Шпаргалка по "Элитологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 18:27, шпаргалка

Краткое описание

Предемет элитологии…
Предмет элитологии. Элитология сложилась как комплексное междисциплинарное знание, лежащее на стыке политологии, социальной философии, политологии, социологии, всеобщей истории, социальной психологии, культурологии.
Элитологию можно рассматривать как науку о социальной дифференциации и стратификации, точнее как науку о высшей страте в любой системе социальной стратификации, об ее особых функциях, связанных с управлением системой в целом или тех или иных ее подсистем, в выработке норм и ценностей, которые служат самоподдержанию системы и ее развитию.

Файлы: 1 файл

otvety_po_elitam.docx

— 58.64 Кб (Скачать)
  1. Предемет элитологии…

Предмет элитологии. Элитология сложилась как комплексное междисциплинарное знание, лежащее на стыке политологии, социальной философии, политологии, социологии, всеобщей истории, социальной психологии, культурологии.

Элитологию можно рассматривать как науку о социальной дифференциации и стратификации, точнее как науку о высшей страте в любой системе социальной стратификации, об ее особых функциях, связанных с управлением системой в целом или тех или иных ее подсистем, в выработке норм и ценностей, которые служат самоподдержанию системы и ее развитию. К элите относится часть общества, которая занимает ведущие позиции в выработке норм и ценностей, определяющих функционирование и развитие социальной системы, которая является той референтной группой, на ценности которой, считающиеся образцовыми, ориентируется общество. Это или носители традиций, скрепляющих, стабилизирующих общество, или, в иных социальных ситуациях (обычно кризисных) – наиболее активные, пассионарные элементы населения, являющиеся инновационными группами. Таким образом, элитология – это наука об элитах и, следовательно, и об основаниях дифференциации общества, о критериях и легитимности этой дифференциации.

  1. подходы к определению элиты…

Инстинктивисты: деление общества на элиту и массу – следствие генетически запрограммированных инстинктов.

Бихевиористы исходят из того, что внешняя среда определяет поведение, и стремление людей попасть в элиту – следствие социальных стимулов.

Среди психологических трактовок элитаризма наибольшее распространение получило толкование этой проблемы фрейдизмом.

Цивилизационный подход к элите. Интересным и плодотворным во многих отношениях представляется цивилизационный подход к элите, сформулированный в конце прошлого века Н. Я. Данилевским. Элитаризм развивал в цивилизационной концепции А. Тойнби: «Акты социального творчества - прерогатива либо творцов-одиночек, либо творческого меньшинства». Это творческое меньшинство – элита; цивилизация развивается, когда элита динамична, и вырождается, когда иссякают ее творческие потенции

Бюрократия и элита. Очевидна необходимость выяснить соотношение элиты и слоя людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, – бюрократии. И не случайно, что концепция бюрократии знаменитого немецкого социолога и политолога Макса Вебера рассматривается как важный вклад в элитологию.

Технологический детерминизм и элитология. Ныне широко распространена организаторская теория элиты (ее называют также функциональной, или технологической). В соответствии с ней формирование элиты зависит от тех функций, которые в определенную эпоху играют в обществе главенствующую роль. С изменением характера современного производства функция управления стала решающей, сделав тех, кто ее осуществляет, элитой общества

  1. Сущность понятия политическая элита…

об элите говорится в узком значении этого термина как о политико-административной, управленческой элите. Именно эта составная часть элитологии стала (может быть, без достаточных на это оснований) наиболее важной, распространенной, «прикладной» частью элитологии, хотя это – лишь одна из многих элитологических дисциплин. В этом узком смысле предметом элитологии (точнее говоря, политической элитологии) является исследование процесса социально-политического управления и, прежде всего, высшей страты политических акторов, выявление и описание того социального слоя, который непосредственно осуществляет это управление, являясь его субъектом (или, во всяком случае, важнейшим структурным элементом этого субъекта), иначе говоря, исследование элиты, ее состава, законов ее функционирования, прихода ее к власти и удержание этой власти, легитимизация ее как правящего слоя, условием чего является признание ее ведущей роли массой последователей, изучение ее роли в социальном процессе, причин ее деградации, упадка (как правило, вследствие ее закрытости), и ухода с исторической арены, как не отвечающей изменившимся историческим условиям, изучение законов трансформации и смены элит.

