Разделение властей в правовом государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос «разделения властей в правовом государстве» для Российского государства является достаточно актуальным на современном этапе.
Связано это в первую очередь с тем, что произошедшая коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, выдвинула на первый план следующую общегосударственную цель — создание правового государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………3

1. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ВЕТВИ……………………………………………………5
2. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ……………………7
3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА.
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА………………………………………………………………12
4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ…………………………………14
5. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: СИСТЕМА И ФУНКЦИИ……………………………………………………18
6. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ……………………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………24
Список использованных материалов…………………………………………………………………………………26
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе Российской Федерации"[39] гласит: "В Российской федерации действуют федеральные суды, конституционные
(уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".

К федеральным судам отнесены:

. Конституционный Суд Российской Федерации;

. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской

Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также
Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.

Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

В современной России принцип разделения властей признан, конституционно закреплён и применяется в построении и функционировании государственных институтов.

Многие политики и правоведы называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов[40]. Сильная исполнительная власть России, безусловно, нужна. Но не нужно увлекаться. У нашей страны достаточно горький опыт в этом вопросе. Усиление исполнительной власти при отсутствии адекватного контроля и механизма сдержек таит в себе угрозу резкого разрастания и усиления бюрократического административного аппарата.
Численный рост чиновничества, элементарное попрание администрацией основных прав и свобод - подобные пороки порождаются бесконтрольностью исполнительной власти и подчинённого ей аппарата управления.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти, нередко все еще посягающих на независимость суда. Явно недостаточны материальные, а отчасти и правовые гарантии, необходимые для того, чтобы обеспечить суду достойное место в осуществлении власти. Этот компонент разделения властей неэффективен. Самостоятельность и особенно роль суда в Российской Федерации все еще далеки от тех, которые присущи суду в развитых демократических странах.

Проводимая в настоящее время в России активная политика на построение правового государства позитивно сказывается на состоянии нашего «больного» государства. Хочется надеяться, что следование правовым принципам, присущим демократическому государству позволит нашей стране выбраться из той пропасти, в которой она находится последние десятилетия. Поэтому необходимо поддерживать уже созданный механизм разделения властей, механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти. Это — одна из важных гарантий продолжения демократического развития России.

Список использованных материалов.

1. Конституция Российской Федерации - М, 1993 г.
2. Федеральный Конституционный закон "О судебной системе Российской

Федерации" от 31.12.1996, N 1-ФКЗ, НГР: Р9606130 //Справочная система

«Эталон».
3. Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской

Федеративной Социалистической Республики» от 12.06.1990 г., N 22-I,

НГР: Р9000102 //Справочная система «Эталон».
4. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95, N 154-ФЗ, НГР:

Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».
5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:

Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».
6. Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96, N 1176, НГР: Р9603947Р9703038 //Справочная система

«Эталон».
7. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000, N 867, НГР: Р0002272Р0100368 //Справочная система «Эталон».
8. Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридическая литература, 1993
9. Гуценко К. Ф, Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало,

1997
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
11. Ершов В.В.. Суд в системе органов государственной власти. //

Государство и право № 8, 1992
12. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало,

1998.
13. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Альбом схем / Сост. С.В.Нарутто. - Хабаровск: ХГАЭП, 1998.
14. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. –

М.: Политиздат, 1987 г.
15. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. т. II.
16. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
17. Общая теория государства и права. Том 1. Теория государства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 1998.
18. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка
19. Руссо Ж.-Ж. . Трактаты. М., 1969.
20. Судебная система России. — М.: Дело, 2000.

Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.

21. Халипов В.Ф. Кратология, как система наук о власти. М.: Республика,

1999,
22. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред.

З.М.Черниловского. – М., 1994.
23. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.:

Юр.лит., 1995.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Источник: Конституционное (государственное) право Российской
Федерации: Альбом схем / Сост. С.В.Нарутто. -Хабаровск: ХГАЭП, 1998. - с.
20

Приложение 2

Классификация государственных органов (государственный аппарат)

Источник: С.В. Клименко, А.Л. Чичерин Основы государства и права:
Пособие для поступающих в юр. Вузы. – М. Зерцало, - с. 32

-----------------------
[1] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало,
1998, с. 35
[2] Халипов В.Ф. Кратология, как система наук о власти. М.: Республика,
1999, с. 7.
[3] В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка
[4] С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка
[5] Гуценко К. Ф, Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало,
1997, с. 42
[6] В.В. Ершов. Суд в системе органов государственной власти. //
Государство и право № 8, 1992
[7] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.:
Юр.лит., 1995, с. 10.
[8] Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. т. II. с. 72.
[9] Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. II. С. 79.
[10] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. с. 290.
[11] Там же, с. 292.
[12] Там же, с. 292
[13] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. с. 292.
[14] Руссо Ж.-Ж. . Трактаты. М., 1969. с. 160.
[15] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред.
З.М.Черниловского. – М., 1994. с. 369, 378.
[16] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.:
Юр.лит., 1995, с. 21
[17] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.:
Юр.лит., 1995, с. 24.
[18] Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик от 7 октября 1977 г. //Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. – М.: Политиздат, 1987 г.
[19] Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики» от 12.06.1990 г., N 22-I, НГР:
Р9000102 //Справочная система ПК «Эталон».
[20] Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.:
Юр.лит., 1995, с. 162
[21] Конституция Российской Федерации - М, 1993 г.
[22] Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридическая литература, 1993,
С. 34
[23] Там же, с. 35
[24] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало,
1998, с. 31
[25] Общая теория государства и права. Том 1. Теория государства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 1998, с. 163.
[26] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало,
1998, с. 32
[27] Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

[28] п. 1 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».
[29] ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» от 28.08.95, N 154-ФЗ, НГР: Р9503508Р0003584
//Справочная система «Эталон».
[30] п. 3-4, ст. 15 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.95.
[31] Там же, ст. 22.
[32] Там же, ст. 24.
[33] Там же, ст. 25.
[34] Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: ЗЕРЦАЛО,
1998, с. 120.
[35] ст. 1. Указа Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96, N 1176, НГР: Р9603947Р9703038
//Справочная система «Эталон».
[36] Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000, N 867, НГР: Р0002272Р0100368 //Справочная система
«Эталон».
[37] п. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.99, N 184-ФЗ, НГР:
Р9503508Р0003584 //Справочная система «Эталон».

[38] Судебная система России. — М.: Дело, 2000. с. 16.
[39] Федеральный Конституционный закон "О судебной системе Российской
Федерации" от 31.12.1996, N 1-ФКЗ, НГР: Р9606130 //Справочная система
«Эталон».
[40] Например, Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств.
– М.: Юр.лит., 1995, с. 174.

 



Информация о работе Разделение властей в правовом государстве