Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:28, контрольная работа
Словосочетание права человека используется современными политиками, журналистами, юристами настолько часто, что привычно скользит по поверхности нашего сознания. О правах человека сегодня горазды говорить все. При этом термины «права», «свободы», «личность», «гражданин» толкуются, как правило, вкривь и вкось; правами человека называют все что угодно – и возможность торговать в людном месте, и претензии на более высокую зарплату, и нежелание платить налоги, и стремление покрасоваться в черном мундире с затейливой свастикой.
Введение.
1.Понятие и истоки прав человека.
2.Деятельность ООН в области прав человека.
А) документы ООН о правах человека;
Б) Всеобщая декларация прав человека: общая характеристика;
В) Международные стандарты и казахстанское законодательство о правах и свободах человека.
3. Права и бесправие человека сегодня.
Заключение.
Пильская Анна
Научный руководитель:
Жаразбаева Г.М.
«…естественная свобода человека состоит в том, чтобы не зависеть ни от какой верховной власти на Земле и не быть подчиненным воле или законодательной власти человека, а подчиняться только законам природы.
Свобода человека в обществе состоит не в том, чтобы не подчиняться никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена с согласия общества….»
Джон Локк,
британский философ (1632-1704),
из работы
«О гражданском управлении»
(1690).
План.
Введение.
1.Понятие и истоки прав человека.
2.Деятельность ООН в области прав человека.
А) документы ООН о правах человека;
Б) Всеобщая декларация прав человека: общая характеристика;
В) Международные стандарты и казахстанское законодательство о правах и свободах человека.
3. Права и бесправие человека сегодня.
Заключение.
Введение.
Давно подмечено, что частое употребление слов отнюдь не способствует прояснению их смысла и лишь создает иллюзию понятности, очевидности тех реалий, которые открываются в словах – или, как это нередко бывает, скрываются в них.
Словосочетание права человека используется современными политиками, журналистами, юристами настолько часто, что привычно скользит по поверхности нашего сознания. О правах человека сегодня горазды говорить все. При этом термины «права», «свободы», «личность», «гражданин» толкуются, как правило, вкривь и вкось; правами человека называют все что угодно – и возможность торговать в людном месте, и претензии на более высокую зарплату, и нежелание платить налоги, и стремление покрасоваться в черном мундире с затейливой свастикой.
И одна из причин этого
явления – может быть, не самая
главная, но явно нуждающаяся в осмыслении
– это изначальная
Понятие и
истоки прав человека.
В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.
Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, в которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой.
Отказ в предоставлении
человеку прав и свобод является не
отдельной и личной трагедией, но
и создает условия для
Собственно говоря, права человека являются правами, которыми мы обладаем просто потому, что мы люди. У этой обманчиво простой идеи, однако, очень существенные социальные и политические последствия.
Права человека по той простой причине, что они являются лишь таковыми не более того, являются универсальными, равными и неотъемлемыми. Они принадлежат всем людям на планете. Или ты человек, или ты не человек. То же самое с правами – либо как человек ты обладаешь правами человека, либо не обладаешь. И лишиться этих прав так же невозможно, как перестать быть человеком, как бы бесчеловечно к тебе не относились.
Мы имеем право на права человека, и они, в свою очередь, дают права нам. Каждый человек обладает правами человека, защищающими его от государства и общества, и они создают определенные рамки для политической организации и определяют уровень политической легитимности. В случаях, когда происходит систематический отказ в правах человека, требования этих прав могут быть революционно-позитивными. Даже в обществах, в которых права человека в целом уважаются, они оказывают постоянное давление на правительство и тем самым обеспечивают свое соблюдение.
Понятие прав человека стало реальностью политической теории и практики в Европе в 17 веке. Теория естественных прав впервые была комплексно разработана в работе Джона Локка «Второй доклад о государстве», опубликованной в 1688 г. Теория Локка исходит из того, что на раннем, естественном этапе развития общества люди были равными и обладали естественными правами на жизнь, свободу и имущество. Но эти права мало что дают в условиях отсутствия государства. Людям почти невозможно защитить свои права в одиночку, а споры по поводу прав сами по себе являются мощным источником конфликтов. Люди создали общество – а общество создало государство – именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими естественными правами.
Государство, по мнению
Локка, основано на общественном договоре
между правителями и
Идея прав человека первоначально связывалась с так называемыми средними классами. В борьбе против аристократии с ее традиционными привилегиями нарождающаяся в Европе буржуазия выдвинула политические требования, основанные на понятии естественного равенства людей и неотъемлемости естественных прав. Но эта буржуазная политическая революция имела жестки рамки. Локк, например, развил свою теорию лишь для обеспечения защиты прав владеющих имуществом мужчин в Европе. Он не признавал каких-либо прав за «варварами», слугами и наемными работниками обоих полов.
Но по мере роста популярности идеи всеобщих, равных и неотъемлемых прав бремя представления доказательств перешло к тем, кто отрицал за другими возможность обладать этими правами. Претензии на привилегии могли быть обоснованы, например, утверждениями о расовом или ином превосходстве. Чаще всего привилегии обеспечивались путем применения насилия. Но, приняв идею прав человека, правящие элиты обнаружили, что им становится все труднее противостоять логике концепции о правах человека.
