Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:38, контрольная работа

Краткое описание

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой. Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать окружением или окружающей средой , и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Оглавление

Введение
Понятие политической системы.
Структура политической системы: модели Д.Истона и Г.Алмонда.
Современные квалификации политических систем.
Реформы политической системы в Российской Федерации: сущность, содержание, проблемы развертывания.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

политология контрольная.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Демократический политический режим. 

Демократия («democratia») с греческого – народовластие. 

Демократическая политическая система – это организация  легальной, опирающейся на законы и  подконтрольной обществу власти. Она  работает на базе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов. 

Демократический режим - это режим, основанный на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством.

Предоставляя  своим гражданам широкие права и свободы, демократическое правительство не ограничивается лишь их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально- экономическую базу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В итоге - широкие права и свободы стают настоящими, а не только формальными. 

Представительные  органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но изменяются критерии избрания. Критерием  избрания того либо другого человека в представительный орган являются его политические взоры, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак страны, в котором существует демократический политический режим. В базе деятельности народных избранников обязаны лежать и моральные начала, гуманизм. 

Демократическое общество характеризуется развитием  ассоциативных связей на всех уровнях  публичной жизни. При демократии существует институциональный и  политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по разным интересам и склонностям.

Интеграционные  процессы способствуют развитию государственности  и свободы личности. 

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания стают необходимыми атрибутами публичной жизни.

Объединения людей  участвуют в управлении делами страны. Наряду с исполнительной властью  на местах создается параллельная система  прямого консульства. Публичные  органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления. 

Управление в  демократическом государстве делается по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как методом голосования, так и с внедрением способа согласования при принятии решений. 

На новый уровень  поднимается система разграничения  возможностей меж центральными и  местными органами. Центральная государственная власть берет на себя лишь те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом обществе, предотвращение конфликтов и т.д. Другие вопросы решаются децентрализованно. В итоге этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости её нейтрализации. 

Нормативное регулирование  приобретает новый характер. В  идеале, поскольку демократическое  общество характеризуется довольно высоким уровнем сознания и, не считая того, граждане сами принимают прямое и непосредственное роль в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои деяния решению большинства. 

Очевидно, и демократический режим имеет свои трудности: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии

(авторитарное  господство большинства), а в неких  исторических условиях этот режим  ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его неких негативных непосредственно-исторических форм. 

Можно заключить, что демократический режим владеет следующими чертами: 

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет её правом решать вопросы, делая упор на собственное мировоззрение.

Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в согласовании с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — лишь та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

3. Для демократического режима типично разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть

(президент, правительство)  имеет право законодательной,  бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен  правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветки власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (методом одобрения либо критики в средствах массовой информации, демонстраций либо лоббистской деятельности, роли в предвыборных кампаниях). Политическая роль народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. принципиальной чертой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- либо многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений страны и людей. 

Авторитарный  политический режим (авторитаризм). 

Одним из более  распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм. 

Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания способов правления может варьироваться от равномерно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение меж тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит традиционно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) либо маленькое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) либо группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2) Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их воспринимает по своему усмотрению.

Народ в таковых  режимах практически отстраняется от формирования гос.власти и контроля за ее деятельностью.

3) Опора (настоящая либо возможная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и воспользоваться популярностью посреди широких слоёв населения. Но он владеет достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению употреблять силу и принудить людей к повиновению.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не постоянно итог законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Часто оно разъясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, к примеру, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме может быть существование ограниченного числа партий, профсоюзов и остальных организаций, близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от полного контроля над обществом, невмешательство либо ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и до этого всего в экономику. Власть занимается основным образом вопросами своей сохранности, публичного порядка, обороны, наружной политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить довольно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6) Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентоспособной электоральной борьбы. 

Оппозиция при  авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но все эти партии обязаны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в неприятном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные способы экзекуции. Личность в авторитарном государстве практически не может воспользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий собственной сохранности в её взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полная ценность интересов страны над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть понимает, что доверие народа - великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая популяцию в обычный объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не уникальность и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противоборствует демократический режим, до этого всего более современная форма последнего - либерально-демократический режим. 

Демократически  ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их настоящей перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.

Авторитаризм  имеет сильные и слабые стороны. 

К сильным относят:

- сравнимо высокую способность обеспечивать политическую стабильность и публичный порядок,

- мобилизировать  публичные ресурсы на решение  определённых задач,

- преодолевать  сопротивление политических врагов.

Т.Е. Авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных публичных реформ. 

К слабым относят:

- ограниченность институтов политического выражения публичных интересов.

- полную зависимость  политики от позиции главы  страны либо группы высших  управляющих,

- отсутствие  у людей возможностей предотвращения  политических авантюр либо произвола. 

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм). 

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (полным) контролем страны над всеми сферами жизни общества. 

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Наибо

лее выдающимися  тоталитарными государствами были Италия и Германия.

Формирование  политических тоталитарных режимов  стало вероятным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не лишь всеобъемлющий контроль над личностью, но и полное управление её сознанием, в особенности в периоды социально-экономических кризисов. 

В государственном  управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Фактически управление смотрится как выполнение команд сверху, при котором инициатива практически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления стают простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются. 

Понятие тоталитарного  режима было создано в творчестве ряда германских мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше неких остальных авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. 

Таковым образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Информация о работе Политическая система общества