Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:08, контрольная работа
Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомерное явление и понятие, его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.
Введение………………………………………………………………...3
1.Политическая власть………………………………………………4
1.1 Правовой характер политической власти……………………8
1.2 Концепции власти…………………………………………...11
2. Структура, источники власти……………………………………14
2.1 Источники власти…………………………………………….16
3.Суверинетет и легитимность (типы) политической власти…..19
3.1. Легитимность власти………………………………………...21
3.2 Типы легитимности власти…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………32
В соответствии с положениями теории элит, технократической теории, власть способны осуществлять в обществе только элитарные группы, слои или профессионалы-управленцы, менеджеры, высокообразованные и хорошо подготовленные к этому делу люди.
Марксистская теория объясняет сущность государственной власти через социально-экономические факторы и классовое расслоение общества. Власть в эксплуататорском государстве принадлежит экономически господствующему классу и осуществляется в его интересах, в социалистическом государстве власть находится в руках трудящихся и по мере его развития приобретает общенародный характер.
Либерально-демократические теории провозглашают источником и носителем власти народ, обосновывая необходимость при этом демократических форм проявления, закрепления народной воли, обеспечения действенного социального контроля за осуществлением государственной власти.[2]
Анализ вышеприведенных точек зрения, да и других суждений, выпадающих из данной классификации, позволяет сделать следующий вывод. Сущность государственной власти заключается в том, чьи интересы она представляет и защищает. Это могут быть группа, слой, класс, большинство членов общества и, наконец, общество в целом. Разумеется, важное значение при этом имеют такие факторы: кому принадлежит власть и кто ее осуществляет (монарх, хунта, партийная элита, демократически избранные органы власти); какими способами, методами реализуется власть (диктатура, авторитаризм, демократия), но главное, сущностное сосредоточено в интересах определенного социального образования. Властвующие структуры формируются и опираются в своей деятельности на конкретную социальную общность и защищают ее интересы. В силу объективных условий государственной власти любого типа приходится представлять интересы всего населения данной страны и решать общесоциальные проблемы. Устойчивость, стабильность и эффективность функционирования государственной власти повышаются по мере расширения ее социальной базы, сближения характеристик государства и гражданского общества, преобладания демократических форм и методов при формировании и осуществлении власти.[1]
1.2
Концепции власти
На сегодня в научной
Нормативно-
Органистическая концепция. Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть - это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.
В
русле органистической
Субъективно-
Индивидуалистско-
Марксистская концепция власти. Беря за основу, прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. Согласно Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а, следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы.
В
настоящее время популярной является
реляционистская теория
власти, которая истолковывает власть
как межличностные отношения, которые
дают возможность осуществлять волевое
влияние на индивида и изменять его поведение.
Потому американский социолог П. Блау
определяет власть как способность одного
индивида (группы лиц) навязывать свою
волю другим, не пренебрегая такими средствами,
как страх, наказание и т.д.
2.
Структура, источники
власти.
Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таким является ее субъект, объект, подчинение объекта, источника, и ресурсы власти.
Субъект. Им есть источник активной предметно практической деятельности, направленной на объект. Существует мысль, что понятие "субъект власти" и "носитель власти" не тождественны. Субъект власти - это социальные группы, в первую очередь господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носитель власти - государственные и другие политические организации, органы и учреждения, образованные для реализации интересов политически доминирующих социальных групп.
Кроме того
субъектов разделяют на:
1). первичные - ими
при республиканском, демократическом
правлении есть народ - носитель суверенитета
и единственный источник власти в государстве.
Он осуществляет власть непосредственно
и через органы государственной власти
и местного самоуправления. Понятие народ
неоднородное: основным субъектом являются
большие группы населения, объединенные
общностью коренных интересов и целей;
неосновными - небольшие этнические группы,
религиозные общества, и тому подобное.
2). вторичные - малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциируемые группы, группы партикулярных (частных, неофициальных) интересов, и тому подобное. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль играют политические лидеры.
Это явления
и процессы политической сферы, на которые
направленное действие субъектов политики.
К пониманию объекта власти нужно подходить
диалектически, поскольку определенные
субъекты и объекты власти могут меняться
местами в зависимости от обстоятельств
и роли. Скажем, классы, социальные группы,
этнические сообщества, отдельные граждане,
общественно-политические организации
являются субъектами или носителями политической
власти, в то же время они и отношения между
ними являются объектами властного влияния.
К субъектам политической власти относят
также все области общественной жизни
- экономическую, духовную, социальную,
научно-техническую и тому подобное, общество
в целом.[1]
Подчинение объекта
- способность объекта к
Власть построена
на интересе и убеждении, является наиболее
стабильной, потому что предусматривает
добровольное выполнение распоряжений,
которое делает лишним применение негативных
санкций. Одной из наиболее приемлемых
для власти мотиваций подчинения есть
авторитет субъекта власти. И наоборот,
власть, основанная на страхе и принуждении,
порождает желание объекта "пойти"
из поля власти.
2.1
Источники власти.
К источникам власти
относятся социальные факторы, обеспечивающие
реализацию и доминирование господствующей
воли. Это такие факторы, как сила, авторитет,
закон, богатство, престиж, тайна, харизма
и другие. Решающую роль среди них играют
сила и авторитет, без которых невозможно
осуществление воли и интересов властвующего
социального субъекта.Отличительные признаки
власти проистекают из ее природы и выражаются
в легальности использования силы, публичности
(всеобщности и безличности), многообразии
экономических, социальных и других ресурсов,
моноцентричности и стремлению к абсолютизации.
В силу вышеизложенного основными структурными
компонентами власти являются ее субъекты,
объекты и сферы властного влияния. К субъектам
власти относятся индивиды, элитные социальные
группы, социальные группы и общественные
классы, нации, политические партии и общественно-политические
организации, наконец, государство. Объектами
власти выступают индивиды и социальные
общности, организации и предприятия,
ведомства и отрасли, административно-
К существенным
характеристикам власти относятся
ее функции, которые иногда называют
формами проявления власти. Речь идет
о таких функциях, как господство,
руководство, управление, организация,
контроль и другие. Среди них приоритетное
значение имеют господство и руководство,
разное соотношение которых в той или
иной стране выражается в формировании
различных политических режимов.
Власть во всяком обществе с необходимостью использует определенные ресурсы, без которых не может быть реализована воля и осуществлен интерес властвующего социального субъекта. Речь идет о насилии, принуждении, праве, поощрении, убеждении, традициях, обычаях, мифах, страхе и др. Иногда к названным ресурсам относят организационные, демографические, социально-психологические, административные, силовые и дипломатические. Власть тем эффективнее, чем шире и полнее ее ресурсы, чем оптимальнее соотношение разнообразных ресурсов в решении конкретных социальных задач.
В современном
обществе власть существует в конкретных
видах, которые, в свою очередь, подразделяются
на определенные формы и разновидности.
Основными видами являются политическая
власть, экономическая власть, социальная
власть, духовная власть. Главным видом
является политическая власть, которая
подразделяется на две основные формы:
государственную и общественно-политическую.
Государственная власть, появившаяся
вместе с институтом государства, имеет
императивный характер. Ее предписания
обязательны к исполнению всеми без исключения
гражданами (подданными). Она обладает
монопольным правом на применение принудительных
и репрессивных методов и санкций, а также
на использование всего комплекса властных
ресурсов. В свою очередь, государственная
власть подразделяется на такие разновидности,
как законодательная, исполнительная,
судебная, военная, которые отличаются
функциональным содержанием и конкретными
властными полномочиями.
Информация о работе Политическая власть. Суверените и легетимность