Расширение круга субъектов прав человека, по сути, лежало в основе многих из великих политических битв последних двух столетий. Попытки расширить право голоса за рамки маленькой богатой элиты привели к напряженнейшей политической борьбе в большинстве стран Европы в 19 веке. В большинстве стран Европы это продолжалось до периода Первой мировой войны, а в соединенных Штатах – и того дольше. Борьба против присущего колониализму отрицания прав человека был одним из важнейших вопросов на повестке дня мировой политике в 50-е, 60-е и 70-е годы. В течение последних 30 лет борьба против расовой дискриминации и дискриминации по признаку пола интенсивно велась во многих странах мира.
Во всех этих ситуациях угнетаемые группы использовали те права, которыми они уже обладали, для того, чтобы добиваться юридического признания тех прав, в которых им было отказано. Например, рабочие использовали свое право голоса, наряду с той мерой свободы печати и права на создание своих организаций, которая им была дана, в борьбе за отмену правовой дискриминации, основанной на богатстве или имущественном цензе. Они также требовали новых прав, которые принесли бы рабочим действительную свободу, равенство и социальную защиту. Расовые, этнические и религиозные меньшинства также использовали свои, пусть и урезанные, права в борьбе за признание их равноправными членами общества.
В каждом случае их аргумент по своей сути был одинаков: мы такие же люди, как и вы, а посему мы должны получить такие же основные права, как и вы, права на равную заботу и уважение со стороны государства. В каждом случае принятие этой аргументации приводило к радикальным социальным и политическим переменам.
Но распространение прав человека по свету не является естественным или неотвратимым процессом. Угнетение остается возможностью, а в ряде случаев является вполне вероятной формой правления. Остающиеся в мире диктатуры не могут оказаться весьма живучими. Но главный урок прошлого десятилетия, очевидно, состоит в том, что когда людям дается шанс выбора, они выбирают международно-признанные права человека. И, несмотря на все недостатки современной практики, в мире остается все меньше режимов, способных отказать своим гражданам в праве сделать такой выбор.
Деятельность ООН в области прав человека.
Человечество всегда
мечтало о необходимости
Если не считать задачи поисков мира, то у ООН нет цели, с которой она бы отождествляла бы себя так тесно, как цель защиты прав человека. Защита достоинства человека вписана в ее Устав и является составной частью деятельности функциональных структур Организации.
В преамбуле Устава подтверждается вера народов Объединенных Наций «в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин…» и провозглашается решимость «содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе». Устав наделяет также особой ответственностью в области прав человека Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный Совет и другие органы и предусматривает создании Комиссии по правам человека. Генеральная Ассамблея проводит исследования и вносит рекомендации по вопросу прав человека и основных свобод. Совет по опеке и Специальный комитет Генеральной Ассамблеи по деколонизации, которые наблюдают за вступлением большого числа новых государств в сообщество наций, в течение многих лет заняты упорной работой в защиту прав народов несамоуправляющихся территорий и особенно в защиту их права на самоопределение.
В деятельности ООН в области прав человека Экономическому и Социальному Совету принадлежит заметная роль. Наделенный правом, как и Генеральная Ассамблея, вносить рекомендации по вопросу соблюдения прав человека, Совет должен также готовить проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию. В 1946 году, спустя лишь месяц после своего первого заседания, Совет создал наряду с Комиссией по положению женщин Комиссию по правам человека.
Свидетельством глубокой приверженности ООН делу защиты человеческого достоинства является то, что в качестве одного из своих первых начинаний Комиссия по правам человека взяла на себя задачу разработки «международного билля о правах человека», который мог бы служить эталоном, по которому государства могли бы оценивать свои достижения в области защиты прав человека. Первый раздел такого билля – Всеобщая декларация прав человека – была представлена Генеральной Ассамблее в сентябре 1948 года и принята 10 декабря того же единогласно.
Прошло несколько лет, прежде чем остальные документы, составляющие Международный билль о правах человека, были завершены; Генеральная Ассамблея одобрила их в 1966 году. Они были разработаны в виде 2-х международных пактов – один из них касался экономических, социальных и культурных прав, другой – гражданских и политических прав. Эти пакты имеют характер юридически обязательных договоров, и подписавшие их государства взяли на себя обязательство соблюдать конкретные права, перечисленные в этих документах. Участники Пакта о гражданских и политических правах в дальнейшем договорились о создании Комитета по правам человека, уполномоченного наблюдать за выполнением ими прав человека. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах предусматривает право на обращение в ООН отдельных лиц, являющихся гражданами государств-участников. Пакты вступили в силу в 1976 году.
С этого момента
начался новый этап в истории
прав человека. Впервые государства
взяли на себя обязательство перед
международным сообществом
Организация Объединенных Наций ныне смотрит в такое будущее, когда все государства будут соблюдать различные договоры в области прав человека, в силу чего на все государства будет распространяться всеобъемлющая система обзора выполнения обязательств а области прав человека. В то же время она стремится к тому, чтобы способствовать совершенствованию национальных законодательств и административной и судебной практики, относящейся к области прав человека, а также заставить правительства покончить с нарушениями прав человека и обеспечить средства судебной защиты в каждом отдельном случае.