Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:24, реферат

Краткое описание

Я выбрал данную тему, так как она является одной из наиболее актуальных, в связи с событиями недавнего времени, произошедшими в ряде стран, таких как события в Сирии, Ливии, Египте, Иране, Украине и в России. Политические конфликты тема далеко не новая, и вроде бы исследованная вдоль и поперёк, но в связи с постоянными новыми конфликтами появляются новые темы для дополнительных исследований. Множество государств разваливалось в следствии политических конфликтов, как внешних, так и внутренних. Целями моего исследования стали политические конфликты и пути их разрешения, виды конфликтов, их сущность, типы, историческая составляющая политических конфликтов, связь с авторитарными режимами, в общем всё то, параллельно с чем обычно в сводках новостей звучат словосочетания «политический конфликт» или «политический кризис»

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………3
Понятие, субъект и роль конфликта…………………………………………………....4
Исторические концепции политических конфликтов………………………………..4
Причины, сущность и типология политических противоречий и конфликтов…….6
Функции политического конфликта…………………………………………………...9
Стадии политического конфликта…………………………………………………….10
Политический кризис и его сущность………………………………………………...11
Способы урегулирования конфликтов………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Политический конфликт.docx

— 54.78 Кб (Скачать)

Статусные ролевые конфликты могут появляются не только по вертикали “верх” -“низ”, но также и по горизонтали – между политическими субъектами, которые находятся предположительно на равных позициях статусной ролевой структуры (политическое противостояние партий и фракций в партии)

б) режимные политические конфликты имеют своей целью свержение существующего на данный момент политического строя или коренного изменения курса в политике.

Весь спектр предпосылок зарождения конфликтов режимов есть возможность свести к двум главным:

  1. Ущемление основных социально-экономических и политических потребностей и интересов довольно крупной части народонаселения страны.
  2. Ощутимая разница в суждениях, ориентациях ценностей, целях, представлениях касающихся политического и социально-экономического развития общества (культурные политических различия).

Ущемление основных потребностей бывает вызвано как объективными, так и субъективными факторами. Объективными факторами являются:

- кризисная ситуация в естественном социально-экономическом развитии общества (примером может служить кризис, возникший в СССР в 80-е гг.);

- трудности, которые связаны с коренным перестраиванием социально-политической общественной системы;

- итог обстоятельств, которые невозможно предугадать (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.)

Субъективные  факторы

- очевидные ошибки в социально-экономической политике (некомпетентность);

- отсутствие желания у правящей элиты учитывать основные интересы и надобности классов и социальных слоёв, которые находятся в подвластном положении;

- Восприятие подвластными социальными слоями и классами действующей политической системы ресурсораспределения как как незаконной и несправедливой, при этом к этим ресурсам относится и власть

Какими бы не являлись причины ущемления основных надобностей человека, в случае если большая часть народонаселения страны не может определить своей позиции в действующей социально-политической структуре общества и не может удовлетворить свои основные потребности в рамках действующих социально-политических институтов, следовательно она будет иметь стремление дестроировать(ломать) или кардинально поменять данные институты. Примерами подобных конфронтаций может служить борьба левого партийного фланга и левосторонних движений в современной России против действующего в данное время режима политической власти.

В качестве видов политических конфликтов, можно выделить также ценностные конфликты и конфликты интересов.

В ценностном конфликте (конфликте по ориентации связанной с ценностями) несостыковки заключаются в разнообразных понятиях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры.

В конфликте интересов  борьба происходит в распределительной и перераспределительной сфере относительно различных ресурсов, таких как власть, материальные блага,  духовные ценности и пр.

Одним из видов политического конфликта можно считать конфликт политических культур. В данном виде конфликта сталкиваются представители разнообразных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, вариаций политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Наиболее очевидными данные конфликты становятся в промежутки времени, когда происходят коренные реформы в обществе, в это время происходит столкновение старой и новой политических культур. Примером может служить, борьба старой политической культуры тоталитарной направленности с новой политической культурой либерально-демократической направленности в условиях современного российского общества.

