Политическая мысль Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 09:28, лекция

Краткое описание

В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство (IХ-ХII вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы. Более медленные темпы социально-экономического, политического, культурного процесса не могли не сказаться на развитии русской политической мысли, обусловив ее заметное отставание от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов.

Файлы: 1 файл

Политическая мысль россии.docx

— 57.01 Кб (Скачать)

В то же время Чаадаев верил в особую миссию страны: по его мнению, Россия существует для того, чтобы «преподать великий урок миру». Как бы в ответ на пессимистическую позицию Чаадаева — Россия призвана Провидением указать другим народам не повторять ее судьбу.  Министр просвещения С. С. Уваров выдвинул известную формулу духовного единства внутри государства: самодержавие — православие — народность.  Сторонники «официальной народности» исповедовали идею Третьего Рима, т. е. представление об исключительном призвании России продолжить культурно-политические традиции великих империй.

В то же время те споры, которые велись в среде российской интеллигенции после опубликования «Философических писем», во многом способствовали возникновению двух направлений в русской общественной мысли 40-60-х гг. XIX в. — славянофильства и западничества. К 1839г. сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841г. — взгляды западников.

 Славянофилы — А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), П. В. Киреевский (1808-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886) и другие, обосновывали самобытный путь развития России, основанный на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме.

Западники - Н. В. Станкевич (1813-1840), Т. М. Грановский (1813-1855), К. Д. Кавелин (1818-1885), М. Н. Катков (1818-1887), Б. Н. Чичерин (1828-1904)  и другие связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма  и разделения власти.  К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин были представителями так называемой государственной школы в отечественной политической мысли:  государство и его политические институты, по их мнению, сыграли первостепенную роль в историческом развитии страны. Б. Н. Чичерин (1828-1904) — один из основоположников политической науки в России, автор «Истории политических учений».  Чичерина интересовал широкий круг проблем: происхождение и сущность государства; формы государственного устройства; представительные учреждения и их место в системе государственных структур; роль личности в истории; соотношение центральной и местной властей, власти и политики с моралью и др.  Чичерин изложил программу практических действий, которая сводилась к требованиям отмены крепостного права, невмешательства государства в экономику, свободы частного предпринимательства, обеспечения минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к конституционной монархии.  По Чичерину, силой, способной реализовать эту программу, являлось само государство, правительство. Почин в осуществлении либеральных реформ — прерогатива самодержавного правительства. Сущность либерализма Чичерин и усматривал в «примирении» начала свободы с началом власти и закона: либеральные меры, обеспечивающие права и свободы граждан, и сильная власть, связующая и сдерживающая общество. Это была программа «охранительного», «консервативного» либерализма для общества или «либерального консерватизма» для правительства. Компромиссом в спорах между славянофилами и западниками о путях развития и предназначения России является общественно-политическая теория В. С. Соловьева (1853-1900), основанная на его «философии всеединства».  Соловьев ставит вопрос о смысле существования России в составе мирового сообщества, во всемирной истории. В. Соловьев считал, что каждая нация как государственное целое призвана выполнять в составе человечества определенную роль.  Историческая миссия России как одного из крупнейших христианских государств состоит в том, чтобы духовно объединить христианские страны и тем самым способствовать созданию вселенского теократического государства. По мнению Соловьева,   в этом и состоит назначение «русской идеи» (доклад под названием «Русская идея» был прочитан Соловьевым в Париже в 1888г.).  Соловьев призывал покончить с высокомерным отношением к Западу и налаживать  взаимопонимание и сотрудничество на основе общих христианских ценностей: преображения жизни, ее разумного самоограничения, развития общественной свободы, служения идеалам добра и справедливости. Исключительно важным элементом в системе «русской идеи» было понятие соборности. Было принято считать, что в церкви осуществляется добровольное соединение — собор — всех молящихся в любви к Богу и друг другу как братьям во Христе.  Утверждалось, что только православию присуща соборность, которая гармонически сочетает потребности отдельного верующего и церкви — собора в целом, идея же индивидуального спасения не отвечает ни духу русского народа, ни духу времени.  Идеи В. С. Соловьева также дали толчок развитию в России уже упоминавшейся оригинальной теории социального либерализма. Он разработал концепцию «правомерного государства», в которой одним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею «права каждого человека на достойное существование». Крупнейшими представителями теории социального либерализма были П. И. Новгородцев (1866-1924), Л. И. Петражицкий (1867-1931), Б. А. Кистяковский (1868-1920), С. И. Гессен (1887-1950) и др. Развивая классические принципы правового государства они  обосновали необходимость его превращения в «социальное», т. е. такое, которое обеспечит человеку достойные материальные условия его политической свободы.  «Социальное» измерение правового государства было подробно разработано Б. А. Кистяковским. В работе   «Социальные науки и право» он утверждает, что правовое государство со временем станет «социалистическим правовым государством». Подразумевалась необходимость дополнить демократию политическую демократией социальной и экономической. Право же выступало как основной инструмент реализации демократических принципов. Большая роль в разработке правовой теории («организованного правопорядка») принадлежит С. А. Муромцеву (1850-1910), М. М. Ковалевскому (1851 - 1916), Н. М. Коркунову (1853-1904).  Ковалевский — один из первых, кто уделил большое внимание сравнительному изучению истории развития политических  отношений и правовых норм Западной Европы и России, тем самым заложив теоретические основы компаративистики — сравнительной политологии и сравнительного правоведения. К отличительным чертам правового государства Ковалевский относил:  «начало равенства»  в гражданской и особенно в политической областях;  «самоуправление общества», т. е. проникновение выборного начала во все сферы государственной жизни;  возможность обжалования действий правительственных органов в судебном порядке при обязательной независимости суда от администрации. Начало изучению политических партий было положено М. Я. Острогорским (1854-1919).  Его книга «Демократия и организация политических партий» вошла в классику политической науки. Согласно мнению Острогорского, партии в условиях представительной демократии необходимы для контроля над деятельностью государственно-бюрократического аппарата. Они призваны стать посредниками между обществом и государством. Но поскольку масса пассивна, в партиях начали играть ведущую роль руководители и  созданный ими аппарат, сами партии бюрократизировались, а партийная бюрократия фактически слилась с бюрократией государственной. Так возникает проблема осуществления  контроля рядовых членов партии над ее руководителями. Идея Острогорского о создании временных партий найдет свое воплощение в политической  практике и деятельности газет-эфемеров, появляющихся, например, во время избирательных кампаний.                          

