Порядок формирования и структура федерального собрания Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. В принципе это означает, что Федеральное Собрание - выборный орган.
Порядок и критерии избрания депутатов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. При этом непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплены положения о выборах депутатов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, как это закреплено в отношении выборов Президента Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Понятие федерального собрания как органа государственной власти Российской федерации……………………………………………………...........4
2. Порядок формирования и структура федерального собрания Российской Федерации…………………………………………………………………...........4
2.1 Порядок формирования Государственной думы и ее структура……………..6
2.2 Порядок формирования Совета Федерации и его структура………………..14
3. Основные функции и полномочия Федерального Собрания Российской Федерации…………………………………………………………………………..18
3.1 Полномочия Государственной Думы…………………………………………19
3.2 Полномочия Совета Федерации……………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………….…..25
Библиографический список……………………................................................30

Файлы: 1 файл

КК.по введению в спец.docx

— 47.06 Кб (Скачать)

При данном выборе каждый гражданин  Российской Федерации имеет право  выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу но только в  одном одномандатном избирательном  округе, и не может быть выдвинут политической партией или избирательным  блоком. В случае нарушения данного  требования действительным считается  выдвижение, о котором избирательная  комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более  позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного  уведомления.

Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться  после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных  избирательных округов и не позднее  чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

При выдвижении кандидатов по одномандатным  избирательным округам политической партией или избирательным блоком решение о выдвижении такого кандидата  принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях"[7] и уставом политической партии. В таких случаях политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата. Оставшиеся 225 депутатов  Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу по пропорциональной избирательной системе  т.е. пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими  партиями или избирательными блоками. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной  Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие  за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем  кандидатов определяются политической партией, избирательным блоком. Политическая партия, избирательный блок, определяя  порядок размещения кандидатов в  федеральном списке кандидатов, разбивают  его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие  субъектам Российской Федерации  или группам субъектов Российской Федерации, при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской Федерации или группе субъектов Российской Федерации (с  указанием перечня субъектов  Российской Федерации) соответствует  каждая из региональных групп кандидатов, и название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не более  чем из пяти слов. Число региональных групп кандидатов не может быть менее  семи. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены  кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать в себя не более 18 кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз. В федеральный список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые той же политической партией, тем же избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

Общее число кандидатов, выдвигаемых  политической партией, избирательным  блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.

Избирательное объединение или  блок, выдвинувшее список кандидатов, допускается к распределению  депутатских мест в случае, если за список проголосовало не менее 7% избирателей, принявших участие  в голосовании. При наличии установленных  законом условий к распределению  депутатских мандатов могут быть допущены политические партии и избирательные  блоки, получившие менее 7% голосов избирателей. Количество депутатских мандатов, полученных политической партией, избирательным  блоком, пропорционально количеству поданных за данное объединение голосов  избирателей, поэтому такая избирательная  система называется пропорциональной. Переход от смешанной избирательной  системы к пропорциональной позволяет  обеспечить соотношение политических сил в Государственной Думе, соответствующее  соотношению политических сил в  обществе.

Политические партии участвуют  в выборах депутатов Государственной  Думы, в том числе выдвигают  списки кандидатов, в соответствии с Федеральным законом 175-ФЗ «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О Политических Партиях". Список политических партий, имеющих  право принимать участие в  выборах депутатов Государственной  Думы утверждается Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым

Государственной Думой, депутаты Государственной  Думы образуют фракции и депутатские  группы.

В соответствии со статьей 101 части 3 Конституции  Российской Федерации Государственная  Дума образует из числа депутатов  палаты комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства  депутатских объединений Государственной  Думы. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Комитет может создавать подкомитеты  по основным направлениям своей деятельности. Подкомитеты предварительно прорабатывают  направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и  материалы, рассматривают их на своих  заседаниях и подготавливают предложения  по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета.

