Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:08, контрольная работа
Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомерное явление и понятие, его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.
Введение………………………………………………………………...3
1.Политическая власть………………………………………………4
1.1 Правовой характер политической власти……………………8
1.2 Концепции власти…………………………………………...11
2. Структура, источники власти……………………………………14
2.1 Источники власти…………………………………………….16
3.Суверинетет и легитимность (типы) политической власти…..19
3.1. Легитимность власти………………………………………...21
3.2 Типы легитимности власти…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………32
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Политическая власть………………………………………………4
1.1 Правовой
характер политической власти……
1.2 Концепции власти……………………………………
2. Структура, источники власти……………………………………14
2.1 Источники власти…………………………………………….16
3.Суверинетет и легитимность (типы) политической власти…..19
3.1. Легитимность власти………………………………………...21
3.2 Типы легитимности власти………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Политическая власть — ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомерное явление и понятие, его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.[1]
Власть является
одной из важнейших
1.Политическая
власть.
Власть
является одним из фундаментальных
принципов политического
Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно - контрольный механизм осуществления политики.
Большинство ученых считают, что источником власти является политическое господство, которое появляется как господство интереса, имеет много форм, основной из которых власть. В политической практике иногда ошибочно толкуют наоборот, что власть - источник господства. Авторы таких толкований не учитывают, что для завоевания власти необходимо сначала стать реальной политической господствующей силой и завоевать власть, а дальше - закрепить свое господство.
В литературе дано много определений и характеристик, раскрывающих понятие государственной власти. Например, К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали ее так: "Политическая власть в собственном смысле слова, — это организованное насилие одного класса для подавления другого".
По поводу этого определения можно сказать следующее.
Во-первых, здесь понятие "политическая власть" полностью отождествляется с понятием "государственная власть", ибо только последняя способна обеспечить организованное, т. е. через специально созданный аппарат, насилие.
Во-вторых, такая характеристика государственной власти подходит разве что для классово-антагонистического общества. Политическую власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к классовому "организованному насилию". В противном случае создается впечатление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть есть зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф служит одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, сначала умаления, а затем и уничтожения государства.
Между тем функционирующая
на научной основе подлинно демократическая
власть — великая конструктивная и созидательная
сила, обладающая реальной возможностью
управлять действиями и поведением людей,
разрешать социальные противоречия, согласовывать
индивидуальные или групповые интересы,
подчинять их единой властной воле методами
убеждения, стимулирования, принуждения.
Она обеспечивает стабильность и порядок
в обществе, защищает людей от внутренних
и внешних посягательств.[7]
В самой государственной власти с учетом ее генезиса, природы и взаимодействия со средой можно выделить следующие основные признаки:
Социально-необходимый характер государственной власти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражающийся в постоянном повышении уровня организации, степени упорядоченности в социальном сообществе и пространстве. Власть осуществляет в данном случае примерно те же функции в общественном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявляется и в том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуждена защищать интересы всего общества в пределах его территориальной организации и даже вне ее. Организационно-волевой характер отражает активные, деятельные, управленческие аспекты власти.
Одной из главных целей государственной власти является управление людьми, регулирование отношений, осуществление контроля за социальными процессами. Организующий характер власти позволяет учитывать интересы различных социальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.
Информационно-интеллектуальный характер государственной власти означает:
а) любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, в которой тот находится;
б) информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, "кто обладает информацией, тот обладает властью";
в) информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;
г) интеллект
(разум, знание) является главным основанием
процесса реализации власти, без знаний
нельзя рационализировать и
Организационно-силовой характер государственной власти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные и материальные ресурсы, силу и мощь специальных государственных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т. п.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена бесконечным многообразием социальных ситуаций, противоречивым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения людей.
Психолого-идеологический
характер власти отражает специфику
отношений между властвующим
субъектом и подвластным
Системный характер государственной власти проявляется двояко:
во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. п.;
во-вторых, государственная власть сама по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером планетарных взаимоотношений.[5]
Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от имени общества, осуществление специальным аппаратом профессиональных управленцев, обеспеченность принудительной силой.
Государственная власть - всегда политическая власть.
Правовой характер государственной власти означает то, что:
а) в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;
б) население осознанно принимает власть, оказывает ей определенное доверие, кредит которого может возрастать и может уменьшаться в зависимости от реальных дел властных государственных структур;
в) государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституционными требованиями и само подчиняется им.
Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение подчинения и господства, как организацию и руководство обществом, как волю, способную подчинять других, и т. д. и т. п.
Думается, что
в объективном плане
Сущность самой государственной власти выявляется через вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и в чьих интересах она осуществляется, здесь также нет однозначного ответа.
Сторонники социально-биологических теорий считают, что власть завоевывают и осуществляют наиболее сильные и приспособленные к условиям проживания люди. В результате борьбы за выживание, естественного отбора, разрешения социальных конфликтов формируются индивиды, группы, способные навязать свою волю остальным сородичам, соплеменникам, согражданам при решении общих дел.
Представители психологической теории делают упор на субъективном восприятии власти. Упрощенно их позицию можно представить следующим образом. Существуют три типа людей: одни стремятся к власти, к господству над другими и обладают всеми необходимыми для этого психологическими качествами (сильная воля, развитое чувство самосохранения, способность к организации и самоорганизации и др.); другие готовы подчиняться чужой воле, слепо повиноваться ей, они чувствуют себя комфортно, когда ими командуют; третьи всегда выражают чувство недовольства и непокорности при властном воздействии, они являются "бунтарями" по природе, но без властных амбиций.
Информация о работе Политическая власть. Суверените и легетимность