В структуру предмета элитологии непременно входит история развития знаний об элитах, то есть история элитологии. В центре элитологии находится исследование ее законов – законов структуры (строение элиты, связь между ее элементами, которые обычно являются подсистемами элиты как целостной системы –политическая, культурная, военная и др.), законов функционирования элит, взаимодействие между элементами этой системы, зависимостей между различными ее компонентами, роли, в которой каждый из этих компонентов выступает по отношению к элите как целостному феномену, законов связи и субординации элементов этой системы,– наконец, законов развития этой системы, перехода ее с одного уровня на другой, обычно более высокий, к новому типу связей внутри этой системы.

  • Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа
  • Высокий социальный статус
  • Значительный объем государственной и информационной власти
  • Непосредственное участие в осуществлении власти
  • Организаторские способности и талант
  1. Развитие идей элит… до 15 века.

Первоначально в политической науке французский термин «элита» получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили

Пристальное внимание уделяли власть предержащим древнекитайские мыслители: Гуань Чжун (ум. в 645 г. до н.э.), Лао-Цзы (род. по преданию в 604 г. до н.э.),Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Но, бесспорно, наиболее известны взгляды великого китайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н. э.). По Конфуцию, управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем (сыном неба), причём управлять на принципах добродетели. Благородный муж является таковым не в силу происхождения, но благодаря воспитанию в себе высоких моральных качеств. Перед простолюдином, по системе Конфуция, открывается определённая возможность социальной мобильности, возможность стать высокопоставленным чиновником, если он обнаружит высокие способности, будет усердно учиться, проявит себя как добродетельный человек.

Именно Платоном было, пожалуй, наиболее полно сформулировано в античной философии элитарное мировоззрение. Идеолог афинской аристократии, он решительно выступал против допущения демоса к участию в политической жизни, в государственном управлении, пренебрежительно именуя его толпой, враждебной мудрости, руководствующейся не знаниями, а мнениями, далекими от истины. Государственные функции, по Платону, могут успешно выполняться лишь аристократами, получившими специальное воспитание

Макиавелли Он ищет оптимальное соотношение между правителями и народом и видит его в сильной власти. В тоже время Макиавелли осуждает тираническую власть, которая развращает правителей и массу, которая, привыкнув терпеть тирана, становится "холуйской, лицемерной".

Интересна типология методов правления, предлагаемая Макиавелли, которые обеспечивают эффективность власти: это – "львы" (решительные правители, опирающиеся на силу), и "лисы" (гибкие политики, для которых характерны ловкость, притворство, хитрость, это мастера переговоров и закулисных интриг)

  1. Развитие идей с 15 – 19 века…

Эгалитаристские, антиэлитарные взгляды (эгалитарная парадигма) возникли и распространились в связи с ростом социально-экономического расслоения общества; эгалитаристские концепции трактуют возникновение и существование элиты как величайшую социальную несправедливость, а социальную и политическую элиту – как эксплуататорскую группу, как паразитический нарост на теле общества, то есть рассматривают элиту и ее роль в обществе со знаком минус. Эгалитаристская парадигма в своих крайних формах – как требование политического, правового, имущественного равенства – является антиэлитаристской, ибо существование элиты подрывает принцип равенства. Впрочем, история показала, что антиэлитаризм порой оборачивается лицемерным прикрытием смены элит, когда представители ранее угнетенных социальных групп, одержав победу в гражданской войне, сами становятся новой элитой (подобно тому, как большевистская революция, прошедшая под антиэлитарными лозунгами, привела к власти тоталитарную элиту).