 

Комитеты Государственной Думы:

а) вносят предложения по формированию проекта примерной программы  законопроектной работы Государственной  Думы на очередную сессию и проекта  календаря рассмотрения вопросов Государственной  Думой на очередной месяц, а также  вносят предложения о включении  законопроектов в примерную программу  законопроектной работы Государственной  Думы на текущую сессию;

б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к  рассмотрению Государственной Думой;

в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной  Думы и проектов документов, которые  принимаются или утверждаются постановлениями  Государственной Думы;

г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной  Думы;

д) рассматривают и исполняют  поручения Совета Государственной  Думы;

е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный  Суд Российской Федерации;

ж) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений  Государственной Думы о направлении  представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

з) организуют проводимые Государственной  Думой парламентские слушания;

и) дают заключения и предложения по соответствующим  разделам проекта федерального бюджета;

к) проводят анализ практики применения законодательства;

л) вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной  Думе

м) решают вопросы организации своей  деятельности.

Государственная Дума образует следующие комитеты:

- Комитет Государственной Думы  по конституционному законодательству  и государственному строительству;

- Комитет Государственной Думы  по гражданскому, уголовному, арбитражному  и процессуальному законодательству;

- Комитет Государственной Думы  по труду и социальной политике;

- Комитет Государственной Думы  по бюджету и налогам;

- Комитет Государственной Думы  по кредитным организациям и  финансовым рынкам;

- Комитет Государственной Думы  по экономической политике, предпринимательству  и туризму;

- Комитет Государственной Думы  по собственности;

- Комитет Государственной Думы  по промышленности, строительству  и наукоемким технологиям;

- Комитет Государственной Думы  по энергетике, транспорту и связи;

- Комитет Государственной Думы  по обороне;

- Комитет Государственной Думы  по безопасности;

- Комитет Государственной Думы  по международным делам;

- Комитет Государственной Думы  по делам Содружества Независимых  Государств и связям с соотечественниками;

- Комитет Государственной Думы  по делам Федерации и региональной  политике;

- Комитет Государственной Думы  по вопросам местного самоуправления;

- Комитет Государственной Думы  по Регламенту и организации  работы Государственной Думы;

- Комитет Государственной Думы  по информационной политике;

- Комитет Государственной Думы  по охране здоровья;

- Комитет Государственной Думы  по образованию и науке;

- Комитет Государственной Думы  по делам женщин, семьи и детей;

- Комитет Государственной Думы  по аграрным вопросам;

- Комитет  Государственной Думы по природным  ресурсам и

природопользованию;

- Комитет Государственной Думы  по экологии;

- Комитет Государственной Думы  по культуре;

- Комитет Государственной Думы  по делам общественных объединений  и религиозных организаций;

- Комитет Государственной Думы  по делам национальностей;

- Комитет Государственной Думы  по физической культуре, спорту  и делам молодежи;

- Комитет Государственной Думы  по проблемам Севера и Дальнего  Востока;

- Комитет Государственной Думы  по делам ветеранов.

Государственная Дума может образовывать и другие комитеты. Образование или  ликвидация комитета Государственной  Думы, а также изменение его  названия производится путем принятия постановлений Государственной  Думы о внесении соответствующих изменений в часть первую статьи 20 Постановления Государственной Думы N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Согласно пункту 4 статьи 99 Конституции  Российской Федерации полномочия Государственной  Думы прежнего созыва прекращаются с  момента начала работы Государственной  Думы нового созыва

Так же в соответствии с частью 3 статьи 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы в  порядке и случаях, установленных  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Регламентом. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва.

 

2.2  Порядок формирования Совета  Федерации и его структура:

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является палатой, обеспечивающей представительство  субъектов Российской Федерации  в законодательном органе федеративного  государства. Согласно Конституции  и Федеральному закону от 05.08. 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией

Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной  власти.

Член Совета Федерации - представитель  от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  на срок полномочий этого органа, а  при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов  этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока  полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя  в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  принимается тайным голосованием и  оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации - совместным постановлением обеих  палат.

Представитель в Совете Федерации  от исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  назначается высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Это решение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный  срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации. Такой указ (постановление) вступает в силу, если на очередном или  внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Порядок формирования и структура федерального собрания Российской Федерации