Правовые и организационные формы и методы борьбы с коррупцией в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию методов и способов противодействия коррупции в России, определение их эффективности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА
КОРРУПЦИИ…………………………………………………….6

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ БОРЬБЫ
С КОРРУПЦИЕЙ В РФ …….…………………………………12

РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РФ ……………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Коррупция в РФ.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

Общеизвестно, что коррупционные  действия властной элиты, как правило, совершаются в очень сложных  и конфиденциальных видах государственной  деятельности, куда профессионалов  борьбы  с её проявлениями практически  не допускают, а не профессионалу  разобраться трудно. Этот вид  коррупции  обладает высочайшей приспособляемостью, она непрерывно видоизменяется, совершенствуется, выстраивается в целостную систему  с высокой степенью самозащиты, включающей лоббирование законодательных актов, увод от ответственности виновных, и напротив, преследование в различных  формах лиц, вскрывающих коррупционную  деятельность. Элитарная коррупция, обладая скрытым и согласительным характером, в условиях доминирования  алчности и продажности властей  взаимовыгодна, как для берущих, так и для дающих. Если мелкая коррупция повседневно посягает на материальное благосостояние населения, то элитарная коррупция поглощает  огромные куски государственной  и частной экономики.

Коррупция, как для многих стран мира, так и для России одна из самых главных проблем. Сегодня  она охватывает практически все  сферы деятельности и все сферы  жизни населения. В современном  обществе преобладает стремление к  богатству и беззаботной жизни, и к этой цели люди идут несмотря ни на что. Коррупция – это угроза положительному развитию страны и многим отраслям, которые должны развиваться  в капиталистическом обществе. Основные причины разгула преступности и  коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие  налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный  дефицит…Эксперты Мирового банка считают  коррупцию главной экономической  проблемой современности. По их данным, 40% предприятий во всем мире вынуждены  давать взятки. В развитых странах  эта цифра составляет 15%, в азиатских – 30%, в странах СНГ – 60%.

Главным препятствием для  реализации мер по борьбе с коррупцией является неудовлетворительное состояние  законодательной базы. Правовая база противодействия коррупции представлена лишь уголовно-правовыми нормами  и международными правовыми актами, которые страдают отсутствием механизмов реализации.

Необходим комплекс мероприятий, основными звеньями которых должны стать разработка концепции государственной  политики в отношении борьбы с  коррупцией.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РФ

 

Коррупция – явление, которое  присуще буквально всем государствам. Её всплеск в Европе сопровождался  становлением капиталистических отношений  в XIX веке. Противодействие коррупции велось на законодательном уровне, что в какой-то мере сдерживало её распространение. Но со второй половины XX века болезнь вспыхнула с новой силой.

 Международное сообщество  старается объединить усилия  в борьбе с коррупцией. Апофеозом  международного противодействия  этому явлению стало создание  в 1993 году международной негосударственной  и некоммерческой организации.  Называется она Transparensy International (Трансперенси  Интернешл). Для определения уровня  коррупции в разных странах  организация использует индекс  восприятия коррупции. Подсчитывается  он на базе целого ряда исследований, обеспечивая стране то или  иное место в публикуемой ежегодно  рейтинговой таблице6. В ней представлены 180 стран.

 В 2004 согласно рейтингу  уровня внутренней коррупции  Россия была на 90-ом месте, в  2007 – опустилась на 143-е. В 2010 году страна заняла 154-е место,  оказавшись ниже Непала и Камбоджи. Завершает рейтинг Сомали –  178-ое место. 

Сегодня Россия по-прежнему занимает 154-ю позицию7. Вывод – методы борьбы с коррупцией в стране действуют не эффективно. Ничего не меняется за исключением соседей по таблице рейтинга.

