Популизм в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 00:21, реферат

Краткое описание

Одной из характерных особенностей российской политической действительности является политический феномен популизма. На политической сцене появилось достаточно много субъектов политической деятельности, взявших на вооружение этот метод ведения политической борьбы.

Оглавление

1.Введение_________________________________________________3
2. Определения популизма____________________________________3
3. Исторические корни популизма______________________________7
4. Популизм в современной России____________________________16
5. Особенности популизма в развитых странах__________________19
Список использованной литературы___________________________24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Элементы популизма  были характерны для массового движения английских рабочих 1830-1850-ых годов, вошедшего  в историю под названием "чартизм" (от англ. chartism < charter – хартия). Требования чартистов, изложенные в виде законопроекта "Народная хартия", касались демократизации государственного строя, экономических прав рабочих и т.д.

К популистскому  движению относится также народничество в России. Так, в Большом энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма выглядит так: "Идеология и политическое движение (по-русски – народничест0о), получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает специфический путь продвижения к социализму".[1]

Американский  исследователь Р.Уортмэн в своей  работе "Кризис русского популизма" считает, что народничество в  России возникло как продукт эпохи 60-ых годов XIX века, когда молодое поколение (разночинцы), увлекшись духом реформ, пошло на резкий разрыв с традиционными устоями, со своим классом в целом. Но этот разрыв привел их к эмоциональной пустоте, которую необходимо было чем-то заполнить. Отсюда страстная вера в крестьянство, которое стало для разночинцев "референтной группой и которую интеллигенция волюнтаристски наделяла своими собственными помыслами". Однако дальнейшее развитие народнической идеологии вылилось в цепь непрерывных разочарований, столкновений с действительностью, не соответствующей представлениям народнических деятелей. Вся беда была в том, что народники "видели реальный мир в свете своих устремлений" и поэтому постепенно пришли к полному идейному и политическому краху.[2]

Российское народничество  вполне соответствует определению  популизма как политического  движения, отстаивающего интересы широких  масс. Так, популистами были такие  уважаемые в России и Европе люди, народники, как П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский. Возникнув в немногочисленной просвещенной прослойке российского общества народнический популизм не был понят простым народом и не получил массовой поддержки. Потерпев поражение в политической борьбе, он возродился со временем в идеологии и практике партии эсеров.

Этимологически  понятия "популизм" и "народничество" идентичны, но по своему реальному употреблению далеко не равноценны. Исторически  народничество обозначает идеологию  движения демократической интеллигенции в России, а популизм связан с движением фермерских и отчасти городских слоев в США в конце XIX века. В современной западной литературе популизм выступает в качестве глобального феномена, по отношению к которому народничество является одной из многочисленных разновидностей.

Исторически корни  современного популизма большинство  западных и российских ученых усматривает  в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ - ХХ веков.

Появлению популизма  предшествовали следующие события.

После гражданской войны 1861-1865 годов американские фермеры, особенно на среднем Западе и Юге, стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою продукцию. Основными причинами этого являлись: во-первых, увеличение производства, благодаря появлению новой техники, и во-вторых, революция в транспорте, которая заставила американских производителей конкурировать с производителями из других стран. Американские фермеры не хотели замечать эти основные причины, а вину возлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие процентные ставки, необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на некий денежный заговор, возможно, международный, созданный для поддержания недостатка в деньгах.

Предваряя популизм, существовали ряд фермерских движений, имеющих поддержку от производителей продовольствия со среднего Запада и производителей хлопка и табака с Юга. Фермеры в 1870-ых годах сосредоточили свои усилия на проблемах, связанных с железной дорогой. Они добились значительных результатов на уровне штатов и повлияли на изменения в федеральном железнодорожном уставе. Свободные добытчики серебра акцентировали внимание на денежном вопросе, требуя или увеличения количества бумажных денег, или равного обмена серебра на золото, или то и другое. Альянсы фермеров: один - на среднем Западе, другой - на Юге, использовали возможности взаимодействия фермеров как экономические, так и политические.

Популисты - так  стали называть сторонников зарождающегося движения - старались создать партию, служащую, в первую очередь, интересам  сельскохозяйственных работников. Попытки завоевать также поддержку рабочих  оказались тщетными. Их противниками были "плутократы", которые контролировали финансы и промышленность, а также две старейшие политические партии: демократическая и республиканская.

В конце 1880-х  и начале 1890-х годов положение  фермеров на западных окраинах среднего Запада и старого Юга было тяжелым. Перемещение на запад исчерпало  себя по причине неблагоприятных  погодных условий. Цены на продукцию  фермеров постоянно падали. Ко всему этому добавился еще один фактор. На крайнем западе добытчики серебра были недовольны демонетаризацией серебра; уже с 1873 года США имели единый золотой стандарт, и цена на серебро катастрофически упала. Тот факт, что некоторые европейские страны опередили США в принятии золотого стандарта, укреплял во мнении, что существует международный заговор о выведении серебра из бизнеса. В действительности проблема состояла в том, что западные старатели добыли столько серебра, что нарушили традиционное равновесие между ценами серебра и золота. Но этот факт старатели признавать отказывались.

