Российское законодательство об органах государственной власти. Принципы организации государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно - правовая связь.

Оглавление

Введение
1. Органы государственной власти. Российское законодательство об органах государственной власти.
1.2. Президент Российской Федерации
1.3 Федеральное Собрание Российской Федерации
1.4. Правительство Российской Федерации
1.5. Суды Российской Федерации
1.6. Местное самоуправление в Российской Федерации
2. Принципы организации государственной власти
Заключение
Список литературы
Задание № 2
Задание № 3

Файлы: 1 файл

контрольная по КПРФ.docx

— 43.29 Кб (Скачать)

 Существуют  два аспекта понятия «судебная  власть» - функциональный и институциональный.  В функциональном аспекте судебная  власть представляет собой совокупность  юрисдикционных полномочий, ограниченных  юридической конституцией и общими  принципами права, и связанных  с ними полномочий государства,  реализуемых от имени народа  независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной  законом судебной процедуре и  иными должностными лицами, которые  обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.

Конституция устанавливает судебную систему  страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена  ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам  субъектов Российской Федерации  относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Выводы  по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая  из отдельных подсистем (федеральные  суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить  на три элемента – федеральные  суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное  деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Основным  принципом построения судебной системы  России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.

Совокупность  избранных законодателем основных принципов построения судебной системы  и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия - охраны прав и свобод граждан.

Суды  призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово  «правосудие» состоит из корней «право»  и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права  судом.

Правосудие - это особый вид государственной  деятельности, осуществляемой исключительно  органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные  лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов  судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях  и порядке, предусмотренных федеральным  законом, правосудие осуществляется с  участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются  конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права  всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических  лиц и иных объединений, а также  Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.

Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ:

- принцип  законности – правосудие осуществляется  только в соответствии с законом  и подчиняется только закону;

- принцип  осуществления правосудия только  судом (ст. 118 Конституции);

- принцип  независимости судей – судьи  подчиняются только закону и  в своей деятельности никому  не подотчетны (ст. 120 Конституции);

- принцип  осуществления правосудия на  основе равенства всех перед  законом и судом (ст. 19 Конституции);

- принцип  обеспечения каждому права на  обращение в суд за защитой  своих интересов (ст. 46 Конституции);

- презумпция  невиновности (ст. 49 Конституции);

- принцип  обеспечения подозреваемому и  обвиняемому права на квалифицированную  защиту (ст. 48 Конституции);

- гласность  судебного разбирательства (ст. 123 Конституции);

- принцип  участия граждан в осуществлении  правосудия – любой гражданин  может осуществлять правосудие  в качестве присяжного заседателя (ст. 32Конституции);

- принцип  охраны чести и достоинства  личности – никто не может  подвергаться пыткам и унижающему  человеческое достоинство обращению  (ст. 21 Конституции);

- непосредственность  и устность судебного разбирательства  – в основу судебного решения  ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.

 

Перечень  федеральных конституционных и федеральных законов о судебной системе

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. 
  2. Федеральный Конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».   
  4.   Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». 
  5. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
  7. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».
  9. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 14 марта 2002 г.  № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». 
  11. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» .
  12. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ.
  13. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  14. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
  15. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.
  16. Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок» от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ.
  17. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
  18. Кодекс судейской этики Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.
  19. Регламент арбитражных судов от 5 июня 1996 г. N 7.

 

Задача

Генеральный прокурор РФ обратился в Верховный  Суд РФ с жалобой, в которой  просил признать незаконным Указ Президента РФ об отстранении его от должности  в связи с возбуждением против него уголовного дела. По мнению Генерального прокурора данная мера принуждения может применяться только тем органом (должностным лицом), который примет решение о назначении на должность и освобождения от нее. Верховный Суд РФ в иске отказал. Как бы Вы разрешили это дело?

Статья 42 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» гласит о том, что на период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности, имеется в виду, что понятие "прокурор" включает и Генерального прокурора Российской Федерации (статья 54).  Статья 129 Конституции РФ гласит о том, что «Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от неё Советом Федерации по представлению Президента РФ», таким образом, Президент Российской Федерации на основании и во исполнение указанных предписаний не только вправе, но и обязан - в отсутствие иного регулирования - издать акт о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности. На мой взгляд, Верховный суд РФ поступил верно, отказав в иске, так как действия Президента законны и обоснованы.

 

 

 

Задание № 3

Соотнесите  схематично между собой следующие  понятия: государство, государственная  власть, государственная служба, форма  правления и государственный  аппарат.

Наиболее  понятный способ схем для меня –  это круги Эйлера, с помощью  которых я и постараюсь соотнести  между собой эти понятия.


 

 

 


 


 

 


 

 


 

 

1 Конституция РФ, принятая всенародным голосованием  12.12.1993, глава 4, ч. 2 ст. 81.


Информация о работе Российское законодательство об органах государственной власти. Принципы организации государственной власти