Порядок формирования и структура федерального собрания Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. В принципе это означает, что Федеральное Собрание - выборный орган.
Порядок и критерии избрания депутатов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. При этом непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплены положения о выборах депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как это закреплено в отношении выборов Президента Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие федерального собрания как органа государственной власти Российской федерации……………………………………………………...........4
2. Порядок формирования и структура федерального собрания Российской Федерации…………………………………………………………………...........4
2.1 Порядок формирования Государственной думы и ее структура……………..6
2.2 Порядок формирования Совета Федерации и его структура………………..14
3. Основные функции и полномочия Федерального Собрания Российской Федерации…………………………………………………………………………..18
3.1 Полномочия Государственной Думы…………………………………………19
3.2 Полномочия Совета Федерации……………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….…..25
Библиографический список……………………................................................30

Файлы: 1 файл

КК.по введению в спец.docx

— 47.06 Кб (Скачать)

 

Совет Федерации принимает постановления  по вопросам, отнесенным к его ведению  Конституцией Российской Федерации. Они  принимаются большинством голосов  от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений  не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной  границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования  организации и деятельности»[12] доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что определенные заботы вызывает и порядок формирования Совета Федерации.

Сегодняшний, третий, вариант формирования палаты несовершенен, что выявилось  по разным направлениям:

1) члены Совета Федерации стали  полностью зависимы от тех,  кто их делегировал в палату, их в любое время смещают,  причем без объяснения причин, порой только для того, чтобы  направить в палату «своего»  и более удобного представителя;

2) палата стала пристанищем политиков,  не нашедших себе более достойного  места на федеральном уровне, вытолкнутым из региональных  структур;

3) у палаты нет лица и яркого  стиля деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Весной - летом 2005 года значительно  обновилось федеральное избирательное  законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон  № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым  все депутаты Государственной Думы пятого созыва будут избираться исключительно  по пропорциональной системе, а также  Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации о выборах  и референдумах и иные законодательные  акты Российской Федерации», согласно которому устанавливаются единые даты голосования, упраздняется институт избирательных  блоков, а также вносятся существенные изменения в внутрипарламентскую  деятельность.

В ходе указанной работы по совершенствованию  законодательства впервые в современной  юридической истории Российской Федерации на уровне Федерального закона было закреплено понятие фракции  депутатов Государственной Думы. Как известно, до принятия Федерального закона «О внесении изменений» содержание понятия «фракция» в Государственной  Думе закреплялось исключительно в  Регламенте Государственной Думы, т.е. в подзаконном акте.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений» Федеральный  закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется  ст. 7.1, в которой устанавливается, что фракцией является объединение  депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен  к распределению депутатских  мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной  Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракции  в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом.

Исходя из указанной дефиниции  фракции, а также принимая во внимание весь комплекс поправок, предлагаемых Федеральным законом «О внесении изменений», можно утверждать, что  в Государственной Думе пятого созыва фракция будет единственным депутатским  объединением - депутатские группы как самостоятельные участники  внутрипарламентной деятельности упраздняются. Принимая такое решение, законодатель руководствовался тем, что депутатские  группы в современной их концепции  являются в первую очередь объединениями  депутатов-одномандатников и независимых  депутатов. С учетом перехода на полностью  пропорциональную избирательную систему  на выборах в Государственную  Думу, при которой все депутаты будут выдвигаться в составе  списков исключительно политическими  партиями, депутатские группы становятся лишним элементом.

При этом необходимо отметить, что  вышеназванная новелла предусматривает  «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции. Как известно, действующие нормы  Регламента предусматривают исключительно  добровольное вхождение депутата во фракцию после подачи соответствующим  депутатом своего заявления.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что в дальнейшем в условиях перехода на полностью пропорциональную систему формирования Государственной  Думы значительно возрастут материальные, политические, организационные затраты,

необходимые политической партии для  избирания кандидата. В случае если кандидат после избрания от одной  политической партии переходит во фракцию  другой партии, то избравшая его  партия фактически несет значительные убытки, как политико-репутационные, так и материальные.

Именно желание добиться более  жесткой партийной дисциплины, а  также защита прав избирателей в  части их информирования о действительных взглядах и убеждениях кандидатов послужили  причиной фактического закрепления  в Федеральном законе «О статусе» запрета на переход депутата во фракцию, образованную не той политической партией, которая его выдвинула, то есть запрет дефекции. Так, полномочия депутата Государственной Думы следующего созыва будут прекращаться в случае его выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со ст. 7.1 указанного Федерального закона.

