Политическая власть. Суверените и легетимность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:08, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомерное явление и понятие, его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1.Политическая власть………………………………………………4
1.1 Правовой характер политической власти……………………8
1.2 Концепции власти…………………………………………...11
2. Структура, источники власти……………………………………14
2.1 Источники власти…………………………………………….16
3.Суверинетет и легитимность (типы) политической власти…..19
3.1. Легитимность власти………………………………………...21
3.2 Типы легитимности власти…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

- харизматическая  легитимность, складывающаяся в  результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.[3]

     Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких её видах, как:  

- «согласие под  угрозой насилия», когда люди  поддерживают власть, опасаясь угроз  с её стороны вплоть до угрозы  их безопасности;  

- легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;  

- прагматическая (инструментальная) поддержка, при  которой оказываемое властям  доверие осуществляется в обмен  на данные ею обещания тех  или иных социальных благ;  

- нормативная  поддержка, предполагающая совпадение  политических принципов, разделяемых  населением и властью;  

- и наконец,  высшая нормативная поддержка,  означающая полное совпадение  такого рода принципов. 

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.

Следует особо  сказать об идеологической легитимности. В истории классовых государств всегда придавалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существующих политических режимов. Идеологическая легитимация власти -историческая реальность, которую невозможно отрицать, как было бы нелепо игнорировать стремление власти к самоутверждению посредством самооправдания. Известно, что монархи стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное суеверие и прочие идеологические иллюзии, и психологические стереотипы. Иные властители, как, например, Екатерина III, пытались поставить на службу господствующей власти идеи французских просветителей, а прусский монарх философию Гегеля.

О роли идеологической легитимности убедительно писал  Токвиль в 30-х гг. XIX в. В политических целях, в образе мыслей и убеждений  в отношении государства и  управления он видел источник повиновения и согласия. Без такого всеобщего убеждения ни одно общество не может процветать, скажем больше существовать, ибо без идей, которых придерживаются вес, невозможны совместные действия, а без совместных действий могут быть люди, но не может быть никакого социального организма. Для существования общества необходимо, чтобы определенные идеи овладели умами всех его граждан и сплотили их. Цивилизованные правящие элиты в наше время достаточно хорошо усвоили то, что писал Токвиль, а позже  неоднократно подчеркивали теоретики марксизма. В настоящее время для обеспечения идеологической легитимности своего господства элиты используют мощь научно-технических и информационных средств, образуя и поддерживая индустрию идей. Средства массовой информации давно стали «четвертой властью». «Есть сила,  писал Монтескье, еще известная веку Макиавелли; это пресса, долгое время запрещенная, но постепенно набравшая силу как «четвертая власть». Именно благодаря ей проявляется движение идей у современных народов. Функции прессы,  считал Монтескье, сходны с функциями полиции: она выражает нужды граждан, передаст жалобы, разоблачает злоупотребления, беззаконные действия, она принуждает к нравственности всех обладателей власти, для чего ей достаточно поставить их перед лицом общественности».[2] 

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. Когда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона. И все же проблемы легитимности власти, как отмечают исследователи, существовали и существуют во всех, включая демократическую, системах: только в одних в большей мере, в других  в меньшей.

Для поддержания  легитимности власти, пишет П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии, с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижений легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность. [4]

Политическая  власть, утверждающая в обществе такие  качества легитимности, как легальность, безопасность, порядок, приобретает авторитет – люди добровольно передают ей свои властные полномочия, соглашаются подчиняться, видят в этом выполнение своего морального долга, чувствует сопричастность властным действиям и способствуют им.

Такая власть становится суверенной, обладающей способностью принимать решения, которые не могут быть пересмотрены никаким

иным  органом или организацией, кроме  принявшего их.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Власть структурирует социальные  отношения, делая их более целенаправленными,  эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения как властителей, так и подвластных, значительно понижая долю элемента неопределенности в поведении. Власть становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, где она появляется. Ее смысл состоит в употреблении волевого, целенаправленного принуждения, влияния на реализацию тех возможностей, которые соответствуют интересам действующих в обществе социальных групп.

   Таким образом, власть выполняет  регулирующую роль в отношениях  между различными, зачастую противоположными тенденциями и блокируя другие.

   Забота о сохранении социальной  целостности всегда находится  в центре внимания и усилий  политической власти, причем реализуется  эта защита и представительство  не неким альтруистическим способом, но именно в ходе реализации потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп.

   Условием оптимального сочетания  властных функций служит некоторая  степень автономии государства  от взаимодействующих в обществе  интересов, возвышение над ними. Важнейший признак подобной автономии реализуется в состоянии  доминирования, преобладания интересов государства в случае конфликта с интересами экономически и политически господствующего класса. Только при соблюдении такого условия политическая власть оказывается способной выполнять другую задачу – осуществление регулирования социальных отношений, поддержание стабильности функционирования социального организма, обеспечение сочетания разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга. Так, ее важнейшей функцией служит не диктат и не вмешательство в производство и тем  более не детальная регламентация потребления, а именно поддержание необходимых для общества пропорций в отношениях между ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. http://allpolitologia.ru/category/iv-politicheskaya-vlast/
  2. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. – М.,2007.
  3. Мухаев Р.Т политология конспект лекций М.,2008.
  4. Кудинов А.И политология уч пособие краткий курс М., изд. Ось 2009.
  5. Аболонский Е.С политология конспект лекций из-во Приор М.,2009.
  6. Политология ред.Марченко М.Н М.,2009.
  7. Радугин А.А Политология М., проспект 2009.
  8. Покарин А.С политология учебник Москва проспект 2004.

Информация о работе Политическая власть. Суверените и легетимность