Согласно опросу российской негосударственной исследовательской  организации «Левада-Центр», который  проходил в 2007 году, только четверть россиян  верит, что коррупцию  можно победить, 6% россиян утверждают – коррупции  в стране сейчас нет, большинство  же опрошенных социологами «Левада-Центра»  уверены – она поразила практически  все структуры  власти. Почти три  четверти россиян (71%) считают наиболее коррумпированными чиновников федерального уровня. В том же грехе россияне уличают милиционеров  и  сотрудников  ГИБДД (по 48%), местных чиновников (46%), также работников судов  и  прокуратуры (41%). От взяток, по утверждению опрошенных россиян, не отказываются врачи (20%), а  также учителя  и  преподаватели  вузов (18%)8.

Меры борьбы с коррупцией в странах разные. Например, в  Китае за получение взятки установлена  смертная казнь чиновника. По итогам 2010 года, как сообщает «The Epoch Times», ссылаясь на издание «Фачжи Жибао»,  в  Китае  к высшей мере наказания и пожизненному заключению были приговорены 11 высших чиновников. Среди этих коррупционеров четверо были приговорены к пожизненному заключению, семеро – к смертной казни9. В Китае смертные казни объявляются при большом стечении людей, широко освещаются и не дискутируются. Но, несмотря на это, чиновники Поднебесной продолжают брать взятки. Однако в некоторых странах   Северо-Западной Европы коррупция практически отсутствует, в них нет и смертной казни. Это однозначно говорит о том, что более гуманные методы борьбы с «казнокрадством»  работают эффективно.

Причинами практически полного  отсутствия коррупции в некоторых  странах Западной Европы и ее процветания  в России являются следующие:

  1. в Западной Европе гораздо легче создать бизнес, чем в России. Там из-за высокой оплаты труда легко заработать стартовый капитал для малого бизнеса. Также там можно легко и получить кредит для бизнеса под низкие проценты. Однако в России, не имея легального способа обретения стартового капитала, некоторые люди прибегают к нелегальным способам получения стартового капитала;
  2. в Западной Европе высокая оплата труда для всех людей, а в России крайне низкая, не достаточная для выживания. Поэтому в России чиновники вынуждены искать альтернативные источники дохода, а у чиновников Западной Европы такой острой нужды нет;
  3. успехом в борьбе  с   коррупцией  в Европе является эффективная нормативно-правовая база.

Процесс искоренения причин «казнокрадства» в России заключается  в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной  рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий  для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.

В мае 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ о  мерах по противодействию коррупции. Он предусматривает образование  Совета при президенте по противодействию  коррупции, председателем которого является глава государства.

Среди российского законодательства можно выделить Уголовный кодекс Российской Федерации. Это один из основных документов Российской Федерации, который  устанавливает уголовную ответственность  за коррупционные преступления (и  не только коррупционные). Среди статей Уголовного кодекса, в качестве основных по рассматриваемому вопросу можно  выделить:

1) статья 204. Коммерческий  подкуп;

2) статья 285. Злоупотребление  должностными полномочиями;

3) статья 290. Получение взятки;

4) статья 291. Дача взятки;

5) статья 292. Служебный подлог.

Необходимо также отметить, что помимо Уголовного кодекса ещё  ряд законов и нормативных  актов прямо или косвенно закрепляют меры антикоррупционной направленности. Прежде всего, это Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»10, который закрепляет основные права и обязанности гражданского служащего, устанавливает ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, требования к служебному поведению государственных служащих и ряд других основополагающих моментов, связанных с поступлением на службу, прохождением и прекращением государственной гражданской службы.

Анализом федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и  распространению коррупции и  подготовкой предложений по совершенствованию  федерального законодательства в области  правового обеспечения противодействия  коррупции в России занимается Комитет  Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.

Однако стоит отметить, что российское законодательство медленно развивается в антикоррупционном  направлении, и потому большая стимулирующая  роль принадлежит международным  актам.

