Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:05, курсовая работа
Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию методов и способов противодействия коррупции в России, определение их эффективности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА
КОРРУПЦИИ…………………………………………………….6
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ БОРЬБЫ
С КОРРУПЦИЕЙ В РФ …….…………………………………12
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕТОДОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РФ ……………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………..27
Общеизвестно, что коррупционные
действия властной элиты, как правило,
совершаются в очень сложных
и конфиденциальных видах государственной
деятельности, куда профессионалов
борьбы с её проявлениями практически
не допускают, а не профессионалу
разобраться трудно. Этот вид коррупции
обладает высочайшей приспособляемостью,
она непрерывно видоизменяется, совершенствуется,
выстраивается в целостную
Коррупция, как для многих
стран мира, так и для России
одна из самых главных проблем. Сегодня
она охватывает практически все
сферы деятельности и все сферы
жизни населения. В современном
обществе преобладает стремление к
богатству и беззаботной жизни,
и к этой цели люди идут несмотря
ни на что. Коррупция – это угроза
положительному развитию страны и многим
отраслям, которые должны развиваться
в капиталистическом обществе. Основные
причины разгула преступности и
коррупции находятся в тесной
взаимосвязи с такими явлениями,
как кризис и несбалансированность
в экономических отношениях, высокие
налоги, падение производительности
труда, рост безработицы, бюджетный
дефицит…Эксперты Мирового банка считают
коррупцию главной
Главным препятствием для
реализации мер по борьбе с коррупцией
является неудовлетворительное состояние
законодательной базы. Правовая база
противодействия коррупции
Необходим комплекс мероприятий, основными звеньями которых должны стать разработка концепции государственной политики в отношении борьбы с коррупцией.
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РФ
Коррупция – явление, которое присуще буквально всем государствам. Её всплеск в Европе сопровождался становлением капиталистических отношений в XIX веке. Противодействие коррупции велось на законодательном уровне, что в какой-то мере сдерживало её распространение. Но со второй половины XX века болезнь вспыхнула с новой силой.
Международное сообщество
старается объединить усилия
в борьбе с коррупцией. Апофеозом
международного
В 2004 согласно рейтингу
уровня внутренней коррупции
Россия была на 90-ом месте, в
2007 – опустилась на 143-е. В 2010
году страна заняла 154-е место,
оказавшись ниже Непала и
Сегодня Россия по-прежнему занимает 154-ю позицию7. Вывод – методы борьбы с коррупцией в стране действуют не эффективно. Ничего не меняется за исключением соседей по таблице рейтинга.
Согласно опросу российской
негосударственной
Меры борьбы с коррупцией в странах разные. Например, в Китае за получение взятки установлена смертная казнь чиновника. По итогам 2010 года, как сообщает «The Epoch Times», ссылаясь на издание «Фачжи Жибао», в Китае к высшей мере наказания и пожизненному заключению были приговорены 11 высших чиновников. Среди этих коррупционеров четверо были приговорены к пожизненному заключению, семеро – к смертной казни9. В Китае смертные казни объявляются при большом стечении людей, широко освещаются и не дискутируются. Но, несмотря на это, чиновники Поднебесной продолжают брать взятки. Однако в некоторых странах Северо-Западной Европы коррупция практически отсутствует, в них нет и смертной казни. Это однозначно говорит о том, что более гуманные методы борьбы с «казнокрадством» работают эффективно.
Причинами практически полного отсутствия коррупции в некоторых странах Западной Европы и ее процветания в России являются следующие:
Процесс искоренения причин «казнокрадства» в России заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и ответственной личности.
В мае 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ о мерах по противодействию коррупции. Он предусматривает образование Совета при президенте по противодействию коррупции, председателем которого является глава государства.
Среди российского законодательства
можно выделить Уголовный кодекс
Российской Федерации. Это один из основных
документов Российской Федерации, который
устанавливает уголовную
1) статья 204. Коммерческий подкуп;
2) статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями;
3) статья 290. Получение взятки;
4) статья 291. Дача взятки;
5) статья 292. Служебный подлог.
Необходимо также отметить,
что помимо Уголовного кодекса ещё
ряд законов и нормативных
актов прямо или косвенно закрепляют
меры антикоррупционной
Анализом федерального законодательства
в целях выявления положений,
способствующих возникновению и
распространению коррупции и
подготовкой предложений по совершенствованию
федерального законодательства в области
правового обеспечения
Однако стоит отметить,
что российское законодательство медленно
развивается в
Конвенция ООН против коррупции 2003 года была ратифицирована Россией 21 марта 2006 года, в силу вступил Федеральный закон №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Основные её цели заключаются в следующем11:
1) содействие принятию
и укреплению мер,
2) поощрение, облегчение
и поддержка международного
3) поощрение честности
и неподкупности,
Президент России Дмитрий Медведев считает, что годы борьбы с взяточничеством прошли не напрасно. Но признает, «что в короткие сроки это зло не победить: решить проблему одним изменением законодательства невозможно»12. По мнению Медведева, в первую очередь должно меняться сознание людей. И обществу в целом надо поверить в искренность намерения властей. В начале 2012 года члены "Открытого правительства" России выступили с инициативой: крупнейшим российским топ-менеджерам предложили подать полные декларации о доходах и имуществе. Те же, кто не готов раскрыть всю информацию, должны уйти с занимаемых должностей. Первая кампания по декларированию доходов чиновников дала нулевой результат. Члены "Открытого правительства" также предложили создать новую правоохранительную структуру — Бюро по противодействию коррупции. Ранее теме образования такой структуры уделил внимание директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. По его словам, в её функции должны входить правоохранительная деятельность. Специалист пояснил, что такое Бюро необходимо для тщательной проверки доходов и расходов госслужащих, выявления нетрудовых доходов, наказания виновных. В качестве примера Алексашенко привёл декларации о доходах некоторых депутатов Госдумы, суммы в которых отличались в десятки раз, хотя были поданы за один и тот же период времени. Никаких последствий это не имело.
Главным направлением антикоррупционной
деятельности государства являются
попытки установление информационной
прозрачности процесса функционирования
исполнительной, законодательной, судебной
власти, правоохранительных органов
и органов местного самоуправления.
Информационная прозрачность стимулирует
новые общественные отношения, способствует
модернизации России. Она создает
условиям для ответственной, эффективной
деятельности власти, роста экономики,
модернизации гражданского общества,
а в конечном итоге, для искоренения
причин коррупции. Кстати, важная роль
в ускорении этого процесса отводится
гражданскому обществу. Д.М. Овсянко
отмечает: «...социальный контроль за деятельностью
органов власти заключается в
том, что уполномоченные на то государственные
органы (законодательной, исполнительной,
судебной власти) и общественные организации,
используя организационно-
В РФ действует Общероссийская
"Общественная комиссия по борьбе с
коррупцией". Является действующим
совещательным и
1) содействие широкой
общественности
2) содействие выявлению
случаев коррупции и
Основными задачами Организации являются:
1) оказание общественной поддержки деятельности правоохранительных, других государственных органов и организаций, общественных объединений, направленной на обеспечение законности и укрепления правопорядка, усиление борьбы с преступностью;
2) участие в международных,
федеральных и региональных