Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:44, контрольная работа
Актуальность темы. Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. И это объясняется тем, что вся жизнь людей неразрывно связана с властью, которая является наиболее мощным средством защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов. С проявлением власти человек встречается в семье, на работе, в религиозных кругах и т.д. О власти говориться в литературных и артистических кругах, в научных сообществах. Словом – всюду.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию…
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ…………………………………4
1.1 Природа, сущность, понятие политической власти……………………4
2 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ…9
2.1 Субъект и объект политической власти…………………………………9
2.2 Виды политической власти……………………………………………….10
2.3 Ресурсы политической власти……………………………………………12
2.4 Легитимность и легальность политической власти………………….17
2.5 Особенности политической власти………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…25
2
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ВЛАСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
«Структуру
власти можно представить в виде звезды,
та как все части структуры власти связаны
также как и концы звезды (см. Рис. 1).
Рисунок 1 –
Структура политической власти.[12]»
2.1
Субъект и объект политической
власти
Структура политической власти включает в себя субъект, объект, ресурсы власти и процесс власти. К субъектам власти в политологии относят властвующих, например, народ, государственный орган, отдельную личность. К объектам власти относят подвластных, подчинённых, то есть тех, на кого направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом и каждый гражданин в отдельности.
Главным субъектом и объектом политической власти выступает народ, однако при различных формах правления степень его участия в политической жизни также различна:
1) Республиканская форма правления предполагает власть народа, которую он реализует непосредственно или опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти. Например, в Конституции Российской Федерации (статья 3) отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [1 стр.3]. Но возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ. К ним относятся свободные выборы и референдумы. Во-вторых, политическое управление является постоянной, компетентной работой, которой не может заниматься всё общество. Поэтому оно делегирует свои властные полномочия соответствующим органам власти – законодательным, исполнительным, судебным. Таким образом, народ в демократическом обществе является субъектом власти, но он одновременно и объект власти, так как добровольно подчиняется избранной им политической власти;
2) В обществах с тоталитарным
и авторитарным режимами
народ выступает в основном
как объект политической
власти. Это соответствует характеру
недемократической формы правления, не
допускающей свободного выражения воли
общества. Его политические права могут
провозглашаться, но не реализовываться
на практике.
2.2
Виды политической власти
Как уже отмечалось, формы власти разнообразны. В зависимости от признака политическая власть подразделяется:
1. По широте распространения выделяются следующие виды власти:
1) мегауровень - власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.;
2) макроуровень - власть на уровне центральных органов государства;
3) мезоуровень - власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных;
4) микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
2. По функциям государственных органов различается власть:
1) законодательная ;
2) исполнительная;
3) судебная.
3. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
1) тоталитарную;
2) авторитарную;
3) либеральную;
4) демократическую.
4. В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:
1) полиархия (власть многих) – форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влияния (профсоюзов, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффектного контроля за элитой;
2) олигархия (власть финансистов и промышленников) – власть небольшой группы богатых людей;
3) плутократия (власть богатой верхушки) ;
4) теократия (власть духовенства);
5) партократия (власть партии) т. е. власть одной лидирующей партии;
6)
охлократия (власть толпы) т.е. непосредственное
воздействие масс, реализующих свои интересы
помимо институтов государства [13].
Таким
образом, политическая власть занимает
особое место в структуре власти. Оно обусловлено
рядом существенных признаков, отличающих
ее от всех других видов власти…
2.3
Ресурсы политической
власти
Кроме субъекта и объекта
Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определённые ресурсы во влияние в системе взаимосвязанных агентов. Ресурсы власти также разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Некоторые учёные разделяют их на утилитарные, принудительные и нормативные.
1. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным).
2. В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
3. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если первые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий вид ресурсов - с влиянием непосредственно на сознание человека.
Достаточно распространенным и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.
Экономические и силовые ресурсы были и остаются главными источниками власти.
1. Лидирующая роль экономических ресурсов – материальных ценностей, денег, земли, полезных ископаемых и других богатств – определяется тем, что политическая власть может функционировать, только опираясь на прочный экономический фундамент. Он позволяет завоевать власть, реализовать её цели и поддерживать существующий политический режим.
2. Силовые ресурсы – армия, полиция, суд, прокуратура и другие – выполняют функции обеспечения обороны страны, безопасности политической власти, охраны внутреннего порядка. «Как показывает исторический опыт, эти ресурсы политическая власть использует постоянно, так как они действенны, заставляют граждан подчиняться данной власти. Чем слабее политическая власть, тем чаще она прибегает к насилию, вызывает страх, лишая людей собственности, свободы и даже жизни. Но не только экономические и политические кризисы, социальные конфликты заставляют властные структуры использовать армию или полицию для подавления недовольства общества. Наиболее демократические государства Европы и США, которые отличаются стабильностью и низкой конфликтностью, также заинтересованы в силовых ресурсах, поддерживающих конституционный порядок. Достаточно отметить, что годовое жалованье полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата» [9].
3. Социальные ресурсы включают в себя:
1)
слои населения, активно
2)
инертные слои населения,
Социальные ресурсы могут
4. Психологические ресурсы власти складывались в процессе эволюции человеческого общества. «… Сначала возник страх, самый древний ресурс власти. Он имеет два основания – биологическое и социальное. Страх за свою жизнь, например, имеет реальные биологические корни. Страх за сохранение своего статуса имеет социальные корни. Насилие, к которому прибегает власть, вызывает страх лишения свободы, здоровья, имущества. Власть использует страх тогда, когда стремится показать свою силу и непреклонность. Особенно часто к этому психологическому ресурсу обращается жёсткий тоталитарный режим, создающий систему нагнетания страха. Власть может искусственно разжигать военный психоз, вызывать у людей состояние неопределённости, подавленности и неуверенности в целях самосохранения. Такой искусственный страх, не имеющий под собой реальных оснований, З.Фрейд назвал «фобиями». С помощью фобий власть манипулирует обществом.
На более поздней стадии
Раннее христианство
В эпоху итальянского
5. К культурно-информационным ресурсам, в первую очередь, относятся средства массовой информации. Это самый поздний вид ресурсов, которыми начала располагать политическая власть. СМИ обладают высокой эффективностью воздействия на массовые аудитории и играют важную роль в становлении и функционировании политической власти. Однако они могут стать антиресурсом официальной власти и поддержать оппозицию. Для избегания такой ситуации во многих странах приняты специальные законодательства, регламентирующие деятельность СМИ.