Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:37, курсовая работа
Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.
Глава 1. Политическое прогнозирование: теоретическое понятие и его сущность…………………………………………………………………………5
1.1. Характеристика политического прогнозирования………………………..5
1.2. Сущность политического прогнозирования………………………………8
Глава 2. Методы политического прогнозирования……………………….11
Глава 3. Опыт и практика прогнозирования социально-политических процессов………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………
Особо следует подчеркнуть, что методы прогнозирования могут использоваться и на локальном уровне, в пределах компетенции органов местного самоуправления. Конечно, их применение будет иметь специфический и ограниченный характер, однако это не означает, что они не могут использоваться и в низовых звеньях государственного управления и общественно-политических организаций. Именно на этом уровне можно спрогнозировать социально-политическую ситуацию и принять меры, чтобы не допустить нежелательного развития событий. Массовые забастовки и манифестации показывают, насколько важны учет социального настроения населения и его исследование в практической политической деятельности.
Глава 3. Опыт и практика прогнозирования социально-политических процессов
Современное общество обладает некоторым опытом как состоявшихся, так и несостоявшихся политических прогнозов. Конечно, прогнозы наиболее вероятны и действенны, когда речь идет о мире в целом, о судьбах конкретного общества и государства или отдельных направлений политики в сфере экономики, национальных отношений, будущности политических партий и движений.
Всем памятен труд Дж. Оруэлла «1984», опубликованный в 1948 г., в котором был предсказан крах Советского Союза к 1984 г. И хотя в 40—50-е годы этот прогноз выглядел нелепой (а иным представлялся неумной) выдумкой, жизнь показала, что это было достаточно обоснованное предвидение будущего системы, в крепости которой практически никто не сомневался вплоть до ее краха.
Потребовалось время, чтобы убедиться, что в прогностике были созданы достаточно научно-обоснованные методы, которые позволяют спрогнозировать будущее социально-политических процессов с достаточно высокой степенью достоверности. Так, по заключению симпозиума «Национальности и национализм в СССР», состоявшегося в США в декабре 1976 г., Советский Союз находился под угрозой «перерождения» и «сепаратизма». Специалисты в области «модернизации России» (Н. Рязановский) прогнозировали оживление былого недоверия между народами в связи с неравномерным продвижением советских наций в области экономики и культуры и предполагали, что, если не будут предприняты превентивные меры, в СССР неизбежен рост межэтнической напряженности со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Попытки прогнозирования общественных, в том числе социально-политических процессов, которые предпринимались в нашей стране, оказались в большинстве случаев ущербными, несостоятельными, что не раз подтвердила и сама жизнь. И если попытки спрогнозировать на ближайшую перспективу в какой-то мере удавались, то с долгосрочными прогнозами ничего не получалось. Так, в начале 60-х годов в Программе КПСС был заложен прогноз: к 1980 г. страна достигнет коммунизма, и СССР выйдет на первое место в мире по всем основным показателям. Несовершенство методов, использованных в процессе прогнозирования, продемонстрировало себя достаточно отчетливо, когда были сравнены предполагаемые ориентиры и те реалии, которых достигла страна в 80-е годы. Анализ провала прогноза показал, что нельзя исходить из динамики развития за относительно короткое время в прошлом и экстраполировать эти тенденции на будущее, особенно когда это касается длительной перспективы [12].
Исторический опыт свидетельствует, что расчеты должны исходить из методик, апробированных практикой, а не просто из умозрительных наблюдений, из извечного желания добиться большего, чем это возможно. Требуется грамотный, квалифицированный подход, при котором прогнозирование не вылилось бы в прожектерство. Однако в данном случае были проигнорированы методы, апробированные мировой наукой.
Другим серьезным ограничением в попытках осуществления политических прогнозов стал тот факт, что многие прогнозы строились изолированно от процессов, которые происходили в других сферах общественной жизни. Они часто базировались на том, что расчеты по изменению политической жизни не затрагивали другие, смежные с ними процессы. И такие прогнозы были, конечно, заранее обречены на провал: политические явления неразделимо включены в ткань любого реального жизненного процесса и потому они могут быть поняты, оценены и спроектированы только тогда, когда подвергаются изменению в неразрывной связи с экономическими, духовными и социальными процессами. Они миллионами нитей связаны с производственной и повседневной жизнью человека, и было бы наивным полагать, что изменить их можно на основе учета тенденций, касающихся только политической сферы.