Ещё можно различать политические конфликты по признаку их объективности:

- подлинный, данный конфликт возникает в силу объективных противоречий;;

- случайный, условный, данный вид конфликта на этой стадии не осознаётся самими участниками конфликта;

- смещенный, данный вид конфликта имеет лишь косвенную связь с объективными причинами противоречий, ведущих к конфликту;

- приписанный, данный вид конфликта имеет особенность: он указывает на субъекты, которые не участвуют в конфликте;

- ложный, данный вид конфликта не имеет под собой реальных причин.

 

В грязной, не честной политике, по обыкновению, происходит подмена реальных, обусловленных объективными причинами, конфликтов ложными, смещенными, приписанными и другими.

Политические конфликты  наиболее важно различать по глубине противоречий, которые их вызывают. По мнению американского политолога А. Рапопорта, существуют конфликты: типа “схватка”, данный конфликт обусловлен непримиримыми противоречиями; типа “дебаты”,в данном типе имеют место договорённости и консенсусы; типа “игра”, в данном конфликте обе стороны действуют в рамках существующих правил, не нарушая их. По аналогии с другими социальными конфликтами, политические могут быть локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, мирными, могут происходить на уровне центра, региона, отдельного города и района.

 

Функции политического  конфликта

 

Отличительной особенностью конфликтных функций является тот факт, что данный функции проявляются в последствиях, лишь по прошествии конфликта.

Функции политического конфликта:

  • политические;
  • экономические;
  • военные;
  • экологические;
  • демографические.

По своему значению конфликтные  функции могут являться позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

  • функция «спуска пара», некой разрядки напряжённости которая имеет место быть между конфликтующими друг с другом сторонами. В английском языке данную роль конфликта называют "Last valve of tension"(крайний клапан напряжённости). Происходит высвобождение общественной жизни от накопившихся стрессов и страстей;
  • коммуникативно-информационная функция и функция связи. В процессе конфронтации, стороны конфликта больше узнают друг друга, имеют возможность сближения на какой-либо общей теме;
  • стимулирующая функция. Конфликт является «двигателем» изменений в обществе;
  • способствование возникновению и укреплению социально-необходимого равновесия. Своими инсайдерскими конфликтами общество постоянно соединяется в одно целое;
  • функция пересмотра оценки и замены прежних ценностей и норм общества.

 

К негативным функциям конфликта можно отнести:

  • Возникающая угроза раскола общества на непримиримые лагеря;
  • изменения во властных отношениях негативной направленности;
  • малоустойчивые социальные группы и международные организации также подвергаются угрозе раскола;
  • ухудшение демографических процессов

Задачей управления и разрешения конфликтов является ограничение разрастания конфликтов и снижение негативных последствий конфликтов.

 

Стадии политического  конфликта

 

Если рассматривать динамику конфликта, его обычно описывают по следующей схеме:

  1. накопление противоречий и формирование отношений сторон;
  2. нарастание и эскалация подготовки;
  3. собственно конфликт;
  4. разрешение конфликта.

 

Первая стадия имеет следующие основные характеристики: накопление противоречий, выяснение позиций сторон, поиск возможных потенциальных союзников, скрытое накопление сил. На данной стадии, в случае, если конфликт будет выявлен, имеет место наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия - есть этап разделения и постепенной поляризации сторон конфликта. Происходит обострение противоречий. Стороны конфликта начинают игнорировать аргументацию антагониста. Происходит активное наращивание силы, поиск и привлечение союзников на свою сторону, нейтрализация вероятных союзников оппонента.

Третья стадия является самым  драматичным и острым этапом. Данный этап называется протекание конфликта. Этот этап является этапом политической «развязки». На данном этапе существует вероятность перерастания политического конфликта в военный.

Четвертая стадия является финальной и называется завершение конфликта.

