партия «Единая Россия» получили подавляющее большинство в новостях и освещении предвыборной компании в печатных и телекоммуникационных СМИ. Согласно неопубликованной статистике из Transparency International Russia, с 1 сентября по 23 ноября 2007 года телевидение и газеты упоминали «Единую Россию» почти в три раза больше, чем «Справедливую Россию» или «Либерально-демократическую партию России». А опрос, проведенный Центром исследований политической культуры России, показал, что «Единая Россия» получила – в среднем 64% от общего политического освещения на российских национальных телекомпаниях с 1 по 13 ноября, и до 80% в «прайм-тайм».

По данным сайта «Викиликс», ведущий первого канала Владимир Познер дал свою оценку того, почему телевидение так искажено. Он сказал, что директор Первого канала Константин Эрнст получил несколько телефонных звонков из Кремля в ноябре 2007, ему сказали увеличить негативное освещение других партий, в то время как в октябре его главным образом побуждали обеспечить позитивное освещение «Единой России». По словам Орлова –  директора новостной службы с НТВ, Эрнст с Первого канала пожаловался СМИ на встрече с Центральной избирательной комиссией, что его канал не получил денег за кампанию 2003 года, а затем был «вынужден» транслировать в 2007 рекламу «Единой России» без каких-либо надежд на оплату. Орлов думает, что Эрнст уступил, потому что он находился под угрозой потери своей работы. А Михаил Пономарев из «ТВ Центр» откровенно высказался по этому поводу: «Нашим приоритетом является Единой России». Алексей Венедиктов, главный редактор главной независимой в редакционном отношении радиостанции «Эхо Москвы», рассказал, что Кремль жаловался на предоставление станцией эфирного времени для кандидатов от оппозиции.

По итогам информационно-политической активности думских партий за 2010 год  доля партии «Единой Россия» составляла 53%. Хочется заметить, что по данным Freedom House Россия находится на 173 месте со статусом «Несвободные» в рейтинге свободы СМИ во всех странах мира за 2011 год. Россия уже несколько лет сохраняет за собой титул страны с несвободной прессой и по-прежнему остается одной из наиболее опасных для журналистов стран в мире. Значительное ухудшение свободы СМИ в России в последние годы связано с усилением политического, правового и физического давления на СМИ и их отдельных представителей со стороны государственных структур и иных групп влияния. Тем временем, альтернативные источники информации — такие, как Интернет — также постепенно попадают под влияние властей.

Как видно, увлечение манипулированием привело к тому, что в России нет реальной сильной оппозиции власти, СМИ впали в еще большую, чем прежде, зависимость от своих хозяев, а демократические институты так и не окрепли. В ближайшее время нас ждут президентские выборы и выборы в Государственную думу. Как изменится ситуация, покажет время…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Влияние СМИ на политику.

Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.

Живое слово и зрительный образ обладают большой силой  эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить  рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. «Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть», — пишут авторы крупнейшего современного учебного пособия по политологии ФРГ.

Непосредственное обладание  такой властью — прерогатива  СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование — важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

 

Функции СМИ в политике.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме  выполняют ряд общих политических функций.

Информационная  функция. Является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

 Образовательная функция. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Функция социализации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Функция критики. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Контрольная функция. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

Артикуляция и  интеграция. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Круг политических функций  СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют такие функции СМИ, как инновационную, проявляющуюся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативную - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; в качестве еще одной немаловажной функции выделяют формирование общественного мнения.

Мобилизационная функция. Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но! - через призму своего собственного видения политической реальности.

Множество функций, выполняемых  СМИ позволяет сделать вывод  о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического  влияния. Причем, благодаря постоянному  прогрессу СМИ, это влияние можно  осуществлять все более и более  эффективно.

Таким образом, информированность  граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она  отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и форм подачи информации.

СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения  информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении и имеет ряд особенностей, порождая для слушателей или зрителей ряд трудностей в познании сути того или иного события или процесса.

Однако нельзя не учитывать  огромные возможности СМИ в сфере  политических манипуляций и воздействии  на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. Особенно актуальной эта проблема стала для России, страны, в которой грамотность населения в сфере массовых коммуникаций низка, а темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в манипулятивных целях.

Методы влияния.

Выделяют следующие приемы воздействия СМИ на аудиторию:                                   Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи – это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: “Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?”. Искажение реальности достигается чаще через процесс кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в глаза действий.

Пример: Основные методы фабрикации фактов были отработаны уже в ведомстве Геббельса. Во многом они были новаторскими и ставили западных специалистов в тупик. Одним из методов была подстраховка ложных сообщений правдивыми. Большое внимание уделялось провокациям с единственной целью снять правдоподобный пропагандистский фильм. Так, например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проследует колонна раненых советских пленных и что им можно будет передать продукты. Собралось много жителей с корзинками заполненными едой, после чего вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами - и сняли фильм о "встрече".

 Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является “конструирование” сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные “крупицы” сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь с действительностью ничего общего.

Информация о работе СМИ и политика