Политический режим: понятие, признаки, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 10:47, доклад

Краткое описание

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Файлы: 1 файл

Политический режим.Катя.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

    │         органов государственной власти         │

    └────────────────────────────────────────────────┘                    

     и другие

    Демократия (народовластие) может осуществляться посредством  двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

    Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим  народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

    Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

    К положительным  моментам прямой демократии можно отнести  то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными  институтами) для выражения интересов  граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

    Недостатки  прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства  населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна  проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

    Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

    Сильная сторона  представительной демократии заключается  в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

    К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

    Таковы существенные черты демократического политического  режима, отличающие его от авторитарного  и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет  важное значение, помогает четче ориентироваться  в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

    Однако сами демократические режимы тоже могут  быть неоднородными. В частности, особыми  их разновидностями выступают либерально-демократические  и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

    К антидемократическим  режимам относят тоталитарные и  авторитарные режимы.

    Тоталитарный  режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

    В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи  всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

    Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

    государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

    общество практически  полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо  в политическом сознании формируется  представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

    монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

    государственная власть формируется бюрократическим  способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

    доминирующим  методом управления становится насилие, принуждение, террор;

    господство  одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

    фактически  устраняется плюрализм; централизация  государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

    Особой разновидностью тоталитарного режима выступает  фашистский режим, который можно  рассматривать как своего рода радикальный  тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

    Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости  сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

    Авторитарный  режим. Авторитарный режим можно  рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим  политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

    Авторитарный  режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

    Основные характеристики авторитарного политического режима:

    в центре и  на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов  при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

    игнорируется  принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные  органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

    роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

    суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

    сужена или  сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

    в качестве методов  государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;

    сохраняется ограниченная цензура, "полугласность";

    существует частичный плюрализм;

    права и свободы  человека и гражданина главным образом  провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

    силовые структуры  обществу практически неподконтрольны  и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

    Авторитарный  режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности  авторитарного режима.

    Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

    Тиранический  режим основан на единоличном  правлении, узурпации власти тираном  и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением  законной власти с помощью государственного переворота.

    Военный режим  основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в  результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные  режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

    Авторитарные  режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при  тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика "выборочного" террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Информация о работе Политический режим: понятие, признаки, виды