Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:38, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать окружением или окружающей средой , и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Введение
Понятие политической системы.
Структура политической системы: модели Д.Истона и Г.Алмонда.
Современные квалификации политических систем.
Реформы политической системы в Российской Федерации: сущность, содержание, проблемы развертывания.
Заключение
Список литературы
Демократический
политический режим.
Демократия
(«democratia») с греческого – народовластие.
Демократическая
политическая система – это организация
легальной, опирающейся на законы и
подконтрольной обществу власти. Она
работает на базе понятных и принятых
обществом принципов, имеет ясные цели
и способна содействовать реализации
общих интересов.
Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.
Предоставляя
своим гражданам широкие права и
свободы, демократическое правительство
не ограничивается лишь их провозглашением,
т.е. формальным равенством правовых возможностей.
Оно обеспечивает для них социально- экономическую
базу и устанавливает конституционные
гарантии этих прав и свобод. В итоге -
широкие права и свободы стают настоящими,
а не только формальными.
Представительные
органы и должностные лица в демократическом
государстве, как правило, избираются,
но изменяются критерии избрания. Критерием
избрания того либо другого человека
в представительный орган являются его
политические взоры, профессионализм.
Профессионализация власти - отличительный
признак страны, в котором существует
демократический политический режим.
В базе деятельности народных избранников
обязаны лежать и моральные начала, гуманизм.
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях публичной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по разным интересам и склонностям.
Интеграционные
процессы способствуют развитию государственности
и свободы личности.
Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания стают необходимыми атрибутами публичной жизни.
Объединения людей
участвуют в управлении делами страны.
Наряду с исполнительной властью
на местах создается параллельная система
прямого консульства. Публичные
органы участвуют в выработке решений,
советов, рекомендаций, а также осуществляют
контроль над исполнительной властью.
Демократическое общество характеризуется
как бы совпадением объекта и субъекта
управления.
Управление в
демократическом государстве
На новый уровень
поднимается система
Нормативное регулирование
приобретает новый характер. В
идеале, поскольку демократическое
общество характеризуется довольно
высоким уровнем сознания и, не считая
того, граждане сами принимают прямое
и непосредственное роль в выработке решений,
снимается вопрос о массовом применении
принуждения при неисполнении решений.
Люди, как правило, добровольно подчиняют
свои деяния решению большинства.
Очевидно, и демократический режим имеет свои трудности: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное
господство большинства), а в неких
исторических условиях этот
Можно заключить,
что демократический режим владеет следующими
чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет её правом решать вопросы, делая упор на собственное мировоззрение.
Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в согласовании с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — лишь та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".
3. Для демократического режима типично разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть
(президент, правительство)
имеет право законодательной,
бюджетной, кадровой
4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (методом одобрения либо критики в средствах массовой информации, демонстраций либо лоббистской деятельности, роли в предвыборных кампаниях). Политическая роль народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5. принципиальной чертой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- либо многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.
6. Демократический
политический режим характеризуется высокой
степенью реализации прав человека. К
ним относятся нормы, правила и принципы
взаимоотношений страны и людей.
Авторитарный
политический режим (авторитаризм).
Одним из более
распространенных в истории типов политических
режимов является авторитаризм.
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания способов правления может варьироваться от равномерно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение меж тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит традиционно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1) Автократизм (самовластие) либо маленькое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) либо группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
2) Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их воспринимает по своему усмотрению.
Народ в таковых
режимах практически
3) Опора (настоящая либо возможная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и воспользоваться популярностью посреди широких слоёв населения. Но он владеет достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению употреблять силу и принудить людей к повиновению.
4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не постоянно итог законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Часто оно разъясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, к примеру, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме может быть существование ограниченного числа партий, профсоюзов и остальных организаций, близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.
5) Отказ от полного контроля над обществом, невмешательство либо ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и до этого всего в экономику. Власть занимается основным образом вопросами своей сохранности, публичного порядка, обороны, наружной политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить довольно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
6) Рекрутирование
политической элиты путём кооптации, назначения
сверху, а не конкурентоспособной электоральной
борьбы.
Оппозиция при
авторитаризме не допускается. В политической
жизни могут участвовать и несколько партий,
но все эти партии обязаны ориентироваться
на линию, выработанную правящей партией,
в неприятном случае они запрещаются,
разгоняются. Оппозиционеры, как организации,
так и граждане, жестоко наказываются.
Власть применяет к инакомыслящим законные
и незаконные способы экзекуции. Личность
в авторитарном государстве практически
не может воспользоваться конституционными
правами и свободами, даже если они и провозглашаются
формально, так как отсутствует механизм
их реализации, гарантии. Она лишена также
гарантий собственной сохранности в её
взаимоотношениях с властью, поскольку
власть не стесняет себя в применении
принуждения. Провозглашается полная
ценность интересов страны над личностью,
а права личности игнорируются. Авторитарная
власть понимает, что доверие народа -
великая сила, и поэтому она культивирует
фанатизм в массах по отношению к себе,
используя демагогию и, превращая популяцию
в обычный объект манипуляций. В настоящее
время авторитарные режимы отнюдь не уникальность
и встречаются во многих странах. Авторитарному
режиму противоборствует демократический
режим, до этого всего более современная
форма последнего - либерально-демократический
режим.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их настоящей перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.
Авторитаризм
имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
- сравнимо высокую способность обеспечивать политическую стабильность и публичный порядок,
- мобилизировать публичные ресурсы на решение определённых задач,
- преодолевать
сопротивление политических
Т.Е. Авторитаризм
— эффективное средство проведения
радикальных публичных реформ.
К слабым относят:
- ограниченность институтов политического выражения публичных интересов.
- полную зависимость политики от позиции главы страны либо группы высших управляющих,
- отсутствие
у людей возможностей
Тоталитарный
политический режим
(тоталитаризм).
Тоталитаризм
(от лат. totalis – весь, целый, полный) – один
из видов политических режимов, характеризующийся
полным (полным) контролем страны над всеми
сферами жизни общества.
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Наибо
лее выдающимися тоталитарными государствами были Италия и Германия.
Формирование
политических тоталитарных режимов
стало вероятным на индустриальной
стадии развития человечества, когда технически
стали возможными не лишь всеобъемлющий
контроль над личностью, но и полное управление
её сознанием, в особенности в периоды
социально-экономических кризисов.
В государственном
управлении тоталитарный режим характеризуется
крайним централизмом. Фактически управление
смотрится как выполнение команд сверху,
при котором инициатива практически отнюдь
не поощряется, а строго наказывается.
Местные органы власти и управления стают
простыми передатчиками команд. Особенности
регионов (экономические, национальные,
культурные, социально-бытовые, религиозные
и др.), как правило, не учитываются.
Понятие тоталитарного
режима было создано в творчестве
ряда германских мыслителей XIX в.: Г. Гегеля,
К. Маркса, Ф. Ницше неких остальных
авторов. И, тем не менее, как законченное,
оформленное политическое явление тоталитаризм
вызрел в первой половине XX в.
Таковым образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.