Политическая система общества, функции и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не столько специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Оглавление

Политическая система: понятие, структура и типология.
Функции и задачи политической системы.
Политическая система Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Тема 6 политология .docx

— 43.77 Кб (Скачать)

Тема 6

Политическая  система общества.

 

  1. Политическая система: понятие, структура и типология.
  2. Функции и задачи политической системы.
  3. Политическая система Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В современных  политических словарях мира вряд  ли можно найти более распространенного  и в то же время более  противоречивого термина, чем  «политическая система». О политической  системе или о политической  организации общества в разных  странах и, особенно в России  сейчас говорят и пишут не  столько специалисты в области  гуманитарных и общественных  наук, сколько так называемые  «популисты». Со страниц академических  журналов и других специальных  изданий тема политической системы  перешла на страницы популярных  и непопулярных газет, различных  пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных  на широкого массового читателя.

      В развитых  капиталистических странах политические  системы уже сформированы, но, тем  не менее, тема политической  системы не закрыта, да и  вряд ли будет закрыта, так  как невозможно создать идеальную  политическую организацию общества  и, расхождения по этому вопросу  просто неизбежны.

      Политическая  система существует неразрывно  с государством, так как государство  является едва ли не самым  главным элементом политической  системы. Возникновение политической  системы практически связано  с возникновением государства  вообще, так как с его возникновением  начинается возникновение различных  негосударственных образований.  Аристотель упоминает о партиях  горы и равнины в рабовладельческой  Греции. В жизни феодального общества  важную роль играли такие объединения  собственников, как общины, гильдии,  цеха. «Государство и негосударственные  организации господствующих и  угнетенных классов в своей  совокупности и составляли политическую  систему конкретного классового  общества». Однако политические  организации того времени были  далеко не совершенны, но даже  и современные системы еще  далеки от идеальных, то есть  от таких, которые бы удовлетворяли  интересы всех слоев населения. 

  1. Политическая система: понятие, структура и типология.

      Политическая  система представляет собой совокупность  государственных и общественных  организаций, объединений, правовых  и политических норм, принципов  организации и осуществления  политической власти в обществе. Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

     Важнейшим  фактором конструирования и консолидации  элементов политической системы  выступает политическая власть. Она является как бы стержнем  политической системы, определяя  ее сущность, природу, структуру  и границы. Политическая система  отражает состояние общества, включая  экономические условия его существования,  социальную и национальную структуру,  состояние и уровень общественного  сознания, культуры, международного  положения и др. Через политическую  систему выполняются и аккумулируются  основные группы интересов, выстраиваются  социальные приоритеты, что получает  затем закрепление в политике.

      Политическая  система представляет собой многофункциональную  структуру, включающую в себя  компоненты различного профиля:

- институциональный - различные социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

- функциональный - совокупность трех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

- регулятивный - совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

- коммуникативный - совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

- идеологический - совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

      Каждый  из компонентов политической  системы имеет свою собственную  особую структуру, формы внутренней  и внешней организации и способы  выражения.

      Среди политических  институтов, оказывающих существенное  влияние на политический процесс  и политическое воздействие на  общество, следует выделить государство  и политические партии. Это собственно  политические институты. К ним  примыкают не являющиеся собственно  политическими институтами различного  рода общественные объединения  и организации, профессиональные  и творческие и др. Основным  назначение политических институтов  является представительство коренных  интересов различных слоев общества. Стремление к организации и  реализации своих политических  интересов и целей - главное  в деятельности политических  институтов. Центральным институтом  власти в обществе является  государство.

      Именно  государство является официальным  представителем всего общества, от его имени принимаются властные  решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую  организованность общества и  в этом качестве оно занимает  особое место в политической  системе, придавая ей целостность  и устойчивость. По отношению  к обществу государство выступает  как орудие руководства и управления.

      Государство  играет значительную роль в  выполнении задач и реализации  функций политической системы.  Государственная власть служит  своеобразным центром притяжения  социальных сил и организаций,  выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управление неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

      В состав  политической системы входят  также политические отношения.  Они представляют собой разновидности  общественных отношений, которые  отражают связи, возникающие по  поводу политической власти, ее  завоевания, организации и использования.  В процессе функционирования  общества политические отношения  весьма подвижны и динамичны.  Они, по существу, определяют содержание  и характер функционирования  данной политической системы.