Ограниченность политического прогнозирования в СССР проявилась и в том, что в официальной политике и в общественных науках в основном использовался один прием: во что бы то ни стало доказать, что будущее (а оно трактовалось как коммунистическое) всегда позитивно и что средства, применяемые для его достижения, всегда оправданны. В его рамках применялся широкий арсенал доказательств: от использования высказываний К. Маркса и Ф. Энгельса (не обращая внимания на то, что это было написано ими более ста лет назад) до эквилибристики с цифрами и показателями. Именно в годы застоя получило воплощение известное высказывание: «Есть ложь, есть большая ложь, и есть еще и статистика». При помощи всевозможных приемов подчеркивалось только то, что свидетельствовало об успехах, и замалчивалось то, что выявляло другие, тревожные тенденции. Но поскольку о достижениях становилось говорить все сложнее и сложнее, из научного обсуждения изымались все «неудобные» темы: от детской смертности и динамики преступлений до уровня потребления товаров и услуг по социальным группам.
Социальная прогностика в СССР оказалась не на высоте: большинство прогнозов не могло освободиться от официально функционирующей доктрины, многие ее прогнозы оказались мертворожденными. Это случилось потому, что наука и ее носители не смогли быть независимыми от догм политики, ибо прогнозы — хотели бы этого ученые или нет — ориентировали действия людей на реализацию выдуманных идеалов, в искаженном свете отражали реальные процессы, гипертрофировали интересы определенных слоев в обществе. Такая обстановка сложилась потому, что политические процессы и в науке, и в политике, а соответственно и на практике, понимались примитивно и убого.
На прогностику оказывают влияние мифы, сложившиеся в теоретическом видении. Социальные науки всегда были связаны с функционированием идей, которые в большинстве своем отражали не только реальную, но и желаемую картину того или иного общественного процесса или явления. При этом нередко вместо взвешенного анализа реально происходящих процессов в политических прогнозах повторялись и продолжают повторяться умозрительные идеи, заранее провозглашенные постулаты, субъективные пожелания и догмы.
Такого рода утверждения уводили в сторону от объективного, не прикрытого никакими ухищрениями анализа действительности, деформировали и ослабляли усилия по научному обоснованию путей функционирования нового общества. Именно такие прогностические перлы наносят больший вред, чем ошибки и просчеты при решении конкретных проблем, либо приводят к дезориентации общественного сознания и поведения людей. Такие прогнозы оборачиваются тяжелыми, трудно поправимыми просчетами, влияют на доверие к идеям и возможностям науки.
Иначе говоря, все социальные науки и их прогностические функции ответственны (наряду с политикой) за просчеты в определении параметров будущего.
Подобная ситуация складывается в случаях, когда наука ориентируется на политические и идеологические установки, когда в области теории ставятся цели, сами по себе вроде бы и привлекательные, но в большинстве случаев ничего общего не имеющие с реальной действительностью. Тогда создается некое иллюзорное видение состояния экономики, социальной, политической и духовной жизни.
Некоторые научные прогнозы камуфлировались под объективность, по сути дела приспосабливаясь к соответствующим политическим установкам. Более того, интерес к прогнозированию, который проявился в первых публикациях и первых научных дискуссиях во второй половине 60-х годов, в попытках определить контуры развития будущего общества, был жестоко подавлен существующей административной системой. Что касается попыток спрогнозировать развитие социально-политических процессов, то, к сожалению, большинство из них не пошли дальше словопрений в рамках официальной идеологии.
Несмотря на все ограничения часть ученых поднялась в своих поисках до прогнозов, которые и до сих пор не потеряли значения. Так, расчеты сибирского ученого В.И. Бойко еще в 60-е годы показали возможную прогнозную ситуацию жизни малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Его анализ удовлетворенности различными сторонами жизни дал предметное представление об устойчивости их социальной структуры. Вероятные пути ее изменения («траектория социальных перемещений») определялись исходя как из жизненных планов (повысить квалификацию, сменить профессию, продвинуть по службе, уехать из села в город, повысить уровень образования), так и из информации о реальной миграции и реальных социальных и профессиональных перемещениях.
Все это позволило определить рекомендации — спрогнозировать ситуацию на перспективу — достаточно точно и четко. Однако, поскольку этот прогноз выпадал из официальных установок и не соответствовал концепции расцвета и сближения народов, его расчеты не были приняты и остались лишь научным пожеланием. Но жизнь взяла свое. В 80-е годы пришлось вернуться к полученным выводам и в сопоставлении со способами решения этих проблем в других странах определять меры по спасению образа жизни и культуры малочисленных народов. Причем такие меры начали осуществляться на локальном уровне, в условиях функционирования местных органов власти, ибо только здесь можно заметить просчеты и повлиять на ход процессов трудовой и повседневной жизни населения.
