Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:33, контрольная работа

Краткое описание

Лидер в переводе с английского языка (1еаdег) означает "ведущий", "указывающий путь". Особое значение лидеров в истории подчеркивал Ф. Ницше, который писал: "Цель человечества лежит в его высших представителях. Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом, и ни в чем ином, состоит его задача".

Оглавление

Введение ………………………………………………………….стр.3
1.Сущность и природа лидерства ………………………………стр.4
2.Типы лидеров и их функции ……………………………….....стр.9
3Политическое лидерство в России……………………………….стр.14
Заключение ………………………………………………………стр.18
Использованная литература …………………………………….стр20

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

      Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М. Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие "авторитет".. Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. М. Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное, которым соответствуют три идеальных типа легитимности политической власти. Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению, т.е этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма - это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом.

     В противоположность идеальным типам  лидерства М. Вебера преобладают практически-ориентированные классификации. Они основаны на эмпирических исследованиях деятельности лидеров с целью выявления в ней устойчивых реакций, мотивов. Актуальность подобных исследований обусловлена стремлением обнаружить и зафиксировать наиболее эффективные стили политического лидерства.

     Политический  стиль отражает не только индивидуальность лидера, но и характер взаимодействия лидера с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, методы поддержания и осуществления политического курса. Стили политики бывают эффективными и неэффективными, авторитарными и демократическими.

     Лидерство характеризуется использованием различных политических стилей. Стиль, ориентированный на решение конкретных задач за счет четкого распределения ролей и функций, подчинения официальному лидеру всех ресурсов и выполнения его требований, составляет основу инструментального лидерства. Экспрессивным стилем лидерства называюттакой стиль, в котором лидер не занимает руководящей должности, а воздействует на ситуацию, создавая благоприятную эмоциональную среду, в которой каждый член группы стремится к максимально высоким результатам.

     Современный американский политолог Дж. Барбер, исследовав политические стили президентов США, выделил четыре стиля. Основанием типологии стилей послужило качество выполнения президентами своих политических ролей. Стиль, ориентированный на эффективную, результативную и созидательную деятельность на общее благо, назван активно-позитивным (Ф. Рузвельт, Р. Рейган). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо групповых, узко партийных предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих политических функций порождает пассивно-негативный стиль (Дж. Буш).

     Возрастание роли психологических факторов в процессе лидерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии, в которых описывается политических стиль. Они более полно отражают мотивацию политического поведения, совокупность устойчивых психологических реакций лидера на события и процессы, позволяют учитывать значение бессознательных факторов. На этом основании можно выделить пять политических стилей.

     Параноидальный  политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином "Хозяин". Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия непредсказуемы. Он не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения. Стремление к безграничной власти обеспечивается постоянным манипулированием своими подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием во что бы то ни стало подавить или унизить другого политика.

     Демонстративный политический стиль. Для него характерен тип лидера, которого можно назвать "Артист". Он всегда "играет на публику". Его отличают любовь к внешним эффектам и демонстрациям, желание нравиться, привлекать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится ли он другим, любим ли он ими. Поэтому "Артист" достаточно управляем, предсказуем, может потерять бдительность. Представители демонстративного стиля менее всего предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо возбудить и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, вследствие чего им редко удается завершить начатое дело.

     Компульсивный политический стиль  характеризует лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином "Отличник". Ему свойственно почти навязчивое желание все сделать наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, правилам. Дискомфортно "Отличник" чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы, поэтому он строго следует избранному политическому курсу.

     Депрессивный  политический стиль  олицетворяет "Соратник". Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может "делать политику". Он часто идеализирует других политиков и политические движения, а сам плетется в хвосте событий, не имея четкого политического курса. Политическую реальность воспринимает настороженно и пессимистически, постоянно обнаруживая слабость и политическое безволие.

     Шизоидальный  политический стиль  тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер "Одиночка". Самоизоляция и самоустранение от участия в конкретных событиях у него имеют более отчетливый характер. Он не желает присоединяться ни к какому конкретному движению и предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Политическая ответственность в подобных случаях практически отсутствует. Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ и неэффективен. "Одиночка" по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий, трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля.

     Необходимо  заметить, что описанные выше идеальные (теоретически сконструированные) типы политических стилей в реальной политической практике встречаются крайне редко, они скорее выступают как тенденции. Обычно политический стиль обусловлен ментальностью и культурой общества, включающих устойчивые представления о желаемой модели общества и роли лидера в ней, о предпочтительных способах решения возникающих проблем.

Функции лидеров.

     Функции лидера представляют собой главные  направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т. д.

     Наиболее  полно в деятельности политического лидера выражена интегративная функция политики. Главное призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

     Достижение  целостности и гармонии социальных интересов осуществляется лидером  на практике через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. В этом находит выражение ориентационная функция лидера.

     Проведение  политического курса опирается на специфический механизм, включающий в себя систему способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. В этом проявляется инструменталистская функция лидера.

     Выявив  интересы, объединяющие большинство  общества или большие группы людей, политический лидер может проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы. Мобилизация населения, означающая реализацию лидером его мобилизационной функции, может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связано и с созданием экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

     Кроме того, лидер призван выступать  гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. В этом находит свое выражение функция социального арбитража и патронажа. Она развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти.

     В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может выполнять функцию легитимации политического порядка. Она присуща таким государствам по той причине, что обоснование правомерности политического режима не может осуществляться в них иначе, как средствами прямого обожествления личности лидера. 

      3. Политическое лидерство  в России

Особенности политического лидерства

     Роль  политических лидеров в обществах, которые осуществляют радикальные преобразования, велика. Проблема лидерства для современного российского общества, осуществляющего переход к демократии, представляет несомненный интерес. В переходных обществах лидеры обретают особый смысл как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают  инициаторами  самих преобразований. В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку, именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реализации.

     Особенность политического лидерства в современной России заключается в том, что в условиях формирующейся демократии проявляются прежние политические традиции лидерства, и в первую очередь в массовом сознании сохраняются устойчивые представления о лидере, чертах, которыми он должен обладать.

     Исходя  из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное господство в России имело форму абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Такое положение существовало до Февральской буржуазно-демократической революции.

     Советский период породил особую разновидность лидерства - вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В. И. Ленина и И. В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась на его собственный авторитет, и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

     В конце 70-х - начале 80-х годов мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л. И. Брежнева и К. У. Черненко оказалась практически неосуществимой. Что касается М. С. Горбачева, то на первом этапе своей деятельности он несомненно обладал харизмой. Это объясняется тем, что поначалу он формировал свой образ мудрого политика, опираясь на тезис о "верности социалистическому выбору" и идею "очищения социализма" от разного рода извращений. Он часто выступал по телевидению, произносил много ярких и для большинства населения весьма убедительных речей. Почти с первых же дней М. С. Горбачев начал создавать новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности.

Информация о работе Политическое лидерство