Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Власть - это отношение между людьми, при котором один из них
(субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект,
сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он
этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания,
которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.

Оглавление

1. Сущность, содержание и формы политической власти. Возникновение и развитие.………………………………………………………………………..3
2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти…………………………………………………………………………….9
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

палитология.doc

— 92.50 Кб (Скачать)
>ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти. Наконец, необходимо видеть различие между властью и лидерством (в том числе политическим). Возникший в 30-ые гг. в американской социологии так называемый социометрический подход (К.Левин, Д.Бейлс, Дж.Морено), направленный на изучение взаимоотношений между людьми внутри малых групп, исходил из того, что в небольшом человеческом коллективе лидерство - это и есть власть. Однако, как все же представляется нам, лидерство - это далеко не всегда сама власть, а те личные качества, которые позволяют ее получить. Действительно, в рамках неформальной группы (банда, молодежная группировка, и т.д.) лидер - это и есть власть. В более же формальных коллективах (бригада, цех, отдел) и учреждениях

можно встретить людей, которые, не обладая формально властной должностью

(старосты, звеньевого, бригадира, и т.д.), на деле являются неформальными

лидерами, ведут коллектив за собой. И лишь при условии официального признания их лидерские качества превращаются во власть.

В рамках самой политической власти, так и независимо от нее в самом обществе в качестве рычагов воздействия на власть существуют и действуют следующие ее виды: 1) экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть представители бизнес - элиты); 2) социальная власть (на уровне самой государственной власти - ее способность повышать и понижать социальный статус

индивида, в самом обществе - привилегированное социальное положение отдельных личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства);

3) информационная власть (контроль за производством и распространением

информации в руках государственной власти, в обществе - возможности и влияние СМИ);

4) принудительная (силовая) власть (специальные институты принуждения в

распоряжении государственной власти, а также отдельные инструменты насилия (прежде всего вооружение) в руках независимых от государства групп

(террористы и организованный криминалитет), служащие мощным рычагом давления на общество и власть);

5) правовая власть (опора самой государственной власти на закон, а в рамках общества - способность самих граждан воздействовать на

государственную власть, опираясь на закон и добиваясь удовлетворения своих

интересов).

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти.

 

Для дальнейшего прояснения природы и сущности такого явления, как власть,

необходимо отличать ее от близких по смыслу, но не тождественных ей

категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.

В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности

субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие

проявляется в нескольких основных моментах:

1)Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия испособностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно

испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;

2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то,

а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).

3) Наконец, как отмечают американские политологи Г.Лассуэл и Л.Каплан,

существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.

Необходимо также отличать власть от авторитета. Авторитет - это высоко

ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.

Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект

власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила,

богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он

этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.

В современном обществе политическая власть разделена между различными

институтами и группами, каждая из которых может не допустить принятия

невыгодных для нее решений (т.н. "группы вето") - таким образом, ни одного серьезного политического решения невозможно провести в жизнь без

предварительного согласования. Так, например, проведенное в 1950 г. исследование американского психолога Ф.Хантера показало что в сравнительно небольшом городе Аталанте невозможно обладание абсолютной властью одного человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих между собой групп интересов.3) Различные группы и сегменты элиты не возвышаются над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки выдвинувших их социальных групп - профессиональных, экономических, этнических, религиозных, территориальных, и т.д.;

 

 

4) Помимо этого,

существуют разнообразные механизмы социального и группового контроля за ними - выборы, ротация, референдум;5) В демократическом обществе практически все образованные и активные граждане могут выдвинуться в состав политической элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс (1916 - 1962), предлагает общий критический анализ подлинной природы и роли "правящего слоя" американского общества:

1) Главный принцип, положенный в основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание руководящими постами;

2) Правящая элита включает в себя не только "профессиональных политиков", но также тесно связанных и поддерживающих их руководителей корпораций, высших государственных служащих и офицеров, привилегированных интеллектуалов;

3) Элита США представляет собой замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться вверх по социальной лестнице;

4) Принадлежность к элите передается по наследству следующим поколениям через элитарное воспитание и образование, а также систему связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных семейств перед выходцами из народа);

5) Правящая элита Америки стремится не к удовлетворению потребностей общества, а к укреплению собственного господства и экономического благополучия связанных с ней бизнес - групп - именно этой задаче подчинено решение ею управленческих задач. Таким, образом, согласно Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим образом жизни бросающая вызов всему обществу. Таким образом, в современной политической науке существуют различные подходы к пониманию сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из них присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству общества, ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни степень единства элиты, ни остроту существующих внутренних противоречий между различными ее группами. Так илииначе, следует признать верными следующие положения:

1) В любом высокоразвитом обществе существует социальное и экономическое неравенство и деление на управляющих и управляемых - это делает неизбежным деление общества на управляющих и управляемых;

2) Шансы различных людей в обществе добиться успеха, сделать политическую или административную карьеру изначально неравны – гораздо легче это сделать это отпрыскам элиты.

     В обществе также можно выделит следующие группы

1) Группы власти (государственной, партийной и хозяйственной) разного уровня (высший, средний, низший или общесоюзный - республиканский - региональный - местный);

2) Группы, связанные по роду своей деятельности с престижными отраслями и

ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-

коммунальное хозяйство);

3) Хозяйственные руководители (менеджеры) разного ранга (руководители

объединений, предприятий и их подразделений);

4) Группы интеллигенции различного профиля (технические и научные работники, работники учреждений культуры);

5) Группы, занятые в сфере семейной экономики и индивидуальной трудовой

деятельности (нарождающиеся кооператоры и фермеры);

6) Деклассированные элементы (бомжи, алкоголики, преступники, и т.д.).

Разрыв между уровнем доходов представителей наиболее и наименее состоятельных слоев и групп составлял в советском обществе 5 - 7 раз.

В современной России, переживающей период трансформации экономической

системы и социальной структуры, социологи условно выделяют пять основных социальных групп:

1) Административная элита: сохранившая свои позиции либо выдвинувшаяся в период 1990 - 1998 гг. партхозноменклатура “первого” и “второго” эшелонов,

сросшаяся с новой политической элитой (пошедшие во власть российские “демократы”);

2) Рабочие, разделяющиеся на группы по отраслевой принадлежности, квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое

производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);

3) Интеллигенция, подразделяющаяся по различным критериям на несколько групп (элитная столичная и преимущественно люмпенизированная провинциальная);

4) “Новая буржуазия” (национальная и компрадорская) - предприниматели,

банкиры, менеджеры и др.;

5) Крестьянство: работники коллективных хозяйств (ТОО, ЗАО и др. - т.е.

бывших колхозов и совхозов) и фермеры.

В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее

реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и

контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:

1) Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений

деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);

2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих

проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика,

социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим

состоянием дел в этих сферах;

3) Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);

4) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально – бюрократическим) правилам поведения;

5) Контроль – осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений. Вместе с тем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления.

    

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в

политологию» Москва, «Просвещение», 1993г.

2.     Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм

социального общения. Полис, 1996, №3.

3.     Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-

политический журнал, 1994, №6.

4.     Мухаев Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов. –Москва,"Издательство

ПРИОР", 1998. - 368 с.

5.     Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.

Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.

6.     Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –

М.: Изд-во МГУ, 1993.

7.     Чудинова И.М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,

1995.

 

2

 



Информация о работе Политическая власть