Политическая власть и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. И это объясняется тем, что вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. С проявлением власти человек встречается в семье, на работе, в религиозных кругах и т.д. О власти говориться в литературных и артистических кругах, в научных сообществах. Словом – всюду.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию…

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ…………………………………4
1.1 Природа, сущность, понятие политической власти……………………4
2 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ…9
2.1 Субъект и объект политической власти…………………………………9
2.2 Виды политической власти……………………………………………….10
2.3 Ресурсы политической власти……………………………………………12
2.4 Легитимность и легальность политической власти………………….17
2.5 Особенности политической власти………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…25

Файлы: 1 файл

политология вопрос №5.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

    6. Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который создаёт другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

         В политической жизни используется  комплекс ресурсов власти, все  ресурсы действуют постоянно  и одинаково необходимы для  политической власти.

         Именно ресурсы делают реальным  процесс власти, который характеризуется  способом и механизмом властвования. Различают два главных способа  властвования. Первый из них побуждает  объект власти к определённым  действиям, угодным субъекту власти. Второй, наоборот, обеспечивает бездействие объекта, блокирует нежелательное для субъекта поведение. В результате политическая власть исключает из сферы общественных дискуссий определённые темы и предотвращает возникновение политических конфликтов.

         Способы властвования могут быть демократическими, когда власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей;

    а) авторитарными, когда власть неограниченна, но не полностью контролирует объекты власти;

    б) тоталитарными, когда власть осуществляет всеобъемлющий контроль над объектами;

    в) конституционными, когда правление ограничено рамками закона; деспотическими, когда субъекты власти проявляют по отношению к объектам произвол и беззаконие;

    г) либеральными, когда власть уважает права и свободы личности.

         Процесс властвования упорядочивается  и регулируется с помощью специального  механизма власти, то есть системы  организаций и норм их устройства  и деятельности. Применительно к  такому сложному субъекту власти, как общество, механизмом власти  выступают, например, государственные органы.    

     2.4 Легитимность и легальность политической власти 

       Не менее важным элементом  власти, наряду с субъектом, объектом  ресурсами и процессом является  легитимность политической власти. «Легитимность» (от латинского legitimus – законный) в политологии означает признание обществом законности, правомерности официальной власти. В науку понятие «легитимность власти» впервые ввёл М.Вебер, который показал, что обретение властью законности может осуществляться по-разному в различных обществах. Он выделил три основных типа легитимности: традиционный, рационально-легальный и харизматический [8].

       

      К исторически первому типу  легитимности относится – традиционный тип. Он характерен для монархической формы правления, обладающей следующими чертами:

    а) власть передаётся по соответствующим канонам престолонаследия; право наследования престола освящено древними обычаями, указывающими, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей;

    б) традиционные нормы выступают источником отношений господства и послушания, рассматриваются как нерушимые, неподчинение им ведёт к применению карательных санкций.

      Вторым типом легитимности власти  является рационально-легальный.  По мнению М.Вебера, в его основании  лежит «царство закона» и свободное волеизъявление граждан. Государства с рационально-легальным типом власти имеют такие характеристики, как: подчинение общества не личностям, а законам; наличие аппарата управления, состоящего из специально обученных чиновников; действия органов власти по отношению ко всем гражданам основаны на юридических нормах и рациональных правилах. Вместе с тем нормы могут быть изменены в соответствии с установленными законом процедурами.

         Третий тип легитимности власти  назван харизматическим (от греческого  «harisma» – «божественный дар»). Под харизмой  понимают способности индивида, дарованные ему природой и выделяющие его из толпы. К харизматическим качествам относят дар магии и пророчества, выдающуюся силу духа и слова. Эти уникальные, исключительные свойства позволяют политическому лидеру быть пророком и вождём и таким образом удерживать свою власть. Например, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Черчилль, де Голль, Мао Цзэдун - обладали особыми, свойственными только им качествами. Однако личность является харизматической не только благодаря природным данным, но и благодаря поддержке масс, которые нуждаются в таком типе лидера на определённом этапе развития общества. Харизматический тип легитимности власти существовал в различные периоды истории. В настоящее время он характерен для государств с авторитарным и тоталитарным политическим режимом, не имеющих реальных свобод и прав человека [14].

