Политическая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 16:29, реферат

Краткое описание

Политическая социология как отраслевая социологическая наука исследует социальное действие людей в сфере государственной власти (политическое действие). Она тесно связана с политологией. Многие ученые считали и считают до сих пор, что на уровне понятий и теорий эти науки малоразличимы (некоторые вообще отождествляют их). На самом деле все выглядит сложнее. Политическая социология — это отраслевая социологическая наука, и уже поэтому ее предмет не может совпадать с предметом политологии. Сводить сферу интересов политической социологии к эмпирическому изучению политики тоже нельзя, поскольку в каждой отрасли социологии имеются специальные теории.

Оглавление

1.Краткая история и предмет политической социологии
2.Методологические и теоретические основы социологического исследования политической жизни
3.Технология и методы социологического исследования политической жизни
4.Методы сбора данных
5.Основные понятия и теории политической социологии
6.Эволюция основных теорий политической социологии
7.Современная концепция политической культуры

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

     Методы  сбора данных

     К наиболее распространенным в социологии методам сбора данных относятся  наблюдение, опрос и анализ документов.

     Под наблюдением понимают целенаправленную, непосредственную визуальную регистрацию социологом событий политической жизни: собраний, демонстраций, митингов, встреч, конфликтов, переговоров и др.

     Опрос является формой диалога, участниками которого выступа ют профессиональные социологи и представители различных социальных групп. Особенность опроса заключается в том, что он имеет вербальный (словесный) характер.

     Анализ  документов бывает двух типов: традиционный и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ документов —  это вид качественного анализа, включающий осмысление и пони мание  содержания документальных источников (летописей, свидетельств очевидцев  исторических событий, фонограмм, кинолент, видеозаписей, решений и протоколов заседаний официальных органов, писем, дневников, биографий). Документы  делятся на статистические, текстовые и иконографические, официальные и личные. Формализованный анализ документов (писем, стенограмм, газет, радио- и телепередач) основан на переводе качественных характеристик их содержания в количественные. В процессе кон тент-анализа выбираются смысловые единицы (фиксирующие фрагменты содержания документов) и единицы счета (фиксирующие регулярность появления смысловых единиц в документе). Смысловыми единицами могут быть имена, термины, суждения. 

Основные выводы

     •  Социологическое исследование проходит несколько этапов: подготовительный, полевой, аналитический.

     •  Технологии сбора и обработки данных, основанные на использовании количественных (основанных на измерении параметров политического действия) и качественных (основанных на понимании смысла явлений политического действия) методов существенно отличаются.

     •  Основным документом, направляющим весь процесс исследования, является программа, в которой излагаются цель, задачи, объект, предмет, концепция, гипотезы, методы и график проведения исследования.

     •  Исходным пунктом исследования является определенная проблема, решение которой  имеет значение для политической социологии и практики.

     •  Всякое исследование должно заканчиваться  разработкой практических рекомендаций, способствующих совершенствованию  технологии политического действия.

     •  В процессе сбора эмпирических данных используются обще социологические  методы: наблюдение, опрос, анализ документов, которые включают конкретные методики, например включенное наблюдение, телефонное интервью, фокус-группы, контент-анализ, анализ биографий и т.д.

     •  При обработке данных в политической социологии используются методы, заимствованные из прикладной статистики: анализ статистических таблиц, корреляционный, факторный, кластерный анализ и многомерное шкалирование.

     •  Для воспроизведения явлений  политической жизни желательно использовать различные методы, каждый из которых позволяет проверять стабильность результатов, полученных другим. 

     Основные  понятия и теории политической социологии

     Система понятий политической социологии  

     Предмет политической социологии характеризуется  системой ее понятий (мысленных конструкций, выражающих существенные признаки политических явлений в их взаимной связи). Анализ этой системы нужно начинать с  понятия «политика». Согласно М. Веберу, политика означает «стремление к  участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти», политика связана с действиями людей в сфере власти.