 

 

Политический  кризис и его сущность

 

Политический  кризис — кризис, который имеет политический оттенок, возможен между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис — это ситуация в государстве, складывающаяся в результате невозможности согласованных действий между политическими силами, продолжение чего становится затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля. По обыкновению конфликтные отношения являются довольно продолжительными по времени, и часто становятся довольно враждебными. В случае кратковременного ухудшения отношений разногласия, споры, инциденты, порой довольно таки серьезные, иногда возникают даже в союзнической среде, но, тем не менее, они не имеют реальной угрозы для развития отношений сторон в целом. Очевидным является мирный способ разрешения данных разногласий.

Относительно высокую  планку враждебности и длительный характер конфликтных отношений К. Холсти определил, как напряженность в отношениях. Обычно эта напряжённость включает в себя большой комплекс проблем, и необходима длительная систематическая деятельность для урегулирования взаимоотношений, при этом возможное достижение согласия по какому-то отдельному непринципиальному вопросу крайне редко приводит к принципиальному изменению отношений.

Конфликтные действия и отношения часто являются предвесниками кризиса, который можно охарактеризовать резким, внезапным ухудшением данных отношений. В целом внезапность, отсутствие прогнозируемости, скорость и резкое увеличение развития событий, их непредсказуемость и фактическая невозможность управления ими – есть отличительные черты кризисной ситуации. Непосредственно в наличии подобных признаков заключается повышенная опасность кризиса. Как пример можно привести кризис 1914 г. в Европе, который начался с убийства 28 июня Франца Фердинанда. Уже через 6 недель данный кризис лавинообразно перешёл в мировую войну, в которой в конечном итоге участвовали 38 государств.

Кризис являет собой не обычное ухудшение отношений, хоть и резкое. Большинство словарей определяет «кризис», как «ключевую точку», «поворотный момент», «резкое изменение», «крутой перелом», «тяжелое переходное состояние». Таким образом, как можно заметить, участники конфликта, достигнув кризисного предела, переходят к иным отношениям, отличающимися на качественном уровне. Исследование данных ситуаций поспособствовало выделению отдельной части изучения и практики, которая отражает специфику кризиса, названная «кризисное управление».

Термин «кризисное управление» стал общеупотребимым по итогам Карибского кризиса 1962 г. и часто проскальзывал в речи бывшего министра обороны США Р. Макнамара. Под «кризисным управлением» не редко понимают двухсторонние действия, которые направлены на реализацию несовместимых целей: возымение преимущества перед противником и при этом попытка предотвращения глобального столкновения с ним. Говоря иначе, речь идет о воплощении собственных целей в жизнь при наличии ограничивающих факторов – опасности глобального столкновения. Исходя из этого австралийский учёный Дж. Ричардсон высказал мысль о предпочтительности использования другого термина - «кризисная дипломатия». Под этим термином он понимал действия, направленные на частичное или полное снятие напряженности.

Принимая во внимание резкое ухудшение в отношениях, кризис, однако, не обязательно вырождается в военные действия. Опять же, примером может служить всё тот же Карибский кризис 1962 г.. В нём взаимоотношения СССР и США не переросли в вооруженный конфликт, и как итог - новую мировую войну, несмотря на то, что ситуация  была достаточно острой. Но возможен и иной вариант развития событий, а именно, в том случае, когда стороны усиливают враждебный характер по отношению друг к другу – тогда в след за кризисом происходят вооруженные действия, которые перерастают в вооруженный конфликт.

Между понятиями «конфликтные отношения», «кризис», «конфликтные действия», «вооруженный конфликт» отсутствуют чётко разделяющие их границы. Отношения участников могут перетекать в различные состояния, отсюда можно сделать вывод, что не нужно возводить в абсолют перечисленные выше понятия, однако стоит понимать, что задачи урегулирования в каждом из этих случаев имеют свои особенности.

Однако, общей задачей является исключение продолжения развития отношений и действий, ведущих к конфронтациям, стимулирование участников к действиям по поиску общих путей разрешения проблемы, которая вызвала конфликт. За сущностью конфликта всегда скрыты некоторые определённые противоречия. Конкретно противоречия, а не просто расхождения, несовпадения или различия между сторонами являются источниками конфликтов. Но сие не означает, что, обусловливая параллельные устремления участников, противоречия обязательно приводят к конфликту.

Информация о работе Политические конфликты