Тема 6
Политическая
система общества.
- Политическая система: понятие, структура и типология.
- Функции и задачи политической системы.
- Политическая система Республики Беларусь.
Введение
В современных
политических словарях мира вряд
ли можно найти более распространенного
и в то же время более
противоречивого термина, чем
«политическая система». О политической
системе или о политической
организации общества в разных
странах и, особенно в России
сейчас говорят и пишут не
столько специалисты в области
гуманитарных и общественных
наук, сколько так называемые
«популисты». Со страниц академических
журналов и других специальных
изданий тема политической системы
перешла на страницы популярных
и непопулярных газет, различных
пропагандистских брошюр и журналов,
а также иных изданий, рассчитанных
на широкого массового читателя.
В развитых
капиталистических странах политические
системы уже сформированы, но, тем
не менее, тема политической
системы не закрыта, да и
вряд ли будет закрыта, так
как невозможно создать идеальную
политическую организацию общества
и, расхождения по этому вопросу
просто неизбежны.
Политическая
система существует неразрывно
с государством, так как государство
является едва ли не самым
главным элементом политической
системы. Возникновение политической
системы практически связано
с возникновением государства
вообще, так как с его возникновением
начинается возникновение различных
негосударственных образований.
Аристотель упоминает о партиях
горы и равнины в рабовладельческой
Греции. В жизни феодального общества
важную роль играли такие объединения
собственников, как общины, гильдии,
цеха. «Государство и негосударственные
организации господствующих и
угнетенных классов в своей
совокупности и составляли политическую
систему конкретного классового
общества». Однако политические
организации того времени были
далеко не совершенны, но даже
и современные системы еще
далеки от идеальных, то есть
от таких, которые бы удовлетворяли
интересы всех слоев населения.
- Политическая система: понятие, структура и типология.
Политическая
система представляет собой совокупность
государственных и общественных
организаций, объединений, правовых
и политических норм, принципов
организации и осуществления
политической власти в обществе.
Понятие «политическая система» является
одним из основных в политологии и позволяет
представить политическую жизнь, политический
процесс в определенной целостности и
устойчивости, акцентируя внимание на
структурной, организационно-институциональной
и функциональной сторонах политики.
Важнейшим
фактором конструирования и консолидации
элементов политической системы
выступает политическая власть.
Она является как бы стержнем
политической системы, определяя
ее сущность, природу, структуру
и границы. Политическая система
отражает состояние общества, включая
экономические условия его существования,
социальную и национальную структуру,
состояние и уровень общественного
сознания, культуры, международного
положения и др. Через политическую
систему выполняются и аккумулируются
основные группы интересов, выстраиваются
социальные приоритеты, что получает
затем закрепление в политике.
Политическая
система представляет собой многофункциональную
структуру, включающую в себя
компоненты различного профиля:
- институциональный - различные
социально-политические институты и учреждения
(государство, политические партии, общественные
движения, организации, объединения, различные
органы представительной и непосредственной
демократии, средства массовой информации,
церковь и др.);
- функциональный - совокупность
трех ролей и функций, которые осуществляются
как отдельными социально-политическими
институтами, так и их группами (формы
и направления политической деятельности,
способы и методы осуществления власти,
средства воздействия на общественную
жизнь и др.);
- регулятивный - совокупность
политико-правовых норм и других средств
регулирования взаимосвязей между субъектами
политической системы (Конституция, законы,
обычаи, традиции, политические принципы,
взгляды и др.);
- коммуникативный - совокупность
разнообразных отношений между субъектами
политической системы по поводу власти,
в связи с выработкой и осуществлением
политики;
- идеологический - совокупность
политических идей, теорий, концепций
(политическое сознание, политическая
и правовая культура, политическая социализация).
Каждый
из компонентов политической
системы имеет свою собственную
особую структуру, формы внутренней
и внешней организации и способы
выражения.
Среди политических
институтов, оказывающих существенное
влияние на политический процесс
и политическое воздействие на
общество, следует выделить государство
и политические партии. Это собственно
политические институты. К ним
примыкают не являющиеся собственно
политическими институтами различного
рода общественные объединения
и организации, профессиональные
и творческие и др. Основным
назначение политических институтов
является представительство коренных
интересов различных слоев общества.
Стремление к организации и
реализации своих политических
интересов и целей - главное
в деятельности политических
институтов. Центральным институтом
власти в обществе является
государство.
Именно
государство является официальным
представителем всего общества,
от его имени принимаются властные
решения, обязательные для общества.
Государство обеспечивает политическую
организованность общества и
в этом качестве оно занимает
особое место в политической
системе, придавая ей целостность
и устойчивость. По отношению
к обществу государство выступает
как орудие руководства и управления.
Государство
играет значительную роль в
выполнении задач и реализации
функций политической системы.
Государственная власть служит
своеобразным центром притяжения
социальных сил и организаций,
выражающих их интересы. Характер
и объем собственно государственного
управление неодинаковы и зависят от природы
государства и политической системы.
В состав
политической системы входят
также политические отношения.
