Политическая власть. Суверените и легетимность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:08, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомерное явление и понятие, его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1.Политическая власть………………………………………………4
1.1 Правовой характер политической власти……………………8
1.2 Концепции власти…………………………………………...11
2. Структура, источники власти……………………………………14
2.1 Источники власти…………………………………………….16
3.Суверинетет и легитимность (типы) политической власти…..19
3.1. Легитимность власти………………………………………...21
3.2 Типы легитимности власти…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Готовый реферат.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

В соответствии с положениями теории элит, технократической теории, власть способны осуществлять в обществе только элитарные группы, слои или профессионалы-управленцы, менеджеры, высокообразованные и хорошо подготовленные к этому делу люди.

Марксистская  теория объясняет сущность государственной власти через социально-экономические факторы и классовое расслоение общества. Власть в эксплуататорском государстве принадлежит экономически господствующему классу и осуществляется в его интересах, в социалистическом государстве власть находится в руках трудящихся и по мере его развития приобретает общенародный характер.

Либерально-демократические  теории провозглашают источником и носителем власти народ, обосновывая необходимость при этом демократических форм проявления, закрепления народной воли, обеспечения действенного социального контроля за осуществлением государственной власти.[2]

   Анализ вышеприведенных точек зрения, да и других суждений, выпадающих из данной классификации, позволяет сделать следующий вывод. Сущность государственной власти заключается в том, чьи интересы она представляет и защищает. Это могут быть группа, слой, класс, большинство членов общества и, наконец, общество в целом. Разумеется, важное значение при этом имеют такие факторы: кому принадлежит власть и кто ее осуществляет (монарх, хунта, партийная элита, демократически избранные органы власти); какими способами, методами реализуется власть (диктатура, авторитаризм, демократия), но главное, сущностное сосредоточено в интересах определенного социального образования. Властвующие структуры формируются и опираются в своей деятельности на конкретную социальную общность и защищают ее интересы. В силу объективных условий государственной власти любого типа приходится представлять интересы всего населения данной страны и решать общесоциальные проблемы. Устойчивость, стабильность и эффективность функционирования государственной власти повышаются по мере расширения ее социальной базы, сближения характеристик государства и гражданского общества, преобладания демократических форм и методов при формировании и осуществлении власти.[1]

     
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Концепции власти 

       На сегодня в научной литературе  существует свыше 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и в то же время недостаточной изученности проблемы.

     Нормативно-формалистическая концепция. Согласно с ней источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus - законный). Она выходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III ст. до н.э. при существовании абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизирована. В настоящее время в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона - основной регулирующей нормы. 

     Органистическая концепция. Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть - это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.

     В русле органистической концепции  власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite - лучше, отборное, выбранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе. Относительно понимания сущности элиты в настоящее время нет единодушия. Одни относят к ней активнейших в политике, другие - высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит (“круговорот элит”). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство - основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне предопределенное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда, некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существования “среднего класса”, который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованость и элитность. 

     Субъективно-психологическая  концепция. Она объясняет власть как врожденное инстинктивное стремление человека к власти, господству вплоть до агрессии. Среди доктрин - бихевиористская теория власти. Она ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть истолковывается и как цель, и как средство. Согласно с взглядами американского политолога Г. Лассуела, любое влияние на политику приравнивается к стремлению к власти. В политике все является властью, а любая власть является политикой. К субъективно-психологическому направлению примыкает инструменталистский подход к пониманию власти - сводке ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения. 

     Индивидуалистско-социологическая  концепция. Ее сторонники рассматривают власть как игру интересов - личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту “игру” обеспечивают соглашения, переговоры. Ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил “политической игры” и т.д. 

     Марксистская  концепция власти. Беря за основу, прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. Согласно Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а, следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы.

     В настоящее время популярной является реляционистская теория власти, которая истолковывает власть как межличностные отношения, которые дают возможность осуществлять волевое влияние на индивида и изменять его поведение. Потому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (группы лиц) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказание и т.д. 
 
 
 
 

2. Структура, источники  власти. 

    Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таким является ее субъект, объект, подчинение объекта, источника, и ресурсы власти.