     Понятие власти — одно из наиболее общих не только социологии, но и социальной философии. В политической социологии оно занимает центральное место. Власть можно рассматривать как способность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобязательные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными. Власть над людьми не является врожденным свойством особого типа людей, она создается социальными ситуациями.

     В случае монополизации власти в руках  одного человека или группы людей  власть превращается в господство. Последнее означает такой порядок  взаимодействия людей, при котором  одни люди могут приказывать, а другие обязаны подчиняться (М. Вебер). Господство — это такое отношение, для  которого характерно наличие перевеса силы, с одной стороны, и признание  этого перевеса, с другой. Господство означает насилие, навязывание своей  воли другим людям. При добровольном подчинении это насилие становится легитимным. Система официальных  институтов, с помощью которой  осуществляется легитимное насилие, называется государством. Государство, пишет М. Вебер, — это «отношения господства одних людей над другими, опирающиеся на легитимное насилие» [Вебер, 646]. Государство представляет собой совокупность институтов власти. 

     Во  всех исторически существовавших с  начала периода цивилизации и  существующих в настоящее время  обществах действие этих институтов контролировалось незначительным меньшинством, которое называют правящей элитой. Это господствующее меньшинство  не является однородным — оно разделено  на слои, которые ведут постоянную борьбу друг с другом за контроль над  государственной администрацией (бюрократией), не посредственно осуществляющей функцию легитимного насилия. Эта группа людей обеспечивает господство элиты над населением. В процессе взаимодействия элиты и населения образуется система институтов, с помощью которых население стремится оказать влияние на элиту с целью защиты своих интересов. Эту систему называют гражданским обществом. Государство (совокупность институтов власти) и гражданское общество (совокупность институтов Участия) составляют две взаимосвязанные части политической системы — механизма распределения и осуществления власти. Процесс создания, использования и изменения таких механизмов, составляющий содержание социального действия в сфере власти, можно назвать политической жизнью. Отдельные люди и группы людей могут лишь активно или пассивно участвовать в ней (или не участвовать совсем).

     Участие означает вмешательство в политическую жизнь. В современных обществах  существуют многочисленные (институциализированные и неинституциализированные) формы такого участия, с помощью которых различные группы населения защищают свои интересы при взаимодействии с правящей элитой и бюрократией. Режим этого взаимодействия, обеспечивающий контроль созданных населением структур гражданского общества над административным аппаратом государства, называется демократией (народовластием). В современном обществе существуют два типа демократии: представительная и демократия участия. Альтернативный демократии режим, обеспечивающий контроль административного аппарата государства над структурами гражданского общества, можно назвать автократией (самовластием). В настоящее время автократия существует в формах авторитаризма (в республиках) и деспотизма (в монархиях). Способ участия людей в политической жизни называется политической культурой. Она включает в себя структуры политического сознания и поведения людей, которые позволяют им более или менее эффективно влиять на процесс распределения и осуществления власти.  

     Эволюция  основных теорий политической социологии  

     Понятия политической социологии существуют не сами по себе, а в рамках определенных теорий, представляющих собой комплексы  взаимосвязанных положений, объясняющих  явления, изучаемые данной наукой. Общепризнанные в научном сообществе теории называют парадигмами (от греч. paradigma — пример, образец). Теории конструируются с помощью методологий. Определенная методологическая ориентация порождает соответствующую ей политическую теорию, однако это не исключает влияния других ориентации, поскольку в любой науке существует когерентность (связь) отдельных теорий, каждая из которых лишь отчасти отражает предмет науки. Теории и понятия не остаются неизменными, они постоянно модифицируются на основе изучения фактов (реальных событий), характеризующих предметную область науки.

     В истории политической социологии наблюдается  эволюция (от лат. evolutio — развертывание) теорий и понятий, в процессе которой на смену прежним объясняющим конструкциям приходят новые. При этом старые теоретические представления (господствующие на предыдущем этапе развития науки) не отбрасываются полностью, а включаются в систему новых представлений (возникших на следующем этапе) в качестве их частного случая, занимающего подчиненное положение.