 П. Н. Милюков (1859-1943) — признанный  лидер либерального движения  в России, один из основателей  и руководителей партии кадетов (Конституционно-демократической партии). В «Очерках по истории русской культуры» (1896-1903) Милюков указывал на большую роль государства в формировании русского общества и утверждал, что Россия, несмотря на свои существенные особенности,   шла европейским путем развития. Милюков был убежден в том, что Россия может и должна стать конституционным государством. Политические взгляды Милюкова нашли отражение в программном документе кадетской партии, принятом в октябре 1905г. П. Н. Милюков принимал активное участие в думской деятельности (III- IV Думах руководил кадетскими думскими фракциями), видя в ней возможность реализации либеральных идеалов кадетов. Деятельность Милюкова, умение его единомышленников (С. А. Муромцев, В. Д. Набоков, И. В. Гессен и др.) находить возможности для компромиссов обеспечивали российскому либерализму в его кадетской форме жизнеспособность вплоть до революционных событий 1917г.

6. Революционный  радикализм в русской политической  мысли 

Предыстория русской радикальной политической мысли начинается в глубокой древности. Представления о равенстве всех людей перед Богом и о неизбежном торжестве социальной справедливости были известны с незапамятных времен. В многочисленных русских утопиях XVIII в. находим мечты о социальной справедливости, имущественном равенстве. Социальные утопии этого периода (Ф. Эмин «Непостоянная фортуна», М. Херасков «Кадм и Гармония») были написаны под сильным влиянием идей европейского и русского Просвещения. Основателем революционного просветительства можно считать А. Н. Радищева (1749-1802), изложившего свои взгляды в знаменитом политическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев обеспокоен положением труженика, он ищет социальные и политические условия его достойного существования, в основе которого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов». Гарантией  социальной справедливости станет демократический республиканский строй, основанный на принципах естественного права и общественного договора между трудящимися.  По мнению Радищева, руссоистская модель непосредственной демократии не гарантирует полноту народного суверенитета.  Подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание, постоянная готовность людей к вооруженному выступлению против несправедливой власти. Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено П. И. Пестелем (1793-1826). В «Русской правде» Пестель выдвигал требования ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свободы печати и вероисповедания. Пестель считал возможным сосуществование общественной и частной собственности на землю. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демократами и народниками. А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811-1848), II Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община - готовая ячейка будущего социалистического общежития.  Идея «русского социализма» была подхвачена народниками  (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин, Н. К. Михайловский), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов. Первой российской марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г. В. Плехановым (1856-1918), которого считают родоначальником русского марксизма. Идеи Маркса в их Плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным (1870-1924), который предложил совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России. В отличие от Маркса, который считал возможной победу социалистической революции в достаточно развитой в экономическом отношении стране с численным преобладанием пролетариата, Ленин утверждал, что диктатура пролетариата может быть установлена и в России. Государственной формой диктатуры пролетариата должна быть Республика Советов, где нет разделения власти на исполнительную и законодательную: принцип разделения власти тормозит осуществление государственной политики  и делает власть неэффективной. Впоследствии, когда будет достигнута социальная однородность общества, государство отомрет. Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм. Представители русского анархизма М. А. Бакунин (1814-1876) и П. А. Кропоткин (1842-1921) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государства (государство — механизм насилия над обществом — не имеет никакой положительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций. Радикальная революционность как основа мировоззрения русской интеллигенции  была подвергнута резкой критике в знаменитых сборниках «Проблемы  идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Авторы сборников  П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и другие делают вывод о невозможности достижения «земного рая» ценой разрушения. Социализм в совокупности с атеистическим мировоззрением, отрицание самостоятельного значения личности и культуры — главная  опасность для государства и нации. Религия, утверждают философы, — духовная  альтернатива тоталитарной идеологии; истинное предназначение человека — в свободном духовном творчестве по устроению социального бытия на принципах права и справедливости.

