Политика как профессиональная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 22:27, реферат

Краткое описание

Понятие легальности же носит юридический характер. Если легитимность это признание власти народом, то легальность это юридическое признание власти.
Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Понятие «легитимность» часто отождествляют с понятием «легальность». Этим проблем и посвящен мой реферат. В нем я постараюсь подробно разобрать категории «легитимности» и «легальности» политической власти и сравнить их.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Легитимность политической власти………………………………………….4
1.1.Традиционная легитимность………………………………………………...6
1.2.Харизматическая легитимность……………………………………………..7
1.3.Легальная или рационально правовая легитимность………………………8
2.Легальность политической власти…………………………………………...10
3.Эффективность политической власти………………………………………..11
4.Соотношение категорий «легитимности» и «эффективности»…………….13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Реферат по Политологии Женин.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

    Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование  государства от общества. Поэтому  большинство государств, возникающих  революционным путем, на первом этапе  основываются на харизме как на более  простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.

    Современная белорусская государственность  является режимом харизматического типа. Нечеткое разграничение компетенции  между государственными органами и  ветвями власти, пренебрежение существующими правовыми нормами, половинчатый характер законов и их игнорирование — все это свидетельствует о том, что рационально-правовой способ легитимации власти только формируется.

    Возможно  также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности. 

     Легальность политической власти.

     Политическая  легитимность - это общественное признание  власти и ее права на управление, а легальность власти - это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. Первое понятие носит оценочный, этический характер, второе - юридический.

     Легитимность  и легальность власти чаще всего  сопутствуют друг другу в периоды  стабильного функционирования общества, когда плодотворно работают институты государства и гражданского общества, политика осуществляется с учетом общественного мнения, интересы групп согласовываются путем достижения компромиссов.

     В периоды глубоких общественных преобразований, затрагивающих интересы широких социальных слоев, легитимность и легальность не всегда сочетаются между собой. Формирование новых общественных отношений и социальной структуры сопровождается ломкой законодательной системы, дезорганизацией институтов власти.

     Такая характеристика политической власти, как легальность предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм. Отказ власти от этих норм нарушает упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет ее неэффективность. Такая власть может становиться просто опасной для общества.

     Наряду  с легальной, государственной властью  возможны различные формы нелегальной  власти преступных кланов. Если легальная  власть опирается на писаные, известные  всем обязательные нормы, то нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Власть нелегальную отличает жесткость санкций. Если легальная власть стабилизирует общество, нелегальная его разрушает.

     По  мнению В. Н. Протасова, «политическая  власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др.».

     Эффективность политической власти.

     Одним из наиболее важных интегральных характеристик  власти является ее эффективность, т.е. степень выполнения властью своих  задач и функций. Практически  это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки3.

     Критериями  эффективности являются:

    1. достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов;
    2. рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
    3. эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнения распоряжений властных структур;
    4. организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа распоряжений властных распоряжений;
    5. наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;
    6. эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

     Для тех, кто реально управляет обществом, для политической элиты и государственных  чиновников эффективность их власти определяется степенью достижения поставленных целей. Это – достаточно очевидный и поддающийся наглядной оценке критерий. В российской политологии такое понимание эффективности власти является преобладающим.

     Но  если критерием эффективности власти избрано достижение цели, то следует признать эффективной и власть, для общества разрушительную, если только разрушение является сознательно поставленной целью. Для властвующего субъекта это звучит нормально. В обществе же судят иначе. До тех пор пока данная власть хоть в малейшей степени служит людям символом их идентичности с обществом, пока органы власти в глазах большинства олицетворяют страну, ее действия, идущие вразрез с интересами этого общества, воспринимаются как ошибки, как неэффективность.

     Высшей целью, неотъемлемой функцией и предназначением власти, как и управления в целом, является сохранение и развитие, адаптация всей системы – в этом случае политической власти – общества. Поэтому наряду с эффективностью целедостижения следует иметь в виду и эффективность сохранения и развития общества – эффективность по предназначению.