В мировой практике немало примеров, когда в законодательстве прямо  устанавливается санкция в виде лишения депутатского мандата за переход в другую фракцию или  политическую партию.

Учитывая вышеизложенные положительные  моменты, нельзя не отметить, что в  отсутствие сильной системы политических партий в России рассматриваемые  новеллы смогут лишь создать некоторые  предпосылки для ее формирования, но отнюдь не решат всех вопросов. Так, например, жесткий запрет выхода из фракции отнюдь не запрещает депутату, формально оставаясь членом фракции  и не подавая заявления о выходе, не участвовать в ее работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений, то есть фактически в ней  не состоять.

 

Безусловно, федеральное законодательство не может содержать подобного  рода установлений (в том числе  нельзя законодательно установить обязанность  депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую  он входит, или политической партии, в которой он состоит), так как  они противоречат как букве и  духу Конституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства. Однако отсутствие таких  правовых норм отнюдь не должно рассматриваться  депутатами Государственной Думы как  их полная бесконтрольность или как  возможность избираться, прикрываясь  одной политической идеологией, а  после получения депутатского мандата  действовать в соответствии с  совершенно другими идеологией и  убеждениями, либо менять свои воззрения  в зависимости от сиюминутной  обстановки.

Другой принципиальной новеллой, включенной в Федеральный закон «О статусе», стала новая редакция ч. 1 и 2 ст. 8. После вступления в силу указанных  положений депутат Государственной  Думы будет обязан поддерживать связь с избирателями, то есть рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

При этом депутат Государственной  Думы, входивший в качестве кандидата  в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта  региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем  субъекте Российской Федерации, соответствующей  группе субъектов Российской Федерации  или на части территории субъекта Российской Федерации). Депутат Государственной  Думы,

входивший в качестве кандидата  в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между  которыми распределены депутатские  мандаты, а при необходимости - и  в ином субъекте (иных субъектах) Российской Федерации. Для такого депутата Государственной  Думы субъект (субъекты) Российской Федерации  будут определяться фракцией в Государственной  Думе, в которой он состоит.

Следует отметить, что в соответствии с действующим правовым регулированием поддержание связи с избирателями будет закреплено более императивно  и станет прямой обязанностью депутата. Кроме того, впервые на уровне Федерального закона закреплены конкретные сроки, в  которые депутат должен, например, встречаться с избирателями .

 

Вместе с тем как некоторый  отрицательный момент следует отметить, что санкция за нарушения указанной  обязанности в Федеральном законе «О статусе» установлена не была. Конечно, существуют общеправовые механизмы  понуждения должностного лица к выполнению возложенных на него обязанностей, однако полагаю, что в данной ситуации с учетом статуса депутата Государственной Думы они не будут столь эффективны.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1.  Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник  для

вузов.- 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006

2.  Смоленский М.Б. Конституционное  (государственное) право России:

Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006 год

3.  Безуглов А.А., Солдатов С.А.  Конституционное право России. Т. 1–3. М.,

2001.

4.  Комментарий к Конституции  Российской Федерации (постатейный)  Под

ред. Г.Д. Садовникова. М.: Юрайт-Издат, 2006.

5.  Авакьян С.А. «Федеральное  собрание России: перспективы

совершенствования организации и  деятельности», научный журнал

«Вестник Московского университета», серия 11 ПРАВО, № 2. Изд-во

Московского университета - 2002

18. С.М. Миронов «О положении  и роли Совета Федерации в  системе органов

государственной власти РФ», журнал Российского  права, № 1. Издатель:

Юридическое изд-во НОРМА - 2003

19. Авакьян С.А. «Конституционное  собрание Российской Федерации:

концепция и проект Федерального конституционного закона», научный

журнал «Вестник Московского университета», серия 11 ПРАВО, № 2.

Изд-во Московского университета – 2005, с. 48-91

20.  Гранкин И.В. «Определение  статуса Федерального Собрания  РФ и

проблемы его совершенствования», журнал «Государство и право», № 6.

 

 


Информация о работе Порядок формирования и структура федерального собрания Российской Федерации