Они представляют собой разновидности
общественных отношений, которые
отражают связи, возникающие по
поводу политической власти, ее
завоевания, организации и использования.
В процессе функционирования
общества политические отношения
весьма подвижны и динамичны.
Они, по существу, определяют содержание
и характер функционирования
данной политической системы.
Развитие
политических отношений определяется
социально-классовой структурой
общества, политическим режимом,
уровнем политического сознания,
идеологией и другими факторами.
Одновременно политические отношения
выступают формой сохранения
и закрепления политического
опыта, традиций, определенного уровня
политической культуры. Характер
взаимодействия субъектов политического
процесса определяет формы политических
отношений. Они могут выступать
в форме принуждения, конфликта
или сотрудничества, консенсуса.
По социальной
направленности различают политические
отношения, нацеленные на упрочение
существующего политического строя,
и отношения, выражающие интересы
аппозиционных сил.
Существенным
элементом политической системы
являются политические нормы
и принципы. Они составляют нормативную
основу общественной жизни. Нормы
регулируют деятельность политической
системы и характер политических
отношений, придавая им упорядоченность
и стабильность. Содержательная
направленность политических норм
и принципов зависит от целей
общественного развития, уровня
развития гражданского общества, типа
политического режима, исторических и
культурных особенностей политической
системы. Через политические принципы
и нормы получают официальное признание
и закрепление определенные социальные
интересы и политические устои. В то же
время при помощи этих принципов и норм
политико-властные структуры решают проблему
обеспечения общественной динамики в
рамках законности, доводят до сведения
общества свои цели, определяют своеобразную
модель поведения участников политической
жизни.
К числу
элементов политической системы
относятся также политическое
сознание и политическая культура.
Отражение политических отношений
и интересов, оценка людьми
политических явлений выражается
в виде определенных понятий,
идей, взглядов и теорий, которые
в своей совокупности образуют
политическое сознание. Формируясь,
прежде всего под влиянием
конкретной социально-политической
практики, представления, ценностные
ориентации и установки участников
политической жизни, их эмоции
и предрассудки оказывают сильнейшее
влияние на их поведение и
все политическое развитие.
В основу
типологии политических систем
могут быть положены разные
критерии. Общепринятой является
типология, основанная на характере
политического режима, т. е. совокупности
способов осуществления власти,
отражающая состояние демократических
прав и свобод, политический статус
личности. В соответствии с этим
критерием политические системы
подразделяются на тоталитарные, авторитарные
и демократические.
Различие
между ними обусловлено различным
типом взаимоотношений между
политической системой и ее
внешней средой (гражданским обществом).
Модель Д. Истона описывает схему
взаимодействия общества и политической
системы либерально-демократического
типа, где политическая система ориентирована
на реакцию на требования гражданского
общества.
Авторитарная политическая
система ориентирована на учет очень
ограниченного круга общественных
интересов и требований - это в
основном интересы наиболее влиятельных
групп общества: финансовой олигархии,
земельной аристократии, военных - одним
словом, групп, которые могут быть опасны
с точки зрения стабильности власти правящей
элиты. Общество же в целом не имеет возможности
влиять на формирование власти, на принятие
политических решений и осуществлять
контроль за деятельностью органов власти.
Наконец,
тоталитарные политические системы
подчиняют общество своей неограниченной
власти, осуществляют тотальный
контроль над всеми сферами
жизни общества, а саму общественную
жизнедеятельность подчиняют осуществлению
великих революционных проектов,
сформулированных правящей элитой.
Другая
типология была предложена в
1966 году Г. Алмондом и Д. Пауэллом.
В ее основу был положен уровень развития,
который они, в свою очередь, оценивают
с помощью таких показателей, как структурная
дифференциация (т. е. специализация относительно
независимых политических институтов
на выполнении определенных функций, ролей)
и секуляризация культуры (т. е. освобождение
ее от идеологических догм, традиционных
представлений, преобладание в ней знаний
основанных на анализе и учете реальных
факторов). В соответствии с вышеназванными
критериями ученые выделяют три типа политических
систем.
1. Примитивные системы
присущи племенам, находящимся на
первобытной стадии. Для них характерны
минимум структурной дифференциации
или полное ее отсутствие: вождь
племени может совмещать роли
политического, религиозного и
хозяйственного руководителя. Политическая
культура страдает отсутствием
внимания к политической системе
всего общества, сознание людей
замкнуто на своей общности: деревне,
клане, племени.
2. Традиционные системы
обладают дифференцированными государственными
структурами (законодательными, административными,
судебными органами), но в обществе
преобладает культура подчинения:
люди знают о существовании
политической системы, ждут от
нее услуг и бояться ее злоупотреблений,
но не мыслят, что могут принимать участия
в ее акциях. Пример таких систем - феодальные
системы или современные традиционные
монархии.
3. Современные системы
обладают не только дифференцированными
государственными структурами, но
и дифференцированной структурой
других политических институтов
(партий, групп давления и др.).
в этих условиях развивается уже не подчинения,
а культура участия. Люди из подданных,
из объектов политики превращаются в ее
субъектов, участников, которые сознают,
что у них есть средства воздействия на
политическую систему.