     По  отношению к эффективности политической власти по ее предназначению, т.е. сохранению и развитию общества, все иные цели имеют подчиненное, второстепенное значение. Понимание этого является одним из основных показателей степени зрелости политической элиты. И общество, в конечном счете, оценивает эффективность политической власти именно по этому критерию4.

     В первом приближении для простых  людей власть тем эффективней, чем  лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, выражающееся в повышении уровня и качества их повседневной жизни. На более глубоком уровне власть оценивают по предоставляемой ею возможности самореализации для каждого. Выражается эта оценка в различных проявлениях степени доверия к субъектам власти, в том числе на выборах.

     Таким образом, проблема эффективности оказывается  напрямую связанной с проблемой  признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса – добровольного согласия на то основной части населения.

     Признание данной политической власти ее институтов, решений и действий правомерными в политологии, как я уже отмечала, называют легитимностью. Таким образом, легитимность политической власти связана с ее эффективностью, а понятие легитимности, отражающее отношения к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности.

     Соотношение категорий «легитимности» и «эффективности».

     Существует  фактор способный либо затруднять, либо благоприятствовать усилиям власти. Это – фактор эффективности. Неэффективная  власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной ни по целедостижению, ни по предназначению: по мере утраты легитимности действия власти начинают встречать все более активное сопротивление общества5.

     В политической науке используется классификация режимов по основаниям легитимности и эффективности, предложенная С.Липсетом.

     Здесь «А» - высокий уровень легитимности и эффективности (современные США, Швеция, Великобритания, ФРГ). «В» - режимы легитимные, но неэффективные (современная Италия). «С» - эффективные, но нелегитимные режимы (Италия и Германия в 30-е годы). «D» - режимы нелегитимные и неэффективные.

     Максимально эффективной и устойчивой является политическая власть, легитимированная на всех уровнях по отношению ко всем трем источникам и в обоих зонах легитимности. В этом – условие ее стабильности, способности адаптироваться к изменению внешних и внутренних условий управления, обеспечивать адаптации. И развитие общественной системы в целом.

     Как видно, соотношение легитимности и эффективности напрямую связано со стабильностью политической системы и общества в целом. Эту взаимосвязь исследовал С.Липсет, представивший ее в виде следующей таблицы.

    Легитимность + +
    Эффективность + +
    Стабильность А В С С
 

     При наличии эффективности и легитимности режим стабилен (А), при их отсутствии – нестабилен (В). При наличии  же только одного из двух компонентов  режим находится в неустойчивом положении (С).

     Легитимность  власти обеспечивается, в конечном счете, ее эффективностью. Но и нелегитимная власть в долгосрочном отношении эффективной быть не может. В этом – диалектика эффективности и легитимности, составляющая политической элите, преследующей собственные цели, относительно небольшое пространство для маневра в пределах стабильности.

 

    Заключение.

    Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие  на поведение масс, групп, организаций  с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Критериями эффективности политической власти являются ее легитимность и легальность.

    Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

    Легитимность  — это доверие и оправдание власти, поэтому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

    Легальность предполагает способность власти действовать в рамках установленных ею норм.

    Легальная власть опирается на писаные, известные всем обязательные нормы, а нелегальная руководствуется правилами поведения, известными узкому кругу лиц. Нелегальная власть отличается жесткостью санкций.

    Одним из наиболее важных интегральных характеристик власти является ее эффективность, т.е. степень выполнения властью своих задач и функций. Проблема эффективности напрямую связана с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти.

     Легитимность политической власти связана с ее эффективностью, а понятие легитимности, отражающее отношения к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности.

     От  эффективности и легитимности зависит  стабильность политической власти. При  наличии эффективности и легитимности режим стабилен, при их отсутствии – нестабилен.

Информация о работе Политика как профессиональная деятельность