Субъект. Им есть источник активной предметно практической деятельности, направленной на объект. Существует мысль, что понятие "субъект власти" и "носитель власти" не тождественны. Субъект власти - это социальные группы, в первую очередь господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры; носитель власти - государственные и другие политические организации, органы и учреждения, образованные для реализации интересов политически доминирующих социальных групп.

 Кроме того  субъектов разделяют на: 

1). первичные - ими при республиканском, демократическом правлении есть народ - носитель суверенитета и единственный источник власти в государстве. Он осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Понятие народ неоднородное: основным субъектом являются большие группы населения, объединенные общностью коренных интересов и целей; неосновными - небольшие этнические группы, религиозные общества, и тому подобное. 

2). вторичные - малые группы, представительские коллективы, партии, ассоциируемые группы, группы партикулярных (частных, неофициальных) интересов, и тому подобное. Суверенным субъектом политической власти является гражданин государства, наделенный конституционными правами и обязанностями. Существенную роль играют политические лидеры.

Это явления  и процессы политической сферы, на которые  направленное действие субъектов политики. К пониманию объекта власти нужно подходить диалектически, поскольку определенные субъекты и объекты власти могут меняться местами в зависимости от обстоятельств и роли. Скажем, классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации являются субъектами или носителями политической власти, в то же время они и отношения между ними являются объектами властного влияния. К субъектам политической власти относят также все области общественной жизни - экономическую, духовную, социальную, научно-техническую и тому подобное, общество в целом.[1]  

Подчинение объекта - способность объекта к подчинению зависит от двух основных факторов: средств (ресурсов), которыми владеет  субъект, и от мотивации подчинения объекта, которая может быть вызвана: страхом за свою безопасность, страхом остаться без определенных благ; привычкой выполнять приказы; апатией; убеждением в необходимости подчинения; заинтересованностью, чтобы быть у подчиненности; ощущением обязанности; авторитетом субъекта власти. 

Власть построена  на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, потому что предусматривает  добровольное выполнение распоряжений, которое делает лишним применение негативных санкций. Одной из наиболее приемлемых для власти мотиваций подчинения есть авторитет субъекта власти. И наоборот, власть, основанная на страхе и принуждении, порождает желание объекта "пойти" из поля власти. 
 
 
 
 
 

2.1 Источники власти. 

К источникам власти относятся социальные факторы, обеспечивающие реализацию и доминирование господствующей воли. Это такие факторы, как сила, авторитет, закон, богатство, престиж, тайна, харизма и другие. Решающую роль среди них играют сила и авторитет, без которых невозможно осуществление воли и интересов властвующего социального субъекта.Отличительные признаки власти проистекают из ее природы и выражаются в легальности использования силы, публичности (всеобщности и безличности), многообразии экономических, социальных и других ресурсов, моноцентричности и стремлению к абсолютизации. В силу вышеизложенного основными структурными компонентами власти являются ее субъекты, объекты и сферы властного влияния. К субъектам власти относятся индивиды, элитные социальные группы, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии и общественно-политические организации, наконец, государство. Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз). Сферами действия власти являются экономика, социальная, политическая, духовная сферы, сферы законодательства, судопроизводства, обороны, безопасности и др. 

К существенным характеристикам власти относятся  ее функции, которые иногда называют формами проявления власти. Речь идет о таких функциях, как господство, руководство, управление, организация, контроль и другие. Среди них приоритетное значение имеют господство и руководство, разное соотношение которых в той или иной стране выражается в формировании различных политических режимов. 

Власть во всяком обществе с необходимостью использует определенные ресурсы, без которых  не может быть реализована воля и осуществлен интерес властвующего социального субъекта. Речь идет о насилии, принуждении, праве, поощрении, убеждении, традициях, обычаях, мифах, страхе и др. Иногда к названным ресурсам относят организационные, демографические, социально-психологические, административные, силовые и дипломатические. Власть тем эффективнее, чем шире и полнее ее ресурсы, чем оптимальнее соотношение разнообразных ресурсов в решении конкретных социальных задач.

    В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями. 

Информация о работе Политическая власть. Суверените и легетимность