7. Политическая  мысль русского зарубежья 

  1. Процесс формирования политической науки в стране оказался прерванным в связи с событиями 1917г.: в советском обществе утвердилось безраздельное господство коммунистической идеологии, а западная идеология была объявлена лженаукой. Начинается кризис обществознания в целом.  Дальнейшее развитие политической мысли стало возможно лишь в условиях русского зарубежья, где сформировались такие ее направления, как евразийство  (Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский), неомонархизм (И.А. Ильин, Л. А. Тихомиров), христианский социализм (С. Л. Булгаков, Г. П. Федотов). Большой вклад в развитие политико-правовой мысли, в создание теории христианского социализма внес Н. А. Бердяев (1874-1948). Центральное место в концепции Бердяева занимают проблемы человеческой личности и ее свободы.   Абсолютизм народа, считает Бердяев, не менее  опасен для человека, чем абсолютизм самодержавия; права и свободы гарантирует человеку не государство, а высшее начало — Бог. Бердяев, Ильин, Федотов искали пути избавления от «неправды коммунизма»: анализируя сталинский режим, они дали всесторонний анализ феномена тоталитаризма.  Идеальная форма власти для России, по мнению И. А. Ильина (1883-1954), монархия.  Россия всегда имела монархическую форму государственного устройства, именно монархия создала и обустроила страну, а потому правосознание русского народа — монархическое.  Несмотря на то, что политической науки в составе советского обществоведения не существовало, политические проблемы в их марксистской интерпретации рассматривались в рамках таких дисциплин, как политическая экономия и марксистско-ленинская философия. В условиях некоторого ослабления тоталитарного режима стали возможны публикации, в которых, зачастую в завуалированной форме, затрагивались вопросы формирования гражданского общества, правового государства, демократической альтернативы тоталитаризму (Г. X. Шахназаров, Ф. М. Бурлацкий, Ю. А. Красин, А. А. Галкин и др.). Со второй половины 80-х гг. XX в. на волне начавшейся перестройки возникли условия для формирования новой российской политической науки. 
  2. Охарактеризуйте политические взгляды народников. Почему это движение провалилось? Возможно ли появление подобных движений в России сегодня?

Народничество - одно из ведущих течений русской общественной мысли в конце XIX века. Идеологами этого течения считаются М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, П. Л. Лавров. Особенности политических взглядов народников: 
• центральная идея - максимальное ограничение внедрения капитализма в России, свержение царя и установление народной власти; 
• для России путь развития следующий: минуя прохождение стадии капитализма- к социализму; 
• социализм - стадия общественного прогресса, опирающаяся на человеческие чувства коллективизма и солидарности; 
• общественный прогресс определялся степенью индивидуального развития личности; 
• кризисы происходят в результате недопотребления продукции, из-за бедности народных масс.