     В XIX и в первой половине XX в. в политической социологии господствовали теории разделения властей, классовой борьбы и политической активности. Во второй половине XX в. они  были заменены теориями политической системы, социального конфликта  и политической культуры. В основе этой трансформации лежит изменение  как самой политической действительности (переход otj автократии к демократии в большинстве стран мира), так и изменение научных представлений о ней (переход от методологического монизма к плюрализму).

     Теория  разделения властей исходила из противопоставления гражданского общества и государства. Отсюда идея взаимоограничения и  взаимоуравновешивания отдельных институтов власти как средства против их неограниченного господства над гражданами. Возникшая на основе этой теории система представительной демократии в течение длительного времени обеспечивала контроль раз личных социальных слоев над деятельностью структур государственной власти. Однако трагический опыт ряда стран в первой половине XX в. (например, легальный приход к власти нацистов в Германии) заставил пересмотреть господствующие теоретические представления.

     Американский  ученый Гэбриэл Алмонд в докладе на ежегодном собрании национальной ассоциации политических наук в 1956 г. констатировал переход от парадигмы (теории) разделения властей к парадигме (теории) политических систем. Он предложил распространить идею разделения властей на институты не только государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), но и гражданского общества (партии, заинтересованные группы, ассоциации, средства массовой информации и т.д.). Фактически это означало переход от принципа разделения властей к принципу разделения функций между всеми политическими институтами, как государственными (официальными, конституционными), так и общественными (неофициальными, неконституционными). Используя функциональный подход к изучению политики, Г. Алмонд утверждал также, что все эти институты не просто функциональны, но и многофункциональны, т. е. участвуют в осуществлении если не всех, то по крайней мере нескольких функций политической системы.

     Согласно  новой теории политическая система  представляет собой механизм «авторитетного распределения ценностей» (Д. Истон), действующий в определенной социальной среде./ Система имеет вход и выход. На входе она воспринимает воздействие окружающей среды в форме требований или поддержки/ Институты гражданского общества являются посредниками между средой и институтами власти, принимающими решения в соответствии с воздействиями среды. На выходе системы осуществляется реализация решений, оказывающая определенное воздействие на среду. Реакция среды на это воздействие образует обратную связь между системой и средой^)Условием стабильности системы является эффективное функционирование ее институтов. | Основные функции системы делятся на три группы. К первой относятся те, которые возникают на уровне взаимодействия системы и среды (регулирование поведения индивидов и групп, изыскание ресурсов, распре деление ресурсов). Вторая группа включает функции, характеризующие процесс, протекающий внутри самой системы, т.е. преобразование (конверсия) входящего импульса в исходящий: на входе — это артикуляция (выражение), агрегирование (согласование) социальных интересов, на выходе — выработка и применение правил поведения, контроль за их соблюдением, политическая коммуникация. К третьей группе относятся те функции, которые связаны с адаптацией системы к окружающей среде и ее сохранением: отбор (рекрутирование) людей для выполнения различных ролей, политическая социализация [Шванценберг, ч. 1, 126—155].

     B зависимости от характера взаимодействия  с окружающей средой "системы делятся на открытые и закрытые. Первые способны поддерживать состояние динамического равновесия с этой средой, своевременно реагируя на ее воздействия (их называют гибкими). Вторые не способны оперативно реагировать на воздействия среды, перестраиваться в соответствии с ее изменениями и в конечном счете разрушаются ею. Такие системы называют негибкими (регадными). Для традиционного (аграрного) общества характерны закрытые системы, для современного (индустриального) — открытые.

     Превращению закрытых систем в открытые способствует политическая модернизация) Первичная  модернизация осуществилась в "Период промышленной" революции XVIII — XIX вв. Она преобразовала традиционные политические системы с преобладанием  неограниченной автократии сначала  в переходные системы с преобладанием  ограниченной автократии, а затем  в современные системы с преобладанием  представительной демократии. На этой основе все исторические типы политических систем можно разделить на традиционные, переходные и современные. Вторичная модернизация осуществляется сейчас в технологически и экономически отсталых странах. С учетом этого процесса современные политические системы делятся на авторитарные, полудемократические и демократические.

Информация о работе Политическая социология