Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на впросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

сокращенные шпоры.docx

— 73.65 Кб (Скачать)

     Гос-во, политические партии и общественные организации образуют политическую организацию как подсистему в  политической системе общества.

Политические  нормы и политические отношения  как элементы политической системы  общества.

Политические  нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.

Политические  отношения. Политические отношения – отношения между классами, политическими группами, между государством и гражданами по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики. Политические отношения выражают взаимодействие субъектов политической власти, при котором происходит обмен политической информацией. В структуре политических  отношений различают конфликты, компромиссные и консенсусные (согласительные) отношения. В результате сложных политических отношений появляются правящие силы (партии и оппозиция).

Функции политической системы общества. 
 
 
 
 

Вход. Это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на неё и способно её изменить.

Выход. Ответная реакция на взаимодействия, преобразования политической системой, её специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду.

Обратная  связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ  осуществляется через окружающую среду. Это так называемая петля обратной связи.

На  ВХОД политической системы подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования направленные в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе политической системы относятся политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На ВЫХОДЕ политическая система выполняет функции нормотворчества (законотворчества), применения правил и норм, контроль за соблюдением правил и норм.

  1. Политическая социализация – процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.
  2. Политическое рекрутирование – означает функцию заполнения ролей в политической системе, то есть выполнение личностями определённых политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера.
  3. Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые отражают многообразие и сложность общества. Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явное артикулирование выражается в чётко сформулированном требовании. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.
  4. Агрегирование интересов – функция, превращающая требования в альтернативы государственной политики. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
  5. Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существуют для утверждения духовных ценностей, оказывают воздействия на оценки поведения людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

Функции политической системы  на выходе.

  1. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определения правовых норм поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов.
  2. Функция применения правил и норм подразумевает приведение их  в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, инструкций, принятием постановлений, а конечная судьба зависит от его реализации.
  3. Функция контроля за соблюдением правил и норм находится в преимуществе в компетенции судебной ветви системы государственной власти. Однако и законодательная и исполнительная власти играют в её реализации немалую роль.

Входящие  и выходящие функции тесно  связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется  реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет  корректировать ей внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения. 
 
 
 

      Типология политических систем.

     Идеи  типологизации ПС возникли в ответ  на потребности в нормативных  категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев  могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между  несколькими самостоят. объединениями  или в руках одного:

     1.Демократич. или конституционные ПС

     2.Автократические  ПС.

     Маркс по типу формации и характерной соц. – экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС

Политические  системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода  различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций  – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения  служит политический режим. В самом  общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.

По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит  институты подчиняются в строгой  иерархии и управляются из единого  центра.

     плюсы:

     1.- Возможность быстрого принятия  решения и их реализации.

     2.- Возможность быстро проконтролировать  исполнение решений.

     3.- Отсутствие конфронтации.

     минусы:

     1.- Большая зависимость принятия  решения от воли отдельных  людей.

     2.- Отсутствие политической конкуренции.

     3.- Отсутствие обратной связи, т.е.  отрыв от общества.

     Плюралистическая  пс.

     3 условия плюрализма: 1. Наличие у  каждой группы своих представителей  полит жизни об-ва. 2. Предполагает  наличие альтернативных полит  институтов (у каждой партии должен  быть оппонент.) 3. Свободная борьба  идей и мнений.

     плюсы:

     1. Не допускает сосредоточение  власти в одних руках. 2. Меньше  зависит от личных качеств  тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация  власти, распределение её между  различными центрами. 4. Основана  на постоянном взаимодействии  власти и народа.

     минусы:

     Способность нарушения целостности общества. 
 
 

11. Политические  режимы

Тоталитарный  режим.

     Тоталитарный  режим (ТР) – означает (to totalis) целостный, полный, весь и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.

     В политической сфере  ТР соответствуют  следующие черты:

     1) монополизация власти в руках  одной партии.

     2) срастание партии и государственного  аппарата

     3) правящая партия принимает статус  государства в государстве

     4) однопартийная система, недопущение  оппозиции и инакомыслия

     5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой  вождя

     6) формир. власти на всех ур-нях  через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры

     7) фактически отчуждение граждан  от полит. процесса

     8) максимальное ограничение прав  и свобод гражданина, умаление  права и закона

     9) монопольный контроль над вооружёнными  силами

     10) террор, насилие как средство  политической борьбы

     В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.

     В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.

     Тоталитарная  идеология складывается из трёх частей:

     1) радик. критика предшеств. или  определённого полит. противника, которого необх. сокрушить. 

     2) представление о совершенстве  общего будущего, светлого завтра

     3) рецептов его достижения

     Тем самым тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая  необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта  идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.

     Фанатичная  вера в окончательную истину объясняет  поддержку ТР народом. Привержение  общественности официальной идеологии  достигается посредством централиз  идеологических средств воздействий, монополии на информацию.  
 
 
 
 

Авторитарный  режим.

     Авторитарный  режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:

  1. Сосредоточение всей власти в руках опред. органа: единол. и коллект. В качестве автократа могут выступать: монарх, военная хунта и т.д.
  2. Ограниченность выборности гос. органов, ограничение полномочий парламента, наделение широкими полномочиями распределительно-исполнительных органов.
  3. Фактический отказ от концепции распределения власти.
  4. Огранич. или полное запрещ. легальной оппозиции. Полит. партии сущ. только формально.
  5. Строгая регламентация и контроль за деятельностью профсоюз и других общественных организаций, политической деятельности отдельных граждан.
  6. Ликвидация или существование ограниченных политических прав и свобод граждан, а так же юридической гарантий их защиты.
  7. Отстран. насел. от участия в контроле над деят. гос-ва, массовое отчужд. насел. от власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"