Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:19, контрольная работа
Власть - это отношение между людьми, при котором один из них
(субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект,
сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он
этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания,
которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.
1. Сущность, содержание и формы политической власти. Возникновение и развитие.………………………………………………………………………..3
2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности, элиты и группы. Механизм осуществления политической власти…………………………………………………………………………….9
Список используемой литературы…………………
можно встретить людей, которые, не обладая формально властной должностью
(старосты, звеньевого, бригадира, и т.д.), на деле являются неформальными
лидерами, ведут коллектив за собой. И лишь при условии официального признания их лидерские качества превращаются во власть.
В рамках самой политической власти, так и независимо от нее в самом обществе в качестве рычагов воздействия на власть существуют и действуют следующие ее виды: 1) экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть представители бизнес - элиты); 2) социальная власть (на уровне самой государственной власти - ее способность повышать и понижать социальный статус
индивида, в самом обществе - привилегированное социальное положение отдельных личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства);
3) информационная власть (контроль за производством и распространением
информации в руках государственной власти, в обществе - возможности и влияние СМИ);
4) принудительная (силовая) власть (специальные институты принуждения в
распоряжении государственной власти, а также отдельные инструменты насилия (прежде всего вооружение) в руках независимых от государства групп
(террористы и организованный криминалитет), служащие мощным рычагом давления на общество и власть);
5) правовая власть (опора самой государственной власти на закон, а в рамках общества - способность самих граждан воздействовать на
государственную власть, опираясь на закон и добиваясь удовлетворения своих
интересов).
Для дальнейшего прояснения природы и сущности такого явления, как власть,
необходимо отличать ее от близких по смыслу, но не тождественных ей
категорий. Эти категории - влияние, лидерство, авторитет.
В первую очередь, власть необходимо отличать от влияния, т.е. способности
субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие
проявляется в нескольких основных моментах:
1)Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия испособностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно
испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;
2) Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то,
а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
3) Наконец, как отмечают американские политологи Г.Лассуэл и Л.Каплан,
существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.
Необходимо также отличать власть от авторитета. Авторитет - это высоко
ценимые личные качества или общественное положение, позволяющие определенному члену общества завоевать власть или распоряжаться ею. Иначе говоря, авторитет - это еще не власть, а лишь один из видов ресурсов или оснований власти.
Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект
власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила,
богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он
этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.
В современном обществе политическая власть разделена между различными
институтами и группами, каждая из которых может не допустить принятия
невыгодных для нее решений (т.н. "группы вето") - таким образом, ни одного серьезного политического решения невозможно провести в жизнь без
предварительного согласования. Так, например, проведенное в 1950 г. исследование американского психолога Ф.Хантера показало что в сравнительно небольшом городе Аталанте невозможно обладание абсолютной властью одного человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих между собой групп интересов.3) Различные группы и сегменты элиты не возвышаются над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки выдвинувших их социальных групп - профессиональных, экономических, этнических, религиозных, территориальных, и т.д.;
4) Помимо этого,
существуют разнообразные механизмы социального и группового контроля за ними - выборы, ротация, референдум;5) В демократическом обществе практически все образованные и активные граждане могут выдвинуться в состав политической элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс (1916 - 1962), предлагает общий критический анализ подлинной природы и роли "правящего слоя" американского общества:
1) Главный принцип, положенный в основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание руководящими постами;
2) Правящая элита включает в себя не только "профессиональных политиков", но также тесно связанных и поддерживающих их руководителей корпораций, высших государственных служащих и офицеров, привилегированных интеллектуалов;
3) Элита США представляет собой замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться вверх по социальной лестнице;
4) Принадлежность к элите передается по наследству следующим поколениям через элитарное воспитание и образование, а также систему связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных семейств перед выходцами из народа);
5) Правящая элита Америки стремится не к удовлетворению потребностей общества, а к укреплению собственного господства и экономического благополучия связанных с ней бизнес - групп - именно этой задаче подчинено решение ею управленческих задач. Таким, образом, согласно Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим образом жизни бросающая вызов всему обществу. Таким образом, в современной политической науке существуют различные подходы к пониманию сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из них присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству общества, ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни степень единства элиты, ни остроту существующих внутренних противоречий между различными ее группами. Так илииначе, следует признать верными следующие положения:
1) В любом высокоразвитом обществе существует социальное и экономическое неравенство и деление на управляющих и управляемых - это делает неизбежным деление общества на управляющих и управляемых;
2) Шансы различных людей в обществе добиться успеха, сделать политическую или административную карьеру изначально неравны – гораздо легче это сделать это отпрыскам элиты.
В обществе также можно выделит следующие группы
1) Группы власти (государственной, партийной и хозяйственной) разного уровня (высший, средний, низший или общесоюзный - республиканский - региональный - местный);
2) Группы, связанные по роду своей деятельности с престижными отраслями и
ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-
коммунальное хозяйство);
3) Хозяйственные руководители (менеджеры) разного ранга (руководители
объединений, предприятий и их подразделений);
4) Группы интеллигенции различного профиля (технические и научные работники, работники учреждений культуры);
5) Группы, занятые в сфере семейной экономики и индивидуальной трудовой
деятельности (нарождающиеся кооператоры и фермеры);
6) Деклассированные элементы (бомжи, алкоголики, преступники, и т.д.).
Разрыв между уровнем доходов представителей наиболее и наименее состоятельных слоев и групп составлял в советском обществе 5 - 7 раз.
В современной России, переживающей период трансформации экономической
системы и социальной структуры, социологи условно выделяют пять основных социальных групп:
1) Административная элита: сохранившая свои позиции либо выдвинувшаяся в период 1990 - 1998 гг. партхозноменклатура “первого” и “второго” эшелонов,
сросшаяся с новой политической элитой (пошедшие во власть российские “демократы”);
2) Рабочие, разделяющиеся на группы по отраслевой принадлежности, квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое
производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);
3) Интеллигенция, подразделяющаяся по различным критериям на несколько групп (элитная столичная и преимущественно люмпенизированная провинциальная);
4) “Новая буржуазия” (национальная и компрадорская) - предприниматели,
банкиры, менеджеры и др.;
5) Крестьянство: работники коллективных хозяйств (ТОО, ЗАО и др. - т.е.
бывших колхозов и совхозов) и фермеры.
В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее
реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и
контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:
1) Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений
деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);
2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих
проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика,
социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим
состоянием дел в этих сферах;
3) Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);
4) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально – бюрократическим) правилам поведения;
5) Контроль – осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений. Вместе с тем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления.
1. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в
политологию» Москва, «Просвещение», 1993г.
2. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм
социального общения. Полис, 1996, №3.
3. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-
политический журнал, 1994, №6.
4. Мухаев Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов. –Москва,"Издательство
ПРИОР", 1998. - 368 с.
5. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.
Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
6. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –
М.: Изд-во МГУ, 1993.
7. Чудинова И.М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск: КГПУ,
1995.
2