Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:24, реферат

Краткое описание

Я выбрал данную тему, так как она является одной из наиболее актуальных, в связи с событиями недавнего времени, произошедшими в ряде стран, таких как события в Сирии, Ливии, Египте, Иране, Украине и в России. Политические конфликты тема далеко не новая, и вроде бы исследованная вдоль и поперёк, но в связи с постоянными новыми конфликтами появляются новые темы для дополнительных исследований. Множество государств разваливалось в следствии политических конфликтов, как внешних, так и внутренних. Целями моего исследования стали политические конфликты и пути их разрешения, виды конфликтов, их сущность, типы, историческая составляющая политических конфликтов, связь с авторитарными режимами, в общем всё то, параллельно с чем обычно в сводках новостей звучат словосочетания «политический конфликт» или «политический кризис»

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………3
Понятие, субъект и роль конфликта…………………………………………………....4
Исторические концепции политических конфликтов………………………………..4
Причины, сущность и типология политических противоречий и конфликтов…….6
Функции политического конфликта…………………………………………………...9
Стадии политического конфликта…………………………………………………….10
Политический кризис и его сущность………………………………………………...11
Способы урегулирования конфликтов………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Политический конфликт.docx

— 54.78 Кб (Скачать)

В течение исторического развития многократно изменялось ядро противоречий, которые лежат в основе конфликтов и характеризующих различные эпохи, но сами противоречия и, возникающие из-за них конфликты, оставались. Так, Е. Луард видит причину основных противоречий, имевших место в мире:

-в XVI - начале XVII вв., основная форма конфликтов возникала на религиозной почве;

-в конце XVII-XVIII вв. значительными оказались противоречия в династической власти;

-в XIX в. - противоречия в развитии национальных государственных интересов;

-в XX в. – противостояние восточной и западной идеологий, которое вылилось в «холодную войну».

Безусловно, перечисленные выше противоречия не исчерпывают всех противоречий каких-либо периодов.

Однако было бы не правильно уравнивать противоречия с конфликтом. Конфликт, включая и вооруженный, есть лишь одна из форм проявления противоречий. Противоречия могут выливаться в виде разногласий, которые, не достигая конфликтной формы, вполне можно устранить мирным путём - путем переговоров, консультаций, дискуссий и тому подобных процедур. Таким образом, противоречия способны лишь вызывать конфликтную ситуацию, в рамках которой может возникнуть конфликт, но данный поворот событий совсем не обязателен.

 

Способы урегулирования конфликтов

 

Способы урегулирования политических конфликтов в первую очередь зависят от определения вида конфликта. Если имеет место горизонтальный (частичный) конфликт, субъектами которого чаще всего становятся политические институты и организации, которые функционируют в пределах существующей политической системы (примером могут служить, исполнительная и законодательная ветви власти), то этот конфликт является целиком подвластным существующим институтам и его урегулирование чётко описано законодательно закрепленными правилами политической борьбы (к примеру Конституцией). Урегулирование подобных конфликтов в большей степени зависит от искусства политических лидеров, прибегая к использованию групп поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если по ходу дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не получается прийти к компромиссу и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

- обращение в Конституционный  суд; 

- отставка правительства; 

- роспуск парламента (Госдумы)  и назначение досрочных парламентских выборов;

- организация и проведение  референдума по спорным вопросам  и др.

В политической жизни современной  России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось.

Более сложными в плане  урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между Центром и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном; В мире – присоединение штатов в США, особенно это касается южных штатов, где распространены сепаратистские настроения.

Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Безусловно, целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В данных конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне.

Сложность в разрешении режимных политических конфликтов состоит еще и в том, что противоположная сторона может игнорировать действующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными.

Для того, чтобы не допустить  негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы:

Каковы основные причины  возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие  силы задействованы в конфликте  и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта?

Кому выгодно конфликтное  развитие событий? На основании полученных данных появляются возможности:

- составить прогноз возможного  развития событий; 

- определить возможные  варианты урегулирования конфликта;

- разработать план урегулирования  и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.

Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:

1) уменьшить (снять) эмоциональное  напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);

2) четко определить предмет  спора и тем самым локализовать  конфликт;

3) установить (оговорить)  нормы и правила взаимодействия  конфликтующих сторон;

4) организовать диалог  между конфликтующими сторонами  и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;

5) отделить проблемы от  субъективной заинтересованности  участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.

Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги небольшого анализа  конфликтных концепций, есть возможность сделать вывод, что общественная целостность сохраняется, благодаря свойственным ему внутренним конфликтам. Именно существование конфликтов, их сложное многократное переплетение противоборствует разделению общества на два враждующих лагеря, что может привести началу гражданской войны.

Политические кризисы и конфликты  дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно с этим, выполняют функцию нового этапа развития в ситуациях, когда они позитивно разрешаются.

Все виды и типы конфликта, обладая присущими им особенностями, могут сыграть конкретную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развитии политических процессов.

Я как мог рассмотрел все пункты, которые перечислил в введении и  постарался обобщить это всё в  одном реферате, вроде как складывается целостная картина представленной темы. Надеюсь вам ещё не сдавали  такой реферат, потому что это  будет очень грустно, что я  составлял его сам, когда мог  просто скачать и оказалось что  подобного рода реферат уже есть в интернете. Я честно старался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

http://knowledge.allbest.ru/political/c-3c0a65625a2ac78b4c53a88421206c27.html

http://kulturoznanie.ru/politology/funkcii-politicheskogo-konflikta/

http://sbiblio.com/biblio/archive/unknown_konflictions/17.aspx

http://coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D1%8B

http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/28.htm

http://www.uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/form.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82

http://works.tarefer.ru/66/100388/index.html

и ещё куча всяких сайтов, какие-то статьи, рефераты и доклады, а также какая-то неизвестная книжка, которые я  закрыл в браузере и не могу привести их адреса, но они честно есть, я много  откуда брал информацию J


Информация о работе Политические конфликты