      Развитие  политических отношений определяется  социально-классовой структурой  общества, политическим режимом,  уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами.  Одновременно политические отношения  выступают формой сохранения  и закрепления политического  опыта, традиций, определенного уровня  политической культуры. Характер  взаимодействия субъектов политического  процесса определяет формы политических  отношений. Они могут выступать  в форме принуждения, конфликта  или сотрудничества, консенсуса.

      По социальной  направленности различают политические  отношения, нацеленные на упрочение  существующего политического строя,  и отношения, выражающие интересы  аппозиционных сил.

       Существенным  элементом политической системы  являются политические нормы  и принципы. Они составляют нормативную  основу общественной жизни. Нормы  регулируют деятельность политической  системы и характер политических  отношений, придавая им упорядоченность  и стабильность. Содержательная  направленность политических норм  и принципов зависит от целей  общественного развития, уровня  развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

      К числу  элементов политической системы  относятся также политическое  сознание и политическая культура. Отражение политических отношений  и интересов, оценка людьми  политических явлений выражается  в виде определенных понятий,  идей, взглядов и теорий, которые  в своей совокупности образуют  политическое сознание. Формируясь, прежде всего под влиянием  конкретной социально-политической  практики, представления, ценностные  ориентации и установки участников  политической жизни, их эмоции  и предрассудки оказывают сильнейшее  влияние на их поведение и  все политическое развитие.

      В основу  типологии политических систем  могут быть положены разные  критерии. Общепринятой является  типология, основанная на характере  политического режима, т. е. совокупности  способов осуществления власти, отражающая состояние демократических  прав и свобод, политический статус  личности. В соответствии с этим  критерием политические системы  подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические.

      Различие  между ними обусловлено различным  типом взаимоотношений между  политической системой и ее  внешней средой (гражданским обществом). Модель Д. Истона описывает схему взаимодействия общества и политической системы либерально-демократического типа, где политическая система ориентирована на реакцию на требования гражданского общества.

Авторитарная политическая система ориентирована на учет очень  ограниченного круга общественных интересов и требований - это в  основном интересы наиболее влиятельных групп общества: финансовой олигархии, земельной аристократии, военных - одним словом, групп, которые могут быть опасны с точки зрения стабильности власти правящей элиты. Общество же в целом не имеет возможности влиять на формирование власти, на принятие политических решений и осуществлять контроль за деятельностью органов власти.

      Наконец,  тоталитарные политические системы  подчиняют общество своей неограниченной  власти, осуществляют тотальный  контроль над всеми сферами  жизни общества, а саму общественную  жизнедеятельность подчиняют осуществлению  великих революционных проектов, сформулированных правящей элитой.

      Другая  типология была предложена в  1966 году Г. Алмондом и Д. Пауэллом. В ее основу был положен уровень развития, который они, в свою очередь, оценивают с помощью таких показателей, как структурная дифференциация (т. е. специализация относительно независимых политических институтов на выполнении определенных функций, ролей) и секуляризация культуры (т. е. освобождение ее от идеологических догм, традиционных представлений, преобладание в ней знаний основанных на анализе и учете реальных факторов). В соответствии с вышеназванными критериями ученые выделяют три типа политических систем.

1. Примитивные системы  присущи племенам, находящимся на  первобытной стадии. Для них характерны  минимум структурной дифференциации  или полное ее отсутствие: вождь  племени может совмещать роли  политического, религиозного и  хозяйственного руководителя. Политическая  культура страдает отсутствием  внимания к политической системе  всего общества, сознание людей  замкнуто на своей общности: деревне,  клане, племени.

2. Традиционные системы  обладают дифференцированными государственными  структурами (законодательными, административными,  судебными органами), но в обществе  преобладает культура подчинения: люди знают о существовании  политической системы, ждут от  нее услуг и бояться ее злоупотреблений, но не мыслят, что могут принимать участия в ее акциях. Пример таких систем - феодальные системы или современные традиционные монархии.

3. Современные системы  обладают не только дифференцированными  государственными структурами, но  и дифференцированной структурой  других политических институтов (партий, групп давления и др.). в этих условиях развивается уже не подчинения, а культура участия. Люди из подданных, из объектов политики превращаются в ее субъектов, участников, которые сознают, что у них есть средства воздействия на политическую систему.

Информация о работе Политическая система общества, функции и задачи