Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:08, контрольная работа
Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомерное явление и понятие, его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.
Введение………………………………………………………………...3
1.Политическая власть………………………………………………4
1.1 Правовой характер политической власти……………………8
1.2 Концепции власти…………………………………………...11
2. Структура, источники власти……………………………………14
2.1 Источники власти…………………………………………….16
3.Суверинетет и легитимность (типы) политической власти…..19
3.1. Легитимность власти………………………………………...21
3.2 Типы легитимности власти…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………32
- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.[3]
Помимо
указанных способов поддержки власти
ряд ученых выделяют и другие, придавая
легитимности более универсальный и динамичный
характер. Так, английский исследователь
Д. Хелд наряду с уже известными нам типами
легитимности предлагает говорить о таких
её видах, как:
- «согласие под
угрозой насилия», когда люди
поддерживают власть, опасаясь угроз
с её стороны вплоть до угрозы
их безопасности;
- легитимность,
основанная на апатии населения, свидетельствующей
о его безразличии к сложившемуся стилю
и формам правления;
- прагматическая
(инструментальная) поддержка, при
которой оказываемое властям
доверие осуществляется в
- нормативная
поддержка, предполагающая
- и наконец,
высшая нормативная поддержка,
означающая полное совпадение
такого рода принципов.
Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей со стороны общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.
Следует особо сказать об идеологической легитимности. В истории классовых государств всегда придавалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существующих политических режимов. Идеологическая легитимация власти -историческая реальность, которую невозможно отрицать, как было бы нелепо игнорировать стремление власти к самоутверждению посредством самооправдания. Известно, что монархи стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное суеверие и прочие идеологические иллюзии, и психологические стереотипы. Иные властители, как, например, Екатерина III, пытались поставить на службу господствующей власти идеи французских просветителей, а прусский монарх философию Гегеля.
О роли идеологической
легитимности убедительно писал
Токвиль в 30-х гг. XIX в. В политических
целях, в образе мыслей и убеждений
в отношении государства и
управления он видел источник повиновения
и согласия. Без такого всеобщего убеждения
ни одно общество не может процветать,
скажем больше существовать, ибо без идей,
которых придерживаются вес, невозможны
совместные действия, а без совместных
действий могут быть люди, но не может
быть никакого социального организма.
Для существования общества необходимо,
чтобы определенные идеи овладели умами
всех его граждан и сплотили их. Цивилизованные
правящие элиты в наше время достаточно
хорошо усвоили то, что писал Токвиль,
а позже неоднократно подчеркивали
теоретики марксизма. В настоящее время
для обеспечения идеологической легитимности
своего господства элиты используют мощь
научно-технических и информационных
средств, образуя и поддерживая индустрию
идей. Средства массовой информации давно
стали «четвертой властью». «Есть сила,
писал Монтескье, еще известная веку Макиавелли;
это пресса, долгое время запрещенная,
но постепенно набравшая силу как «четвертая
власть». Именно благодаря ей проявляется
движение идей у современных народов.
Функции прессы, считал Монтескье,
сходны с функциями полиции: она выражает
нужды граждан, передаст жалобы, разоблачает
злоупотребления, беззаконные действия,
она принуждает к нравственности всех
обладателей власти, для чего ей достаточно
поставить их перед лицом общественности».[2]
Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование того или иного связано с типом существующего режима. Так, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. Когда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством закона. И все же проблемы легитимности власти, как отмечают исследователи, существовали и существуют во всех, включая демократическую, системах: только в одних в большей мере, в других в меньшей.
Для поддержания легитимности власти, пишет П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии, с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижений легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность. [4]
Политическая власть, утверждающая в обществе такие качества легитимности, как легальность, безопасность, порядок, приобретает авторитет – люди добровольно передают ей свои властные полномочия, соглашаются подчиняться, видят в этом выполнение своего морального долга, чувствует сопричастность властным действиям и способствуют им.
Такая власть становится суверенной, обладающей способностью принимать решения, которые не могут быть пересмотрены никаким
иным
органом или организацией, кроме
принявшего их.
Заключение
Власть структурирует
Таким образом, власть
Забота о сохранении
Условием оптимального
Список литературы:
Информация о работе Политическая власть. Суверените и легетимность