Хождение в народ - массовая акция народников, проведенная в 70-е гг 19 в. Было два хождения в народ. Первое базировалось на идеях Бакунина и ставило своей целью организовать серию крестьянских бунтов для свержения самодержавия. Второе - реализация идей Лаврова, цель - просвещение и пропаганда среди крестьян идей социализма. Общее в обоих хождениях - стремление поднять крестьян (а не пролетариат! ) на революционную борьбу. И то и другое провалилось по следующим причинам:

1) в подавляющем большинстве  крестьяне оказались монархистами и идея свержения царя им не понравилась;

2) крестьяне не доверяли разночинцам-интеллигентам, видели в них "господ" (для  крестьянина любой образованный  человек - барин) ;

3) неграмотные крестьяне просто  не понимали высокоученых речей народников, им было совершенно не понятно, что такое социализм;

4) правительство довольно эффективно  организовало отлов народников  и рассадку их по тюрьмам;

5) крестьяне надеялись получить  облегчение своего положения  от батюшки-царя, а не от революции.

 

  1. В чем суть религиозно-нравственной концепции политики В.С. Соловьева и Н.А.Бердяева?

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) придерживался идеи «свободной теократии» (т. е. синтеза Вселенской церкви и Всемирной монархии, необходимости слияния духовной и светской властей в «Богочеловеческом союзе»), в которой восторжествуют христианство и справедливость. Однако, разочаровавшись в способности русского общества объединить «восточное благочестие и западную цивилизацию», он отказался от своей консервативной теократической утопии.

Менее известны его оригинальные идеи о правовом (или «правомерном») государстве, изложенные в работе «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897), и его учение о «человеческой полноправности», которую государство обязано гарантировать всем гражданам. В. С. Соловьев одним из первых в европейской политической мысли сформулировал идею «права каждого человека на достойное существование», использованную затем теоретиками русского нового либерализма и партии кадетов.

Концепция В. С. Соловьева о «правомерном» государстве, в отличие от западноевропейской традиции, построена на взаимосвязи таких категорий, как нравственность, свобода личности, равенство, справедливость, право, власть, государство. Политика немыслима вне нравственности, вне его философской доктрины всеединства (всеобщей целостности трех основных категорий бытия — истины, добра, нравственности, или красоты,— на основе религиозно-нравственных ценностей православия). Государство и право — это средства для осуществления такого всеединства. «Разделение между нравственностью и политикой составляет одно из заблуждений и зол нашего века».

Для мыслителя «государство — это воплощенное право», «собирательно-организованная жалость»; он отстаивает «силу права, а не право силы». Он критикует любые формы бесправной и безнравственной власти: цезаропапизм и казенное православие, «экономический социализм, отрицающий общество духовное». Власть должна быть ограничена правом и быть «дееспособной законностью». Соловьев — сторонник разделения трех ветвей власти как необходимого условия правомерного государства, причем верховная власть должна выполнять законодательные функции, а судебная — контролировать административно-исполнительную и быть выше последней.

Право для Соловьева немыслимо без нравственности («право — низший предел нравственности, принудительное требование реализации определенного минимума добра») и без свободы, равенства и справедливости («право есть свобода, обусловленная равенством», или «синтез свободы и равенства», а справедливость есть равное для всех и каждого исполнение нравственно-должного). Законы, не соответствующие понятию добра, не правовые и подлежат отмене. «Ступенями» в развитии нравственности (она «выше» права) являются стыд, жалость, благоговение, христианская любовь.

Поиски гармонии интересов общества и свободы личности, сущности демократии, нравственной политики в традиции религиозной философии продолжил Николай Александрович Бердяев (1874-1948), создатель системы христианского социализма, экзистенциальной диалектики личности, представитель социального иерархизма.

Главная тема работ Бердяева -- свобода личности. Ей противостоит враждебное родовое начало (в образе «Великого инквизитора»), которое в истории проявляется по-разному: в стихии противоположности полов; в истории церкви, сжигающей еретиков; в тоталитарном государстве; в цивилизации, разрушающей духовность и культуру; в безбожном, централизованном социализме, «экзальтирующем» революционную волю и «коллективирующем совесть и сознание». Для него свободу и права человека гарантируют не демократические избирательные права, не государство и не парламентарный строй, а высшие, объективные «начала», имеющие «сверхчеловеческую природу»,-- Бог, церковь Христова. Только такое понимание свободы дает нравственную санкцию существованию социализма.

Для Бердяева «христианство должно быть соединенным лишь с системой персоналистического социализма, соединяющего принцип личности как верховной ценности с принципом братской общности людей». В своей концепции персоналистического социализма и выводах о сущности демократии он сумел трансформировать общечеловеческие ценности с социально-политического уровня в сферу индивидуального поведения.

Отношение мыслителя к государству менялось, но в целом он отрицал государство как «царство Кесаря», символами которого во все времена были равная для всех похлебка, политический макиавеллизм, полиция, шпион и палач.

Информация о работе Политическая мысль Древней Руси