Настроение разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили  общественные деятели, которые объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в Народную (популистскую) партию.

Популистское  движение объединяло разнородные групповые  интересы (главным образом фермеров и рабочих) на межрасовой основе в  борьбе против многообразных форм господства монополистического капитала, установившегося  в тот период. В движении отразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставших жертвами разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и его социальных последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфному типу, что определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации, которые воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтому идейно-политическое творчество популистов, несмотря на то, что к нему примыкали на разных этапах такие представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли, в целом развивалось на уровне обыденного сознания.

Тем не менее  популисты выдвинули ряд новых  идей, соответствовавших важным тенденциям общественного развития США. Программные  установки популистского движения изложены в Омахской (1892г.) и Спрингфельдской (1894г.) декларациях. Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными аспектами: во-первых, новым содержанием понятия "народ и народовластие"; во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих, требованием расширения демократических структур путем сочетания представительной демократии и прямой демократии, то есть непосредственного участия народа в управлении страной и контроле за деятельностью властей.

Понимание идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них - не абстрактный народ, а трудящиеся массы: "истинный народ - это те, кто трудится в деревне и в городе".[4]

Вопреки американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею сильного государства, действующего в интересах  трудящегося народа и, что особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: "Популистская философия в конечном счете сводится к двум основным положениям: первое - правительство должно сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не плутократы должны контролировать правительство".[5]

Главной целью  движения популисты считали улучшение  положения трудящихся, которое, по их мнению, должно достигаться путем  роста регулирующей роли государства  в экономической сфере.

Известный американский историк Р.Хофстэдтер, один из наиболее последовательных критиков популизма, признает, тем не менее, за ним приоритет  в пересмотре господствовавших в  США взглядов на роль государства. "Популизм, - писал он, - был в США первым значительным политическим движением, которое настаивало на ответственности государства за всеобщее благосостояние".[6]

Популисты 1890-ых годов определили на уровне массового  сознания одну из центральных проблем политической философии современности: соотношение демократии и социальной ответственности государства, что предполагает сильную исполнительную власть при четко действующем механизме демократического контроля.

Популисты не только выдвинули идею участия в управлении государством, но и предложили обеспечивающую ее систему конкретных реформ. "Популизм, - писал американский исследователь Э.Голдмен, - разработал механизм прямой демократии - прямые выборы в сенат; инициативы, дающие избирателям право законодательства через головы представителей; референдум, обеспечивающий право вето на действия законодательных органов".[7]

Наиболее активным популистское движение было в южных  штатах, где проявления расизма были открытыми и очевидными. Под воздействием популистов создалась коалиция белых и черных для борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов. Это продолжило традицию аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на глубокий Юг. В насыщенных антирасистской риторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых черных популистских лидеров обозначился принцип движения, поставившего социальные противоречия выше расовой розни. Один из популистских лидеров, конгрессмен от штата Джорджия Т.Уотсен в своих многочисленных речах постоянно акцентировал на этом внимание, называя ненависть  краеугольным камнем финансового деспотизма, порабощающего и белых, и черных.

Яркий урок антирасистской солидарности преподали популисты штата Джорджия, когда в ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых фермеров-популистов выступили в его защиту.[8] По свидетельству американских исследователей антирасистский размах популистского движения уникален для массовых политических выступлений белых на Юге.

Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с  собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическим, а интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и теоретической базы, популизм представлял собой противоречивое сочетание: с одной стороны, это было прагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, с другой стороны, - умонастроение и своего рода этос: составляющая человеческой природы, которая подвластна ему самому и является предметом морального выбора. Популистскому восприятию социального мира было свойственно дихотомическое деление общества, возрождающее примитивные социальные представления о нем: богатые и бедные, народ и избранные. Иррационализм популистского сознания выражался в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям.

В идейном арсенале популизма важное место принадлежит  проблеме личности. "В центре популистской идеологии, - писал английский исследователь  Д.Макрэ, - не экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь ее моральный аспект".[9] Это утверждение является характерным для популистского мировоззрения. В соответствии с ним главной задачей общества - его экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из концепции частной собственности, то популизм - благодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий (например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.

В популистском мировосприятии идеал человека воплощал земледелец-фермер. Поэтому популисты  остро критиковали капиталистическую  индустриализацию и присущую капитализму урбанизацию сельской жизни. Они были первым массовым движением в Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники и ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но были обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных магнатов.

Информация о работе Популизм в современной России