Конвенция ООН против коррупции 2003 года была ратифицирована Россией 21 марта 2006 года, в силу вступил Федеральный  закон №40-ФЗ «О ратификации Конвенции  Организации Объединенных Наций  против коррупции». Основные её цели заключаются  в следующем11:

1) содействие принятию  и укреплению мер, направленных  на более эффективное и действенное  предупреждение  коррупции  и   борьбу  с ней;

2) поощрение, облегчение  и поддержка международного сотрудничества  и технической помощи в предупреждении  коррупции  и  борьбе  с  ней, в том числе принятии  мер по возвращению активов;

3) поощрение честности  и неподкупности, ответственности,  а также надлежащего управления  публичными делами и публичным  имуществом.

Президент России Дмитрий  Медведев считает, что годы борьбы с  взяточничеством прошли не напрасно. Но признает, «что в короткие сроки  это зло не победить: решить проблему одним изменением законодательства невозможно»12. По мнению Медведева, в первую очередь должно меняться сознание людей. И обществу в целом надо поверить в искренность намерения властей. В начале 2012 года члены "Открытого правительства" России  выступили с инициативой: крупнейшим российским топ-менеджерам предложили подать полные декларации о доходах и имуществе. Те же, кто не готов раскрыть всю информацию, должны уйти с занимаемых должностей. Первая кампания по декларированию доходов чиновников дала нулевой результат. Члены "Открытого правительства" также предложили создать новую правоохранительную структуру — Бюро по противодействию коррупции. Ранее теме образования такой структуры уделил внимание директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. По его словам, в её функции должны входить правоохранительная деятельность. Специалист пояснил, что такое Бюро необходимо для тщательной проверки доходов и расходов госслужащих, выявления нетрудовых доходов, наказания виновных. В качестве примера Алексашенко привёл декларации о доходах некоторых депутатов Госдумы, суммы в которых отличались в десятки раз, хотя были поданы за один и тот же период времени. Никаких последствий это не имело.

Главным направлением антикоррупционной  деятельности государства являются попытки установление информационной прозрачности процесса функционирования исполнительной, законодательной, судебной власти, правоохранительных органов  и органов местного самоуправления. Информационная прозрачность стимулирует  новые общественные отношения, способствует модернизации России. Она создает  условиям для ответственной, эффективной  деятельности власти, роста экономики, модернизации гражданского общества, а в конечном итоге, для искоренения  причин коррупции. Кстати, важная роль в ускорении этого процесса отводится  гражданскому обществу.  Д.М. Овсянко  отмечает: «...социальный контроль за деятельностью  органов власти заключается в  том, что уполномоченные на то государственные  органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выявляют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов власти и их должностных  лиц    какие-либо отклонения от законности, а если таковые имеются, то своевременно их устраняют»13. Именно общественные организации могут, не препятствуя государству, оказывать большое содействие в совершенствовании механизма государственного управления, повышении его антикоррупционного потенциала, улучшении качества оказываемых гражданам государственных услуг, рациональном использовании государственных ресурсов.

В РФ действует Общероссийская "Общественная комиссия по борьбе с  коррупцией". Является действующим  совещательным и консультативным  органом, который взаимодействует  с гражданами, учреждениями, представителями  государственных и иных органов  на территории Российской Федерации. В  качестве своих целей Организация  выделяет: 

1) содействие широкой  общественности правоохранительным  органам в борьбе с преступностью  и коррупцией;

2) содействие выявлению  случаев коррупции и злоупотребления  служебным положением должностных  лиц государственных и иных  организаций и служб. 

Основными задачами Организации  являются:

1) оказание общественной поддержки деятельности правоохранительных, других государственных органов и организаций, общественных объединений, направленной на обеспечение законности и укрепления правопорядка, усиление борьбы с преступностью;

2) участие в международных,  федеральных и региональных программах  и акциях по борьбе с коррупцией, разработке                      научно-практических рекомендаций по данному вопросу;

Информация о работе Правовые и организационные формы и методы борьбы с коррупцией в Российской Федерации