Политическое прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Оглавление

Глава 1. Политическое прогнозирование: теоретическое понятие и его сущность…………………………………………………………………………5
1.1. Характеристика политического прогнозирования………………………..5
1.2. Сущность политического прогнозирования………………………………8
Глава 2. Методы политического прогнозирования……………………….11
Глава 3. Опыт и практика прогнозирования социально-политических процессов………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Тимур курсовая.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНУРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКПИЙ ИНСТИТУТ»

 

Факультет заочного  обучения

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

Политическое прогнозирование

 

 

Курсовая работа

по методологии политической науки

 

 

 

 

 

 

 

 

Антадзе Теймур Суликович

студента 4 курса

специальности

«Политология»

группы 402

 

 

 

Научный руководитель 

Преподаватель

Трамбицкий В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

 

   Содержание

 

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Политическое прогнозирование: теоретическое понятие и его сущность…………………………………………………………………………5

1.1. Характеристика политического  прогнозирования………………………..5

1.2. Сущность политического прогнозирования………………………………8

Глава 2. Методы политического прогнозирования……………………….11

Глава 3. Опыт и практика прогнозирования социально-политических процессов………………………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика. Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое.

Актуальность выбранной темы очень велика, и связана она, прежде всего с тем, что на современном этапе развития человечества процессы перехода к демократизации все еще играют важную роль в развитии государств и мира в целом. А политические прогнозы процессов демократизации представляют собой краткосрочный или долгосрочный анализ развития и  решения некоторых проблем.

Целью данной работы является  исследование и анализ политических прогнозов.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

  • Охарактеризовать сущность политического прогнозирования и его основные виды;
  • Рассмотреть методы глобального политического прогнозирования и его основные принципы;
  • Изучить и вникнуть в суть опыта и практики политического прогнозирования

При таком подходе объектом исследования становится политическое прогнозирование различных видов процессов. Предметом исследования является анализ процессов политического прогнозирования.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

  • Метод наблюдения и описания
  • Метод системного анализа
  • Метод сравнительно-исторического анализа
  • Метод компонентного анализа

Структурное построение работы определяется логикой исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

Глава 1. Политическое прогнозирование: теоретическое понятие и его сущность.

 

1.1. Характеристика  политического прогнозирования

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению профессора Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной [2].

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология.

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности. Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы. Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической.

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Объективной основой прогнозирования является и системное строение политической сферы общества. Любая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство. Свойства системы не сводятся к сумме свойств ее компонентов. Система активно воздействует на свои компоненты и преобразует их сообразно собственной природе. В то же время изменение каких-то элементов может привести к определенному изменению всей системы. Система иерархична по своей сущности: каждый ее элемент в свою очередь может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет лишь один из компонентов более широкой системы. Все это необходимо учитывать при постановке целей и задач прогнозирования в рамках функционирования и развития политической системы, при разработке прогнозов и их использовании в практической политике.

Прогнозирование в политике – объяснение возможных состояний, изменений политической системы, ее институтов, других политических явлений в определенных границах социального времени и пространства. Политическое прогнозирование – результат прогнозной деятельности, его содержание – вероятностное суждение о будущем состоянии данной политической системы, ее элементов с указанием опр. сроков, их изменением.

 1.2. Сущность политического прогнозирования

В теории под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления.

   Выделяют два аспекта  прогнозирования: предсказательный, подразумевающий  описание возможных или желательных  перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Исходя из этого, в проблеме прогнозирования выделяется также две стороны: теоретикопознавательная и управленческая, связанные с возможностью принятия на основе прогностического знания решения [1].

   Как известно, различают  политику внутреннюю и внешнюю, каждая из которой имеет свою  специфику. Поэтому прогнозирование  в области политики выступает  в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое. Поскольку в сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, то различают два аспекта в области ее прогнозирования. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Внешнеполитическое прогнозирование - это прогнозы в области международных отношений и внешней политики.

   Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

   На основе проблемно-целевого  критерия, т.е. в зависимости от  того, для чего разрабатывается  прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные. Поисковый прогноз - определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель - выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?» Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Цель - прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов и целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»

   По периоду упреждения - промежутку времени, на который  рассчитан прогноз - различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных) политические прогнозы.

   Поскольку политическое  прогнозирование, являясь важнейшим  элементом управления, определяет  основные направления развития  политики, отражает всю совокупность  сложных внешних и внутренних связей и зависимостей между различными сферами политической жизни, то оно основывается на следующих принципах: альтернативность, системность прогнозирования, непрерывность, верификация (проверяемость):

   - принцип альтернативности  связан с возможностью развития политической жизни и ее отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных отношениях;

   - принцип системности означает, что, с одной стороны, политика  рассматривается как единый объект, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования; принцип непрерывности требует от субъекта, разрабатывающего прогноз, осуществления по мере поступления новой информации, непрерывного корректирования прогнозных разработок;

   - принцип верификации (проверяемости) направлен на определение достоверности разработанного прогноза.

   Принципы прогнозирования  реализуются через конкретные  методы научно-прогностических исследований. В политической науке существуют  различные типологии методов политического прогнозирования. В частности, подразделяют методы политического прогнозирования на объективные и спекулятивные: объективные - это такие методы, которые основываются на существующих, установленных опытом тенденциях (экстраполяция, моделирование, экспертиза и др.) [2];

Информация о работе Политическое прогнозирование