Т.Кампанелла (1568 – 1639 причину всех зол, в том числе неравенства, видел в частной собственности. В его Городе Солнца «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела». Есть ли в государстве правящая элита? Управляет им четверка: Метафизик (его слово – решающее), Мощь (ведает военными делами), Мудрость (руководит развитием наук), Любовь (ответственный за деторождение и воспитание)

Дж.Уинстенли (1609 – 1652) требовал обобществления земли и ее плодов, постоянной сменяемости должностных лиц. Причем он полагал, что наилучшими правителями будут как раз выходцы из самых бедных и угнетенных, причем он уходит от вопроса о том, что эти люди могут оказаться неподготовленными и некомпетентными для выполнения управленческих функций 

В отличии от элитаризма, возвеличивающего элиту как творческую ситу, подлинный субъект истории, элитизм выступает за элиту, ответственную перед народом. То есть это демократический элитизм. Формирующееся гражданское общество выдвигает и свою элиту. Не народ зависит от правителя и политико-административной элиты, а, напротив, правитель и элита зависят от народа. Общественный договор заключается, в сущности, в том, что народ как бы нанимает управленческую элиту и терпит ее до тех пор, пока она ему честно служит, доказывая свою компетентность, и заменяет ее другой, как только она перестает ему служить или ставит свои групповые интересы выше общенародных.

  1. Элиты в истории человечества…

Согласно Куну, развитие науки не непрерывно, а скачкообразно. Переориентация неизбежна тогда, когда появляется новая научная модель или парадигма, которая лучше объясняет прежде противоречивые данные. 

ТЕОРИИ ЭЛИТЫ

(от франц. elite - лучшее, избранное, отборное) - соц.-филос. теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высшие, привилегированные слои (или слой), осуществляющие функции управления, развития науки и культуры, - элита и остальная масса людей. Предшественниками современных Т.э. были Платон, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Как определенная система взглядов Т.э. были сформулированы в начале XX в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом, к-рые исходили из того, что политич. власть - основа соц. отношений и поэтому главное орудие элиты - roc-во. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных слоев об-ва. Определение элиты неоднозначно; ею именуются группы людей: 1) получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето); 2) наиболее активные в политич. отношении, ориентированные на власть; организованное меньшинство об-ва (Г. Моска); 3) пользующиеся в об-ве наибольшим престижем, статусом, богатством (Г. Д. Лассуэлл); 4) обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет); 5) обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и ин-тах, определяющих соц. жизнь (Т. Дай); 6) "Боговдохновленные" личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству (Л. Фройнд); 7) творческое меньшинство об-ва в противоположность нетворческому большинству (А. Тойнби); 8) сравнительно небольшие группы лиц, занимающих ведущее положение в политич., экономич., культурной жизни об-ва (соответственно политич., экономич., культурная элиты - как считают теоретики элитного плюрализма); 9) наиболее квалифицированные специалисты,  менеджеры и высшие служащие в системе бюрократич. управления. До второй мировой войны Т.э. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции, после войны - в США. Основные варианты Т.з.: "макиавеллиевский" (Дж. Бернхейм), "ценностный" (X. Ортега-и-Гассет), структурно-функциональный (С. Келлер). Общие черты Т.э. - отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность соц. циклов, характеризуемых господством элит определенных типов); критика идеи народного суверенитета как утопич. мифа романтиков; утверждение, что неравенство - основа соц. жизни. Исходный постулат Т.э. - абсолютизация политич. отношений. Политич. власть рассматривается в качестве основы соц. отношений, из к-рых наиболее значимы отношения господства и подчинения. Первоначально Т.э. были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30- 40-х гг. Й. Шумпетер и К. Маннгейм реконструируют Т.э., стремясь совместить их принципы с признанием буржуазных демократич. ин-тов. Маннгейм утверждал, что отличительная черта демократии - конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и "демократич. оптимум" отношений элит и масс. С резкой критикой узкого слоя "властвующей элиты" в США в 50-х гг. выступил Р. Ч. Миллс. С позиций плюрализма Миллса критиковали Д. Рисмен, Д. Белл и др. В 70-80-х гг. в социологии полемизируют теории элитного плюрализма и "неоэлитаризма"

  1. Основоположники теории элит…

 

 Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым <...> и поставляет ему <...> материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848—1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В «Трактате по общей социологии» он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально». Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Информация о работе Шпаргалка по "Элитологии"