Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на впросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

сокращенные шпоры.docx

— 73.65 Кб (Скачать)

     АР  в отличие от ТР не претендует на контроль за всеми сторонами жизни  общ-ва. Обеспечивая любым путём  полит. власть, АР не вмешивается в  те сферы, кот. не связаны непосредственно  с политикой. Для АР хар-но разгосуд. экономики, культуры и соц. сферы. Авторит. общ-во построено по принципу: разрешено  всё, кроме политики. Важное отличие  АР от ТР сост. в том, что в АР нет  «сверхъидеи» или она сильно размыта. Зап. политики утверждают, что АР можно  назвать прагматической диктатурой, ТР – идеократической диктатурой. По мнению некот. политологов ТР –  крайняя форма АР. АР могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развив. странах АР часто принимает форму военного режима.

     Следует обратить внимание, что АР в отличие  от ТР более гибок, способен к трансформации  и модернизации. АР допускает размежевание и даже поляризацию различных  сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике  АР необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка ТР и АР. В целом ряде стран  АР создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества. 
 
 
 

Демократический режим.

     Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:

  1. Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:
    1. Свобода выдвижения кандидатур
    2. Свобода избирательного права
    3. Свобода голосования
  2. Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти
  3. Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов
  4. Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы
  5. Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.
  6. Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.
  7. Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.
  8. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

     В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она  может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью  выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает  референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

    1. возможность превращения демократии в диктатуру большинства.
    2. демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
    3. Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.
 
 
 

8.Вопрос Сущность, структура и  функции государства.

     Термин  гос-во используется для обознач. различных по своей сути явлений.

  1. Государство – страна, в которой живут
  2. Государство – органы власти, аппарат управления
  3. Гос-во понимается как носитель власти, нечто отдающее приказы и распоряж.

     Общие признаки государства:

  1. территория – составляет физическую, материальную основу. Если в результате войны, распада территория оказывается завоеванной, то гос-во перестает существовать. Размеры государства могут меняться.
  2. наличие населения – власть гос-ва осущ. по отношению к людям, прожив. на опред. территории. В свою очередь гос-во сущ. потому, что есть люди, кот. оно необх.
  3. наличие спец. госуд. аппарата – осуществлять управление гос-во может только имея спец. систему органов. Однако в гос. аппарате можно выделить наиболее часто встречающиеся элементы (исполнительно-распорядительные органы; органы прокуратуры; суды; органы контроля; органы охраны обществ. порядка; вооруж. силы).
  4. Суверенитет (верховная власть) – суверенное гос-во действует независимо от внешней политики с чем вынуждены считаться и его партнеры. Гос-во обладает суверенитетом независимо от территории, количества населения.
  5. Всеобщность – гос-во распростр. свое влияние на всех жителей этой территории.
  6. Монопольное право на применение принуждения.
  7. Монопольное право на издание з-нов и правовых актов, обязат. для всего насел.
  8. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

     Гос-во это своеобразная форма организации  обществ. жизни, необх. для существ. и нормального развития страны. От др. полит. форм оно отлич. наиб. концентрацией  власти, наиб. способностью к решению  обществ. проблем. Вследствие этого  гос-во во многом обеспечивает целостность  общ-ва и явл. политич. центром, к  кот. тяготеют др. полит. силы. Гос-во существенно  влияет на течение всех полит. процессов. Оно выступает и как некая  сила, концентрированно выражающая и  символизир. общество в целом. Именно гос-во призвано выполнять те ф-ции, без кот. норм. существование общ-ва попросту невозможно. Но эти функции  не оставались неизменными. Вместе с  тем у любого гос-ва есть обязат. ф-ции, исполнение кот. и оправдывает  его существование. Эти ф-ции принято  разделять на внутренние и внешние.

     К внутренним функциям относятся:

  1. защита существующего строя, экономич. и соц.-политической системы общ-ва. Будучи порожденным этой системой гос-во заинтересовано в её сохранении
  2. регуляция эконом. жизни общ-ва. Но степень регулир-я м. быть различной. Однако существов. абсолютно свободной от вмешат-ва гос-ва экономики невозможно.
  3. задача издания законов и соблюдения правопорядка
  4. гос-во призвано регулировать отнош. между соц. группами и слоями общества.

     К внешним функциям относ.:

  1. гос-во обеспечивает целостность страны и ее безопасность
  2. защищает экономич. и полит. интересы страны на международной арене
  3. обеспечивает развитие отношений с другими странами, сотрудничество и участие в междунар. делах.

     Соединение  внутренних и внешних функций  позволяет государству оставаться суверенной единицей, не замыкаясь  при этом в себе. 
 

 
 

  1. .Вопрос  Партия как политический институт.

    Задача  полит партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, соц. слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.

    Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.

    Функции и структура. Важнейшими функциями принято считать следующие:

    • соц представительства;
    • соц интеграции и социализации;
    • борьба за власть;
    • полит рекрутирования, формирования правящей элиты;
    • разработки и осуществления полит курса.

    Партии  имеют сложную внутреннюю структуру:

    • высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;
    • стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;
    • активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;
    • пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности;
    • лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.
 
 
 

Типы  политических партий.

    Классификация полит партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.

       Массовые  партии имеют сложную орг структуру  и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.

       Кадровые  партии немногочисленны, и состоят  из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет  фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний.

    Мобилизующие  партии. Их цель - мобилизовать население  на выполнение каких-либо задач.

    Патронажные партии создают преимущества для  лидера и его окружения.

    Классово-сословные  партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц  слоев или групп.

    По  отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.

    Есть  партии с индивидуальным или коллективным членством.

    По  месту в полит системе - правящие и оппозиционные.

    По  характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

    По  месту в полит спектре - левые, центристские и правые 

  1. Партийные системы.

    В зависимости от положения полит  партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под  которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с  другом.

    Итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

    • система с одной партией;
    • система с партией, осуществляющей гегемонию;
    • система с преобладающей партией;
    • двухпартийная система;
    • система ограниченного плюрализма;
    • система крайнего плюрализма;
    • система атомизирования.

Классификацию Сартори целесообразно дополнить  двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в  блок со Свободными демократами.

    Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными соц-полит интересами.

    Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит цели. 
 

 
3 Вопрос Субъекты политики.

Главный субъект политики – народ. Но народ  состоит из отдельных граждан, поэтому  отдельный гражданин – личность – это также главный субъект  политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое  значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они  состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в  политике все равно остается. Для  активного включения личности в  политический процесс необходимы следующие  предпосылки:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"