         С понятием «легитимности» тесно  связано понятие «легальности»  власти, но они не тождественны. Если легитимность власти означает широкую общественную поддержку, то легальность власти означает её правовое закрепление в соответствующих государственных документах. Легальность власти более формальное понятие, так как получить юридическое обеспечение законности власти тем, кто взял её в свои руки, несложно. Гораздо сложнее добиться доверия и реального признания власти  большинством граждан.

         Примером легализации политической  власти может служить Россия  после событий октября 1993 г.  Представители нового политического курса во главе с Президентом РФ Б.Н.Ельциным уже в декабре 1993 г. издают новые законы, закрепляющие за ними власть в стране. Главным моментом легализации было проведение всенародного референдума по вопросу принятия новой Конституции РФ. С помощью легализации политическая власть пыталась добиться легитимации, то есть обретения поддержки и доверия народа.

         Однако историческая практика  показывает, что даже изначальная  легитимность не является гарантией  того, что доверие народа никогда  не будет утрачено. Политическая власть может оставаться законной (легальной), но перестаёт быть легитимной…. 
 

     2.5 Особенности политической власти 

    К особенностям политической власти относятся  следующие:

    1) верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

    2) публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть обращается  от имени всего общества ко  всем гражданам с помощью права;

    3) моноцентричность, т.е. наличие единого  центра принятия решений. В  отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная  власти полицентричны, так как  в рыночном демократическом обществе  существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

    4) многообразие ресурсов. Политическая  власть, и особенно государство,  использует не только принуждение,  но и экономические, социальные  и культурно-информационные ресурсы;

    5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

    Власть  чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективна, если не соблюдаются  правила, установленные для реализации этой политики. Именно потому, что легитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать свою власть, опираясь на определенные принципы. В сущности, правительство пытается создать ситуацию, в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности.

    «Важнейшим элементом политической власти является государственная власть» [17]. Чем же различаются политическая и государственная власть?

    1. Понятие политической власти  шире понятия государственной  власти, поскольку политическая  деятельность может осуществляться  не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов;

    2. Государственная власть строится  по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших  звеньев высшим, исполнительной  власти законодательной). Политическая  же власть осуществляется по  принципу горизонтальных связей как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.);

    3. Государственная власть, согласно  российской конституции, заканчивается  на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти;

    4. Государственная власть сама по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером планетарных взаимоотношений.

    5. Государственная власть несет  правовой характер – это означает то, что:

    а)  в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;

    б)  население осознанно принимает  власть, оказывает ей определенное доверие, кредит которого может возрастать и может уменьшаться в зависимости от реальных дел властных государственных структур;

    в)   государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституционными требованиями и само подчиняется им.

    Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение подчинения и господства, как организацию и руководство вообще. Думается, что в объективном плане государственную власть можно определить в качестве системы организационно-волевых отношений, складывающихся между органами государства, институтами гражданского общества и гражданами, концентрированно отражающих интересы и волю определенного социального слоя или большинства населения, обеспеченных авторитетом, мощью и принудительной силой государства, направленных на создание стабильного правового порядка в обществе… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Рассмотрев  тему «Политическая власть и ее особенности»  можно сделать следующие выводы:

    1. Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью  других  присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей;

    2. Структура власти сложна и  все ее элементы связаны между собой;

    3. Главными особенностями современной политической власти является:

    а) легальностью использования силы в пределах государство;

    б) верховенством, способностью проникновения в любые общественные процессы;

    в) многоцентричностью власти (наличие одного центра принятия решения);

    г) всеобщностью власти, которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах.

      Многообразием ресурсов, где политическая  власть, и особенно, государство  используют не только принуждение, но и ресурсы (экономические, социальные и культурно-информационные).

    Специфическим признаком власти как общественного  явления выступает доминирование  властной воли, а не просто влияние. Власть связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).

    Таким образом, политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально – политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д…. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая власть и ее особенности