В условиях переломного этапа отечественной истории задачи политического прогнозирования многократно усложнились. Ситуация в обществе характеризуется огромным количеством переменных, которые находятся в серьезном противоречии друг с другом. Существует огромный веер возможностей и вариантов, число которых поддается даже описанию.
Однако в практике политической жизни уже выявились некоторые господствующие точки зрения, получившие определенное воплощение в жизни. И ущербность многих из них состоит не в том, что конкретный вариант невозможен, а в том, что не определен поиск наилучших из всех предлагаемых. В связи с этим получает распространение метод сценариев, обоснование их научной и политической достоверности. Сейчас в прессе и в науке обсуждается огромное количество сценариев по поводу решения возможных общественных проблем, в том числе политических. Но многие сценарии уязвимы, ибо лишь часть из них исходит из требований системного анализа. Согласно этим требованиям сценарий должен быть реалистичным, чтобы создаваемая им картина политических изменений не казалась невероятной, чтобы авторы были строго последовательны в описании как самой цепочки гипотетических событий, так и того варианта будущего, к которому она ведет.
Анализ существующих политических прогнозов позволяет выделить некоторые наиболее распространенные политические прогнозы.
Во-первых, это прогнозы, связанные с внедрением рыночной экономики с различными вариантами и попытками построить политическую систему общества по западному образцу. Однако и эта ориентация различна среди ученых и политиков. Учет положений только чикагской школы экономики, который осуществляли Е. Гайдар и его группа, представляет только один из путей, далеко не бесспорный и, как показала жизнь, во многом порочный даже для сторонников капиталистического будущего страны.
Во-вторых, продолжают разрабатываться прогнозы. связанные с реализацией идей социализма. Они также неоднозначны, ибо среди них представлены сценарии развития по социал-демократическому образцу, по китайскому варианту и по различным типам процессов обновления, вплоть до сохранения советской модели социализма.
В-третьих, пока недостаточно, но в то же время упорно пробивают себе дорогу сценарии развития по восточным моделям, среди которых лидирующее место занимает японский опыт. С недавних пор, особенно в бывших среднеазиатских республиках, пользуется вниманием ориентация на турецкую модель развития, достаточно привлекательную по многим причинам: схожести образа жизни, близости языка, культуры и религии.
Многими политиками и особенно публицистами и учеными разрабатываются российские варианты сценариев развития общественной, в том числе и политической жизни страны. Их авторы исходят из своеобразия истории и культуры России и населяющих ее народов и считают, что в этих условиях неприемлем ни западный, ни восточный вариант. В соответствии с этим сценарий опирается на поиск таких путей, которые бы, учитывая мировой опыт, тем не менее опирались на национальные особенности российской действительности. Ради справедливости следует отметить, что эти варианты отличаются друг от друга, особенно в отношении политического будущего: от ориентации на восстановление монархического строя до национал-социалистических установок.
И наконец, в первой половине 90-х годов была выдвинута концепция устойчивого развития, которая была одобрена конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств (1992). На этой конференции была зафиксирована ключевая оценка сложившейся к концу XX в. глобальной ситуации, которая вызвала к жизни рассматриваемую концепцию: «Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем, от которых зависит наше благосостояние» [16].
Что касается судеб всего мира и большинства стран земли, то социальной сущностью сложившейся кризисной, угрожающей ситуации является глобальный, грозящий взрывом диспаритет во владении и распоряжении доступными и созданными современной цивилизацией колоссальными материальными и духовными ресурсами. Экономическое, политическое, интеллектуальное неравенство в глобальном масштабе имеет много измерений: между промышленно развитыми и развивающимися странами, иначе говоря, между Севером и Югом, западом и Востоком, белой, черной и желтой расами; между классами, социальными группами и слоями в каждом из обществ (государств), входящих в мировое сообщество; между общинами, исповедующими различные религии; между социокультурными системами; между интересами ныне живущего и будущих поколений землян. Все это позволяет ряду исследователей, как показывают итоги XV Международного социологического конгресса (июль 2002 г.), утверждать, что мы живем в «обществе риска» и что именно эта модель общественного устройства должна быть в центре социально-политических и экономических исследований.