Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:42, реферат
Работа включает следующие разделы:
1)Политическая культура: смысл понятия и её фундаментальное значение в политической жизни общества
2) Функции политической культуры
3) Типы политической культуры
Также
необходимо отметить специфику формирования
белорусской нации. Если на начальном
этапе (еще в феодальную эпоху) процесс
шел по европейскому типу, имея в
качестве социальной основы магнатов,
шляхту, горожан, то в новое время
(XIX -н. XX вв.) нация реализовалась
как крестьянская. Потеря высших слоев
и возрастание роли крестьянского начала,
существенно повлияли на характер и содержание
ментальности, усилив консерватизм социально-политического
мышления, недоверчивость и нерешительность
в действиях.
При
рассмотрении политической культуры современного
белорусского общества необходимо учитывать,
что с конца XVIII в. Беларусь стала
неотъемлемой частью Российского государства,
а в XX в. – СССР. Влияние российской
политической культуры не могло не
оставить свой отпечаток на политическое
сознание и поведение белорусов.
Напомним, что в триаде: государство
– общество – личность доминантой
в России является первое. В российской
традиции государственная власть представляется
как абсолютная (тяга к единовластию)
и авторитарная, ибо сильная государственная
власть рассматривается источником
стабильности и порядка, защитником
и покровителем населения. Индивиду
и обществу отводится пассивная
роль. Их субъективность определяется
самим государством. Иерархия ценностей
строится сверху вниз – ценности соборности,
коллективизма имеют приоритет
над ценностями индивидуализма и
свободы. В Российском государстве
отсутствовали консенсусные технологии
власти в рамках закона и конституции,
социальное и политическое насилие
со стороны государства было не ограниченно
и бесконтрольно. Поэтому использование
в политических конфликтах силовых
методов и элитой, и населением
воспринималось как естественное состояние
и норма. По отношению к власти
сформировалось амбивалентное отношение:
с одной стороны, это иррациональный
авторитет власти, завышенные ожидания
от власти, ее мистификация, персонификация,
склонность к харизматическому восприятию
политических руководителей; с другой
стороны, недоверие по отношению
к государственным институтам, страх
и ненависть к власти.
Сильное
воздействие на политическую культуру
в XX в. оказала практика строительства
и функционирования социалистического
общества, а также монопольное
господство коммунистической идеологии.
Для белорусского общества это означало
еще большее ослабление национальных
черт культуры и усиления унификаторской
роли российской культуры и политической
идеологии. Это нашло отражение
в утверждении коллективистских
этатистско-патерналистских
Трудности
переходного периода оказали
противоречивое воздействие на формирование
политической культуры общества. Большинство
населения с надеждой встретили
новые идеи (рынок, демократия, суверенитет),
рассматривая их, прежде всего в
качестве символов материального благополучия,
а не инструментальных ценностей. Сохранились
прежние стереотипы о том, что
государство должно заботиться о
светлом будущем народа: раньше коммунистическим,
теперь рыночном. Между тем, и суверенитет,
и рыночные механизмы, и демократические
процедуры полноценно функционируют и
показывают свои преимущества через индивидуальное
участие (субъектность) большинства населения.
Однако понятными нормами и эффективными
моделями поведения общество не было обеспечено.
К новым условиям смогли адаптироваться
самые предприимчивые, энергичные, психологически
сильные и способные к переменам люди.
Позитивные ценностно-рациональные ориентации
сформировались у той части общества (интеллигенция,
молодежь), которая на интеллектуальном
уровне смогла осознать превосходство
новых ценностей. У большинства же населения
после столкновения с негативными социальными
последствиями экономического кризиса
происходит резкое падение демократических,
прорыночных настроений, имеющих скорее
всего характер аффективных ориентаций,
и растет ностальгия по советским ценностям.
Негативному восприятию курса на перемены
содействовал и пример реформирования
российской экономики по либеральному
сценарию. Находясь в едином информационном
пространстве, население Беларуси как
бы сопережило все прелести «шоковой терапии»,
которые реально прочувствовали восточные
соседи.
Понятно,
что такие обстоятельства социально-экономической
и политической жизни не способствуют
формированию демократической политической
культуры в широких слоях населения.
Сегодня
можно говорить об отсутствии в Беларуси
единой политической культуры и наличия
характерной для переходного
общества фрагментарности. Характерные
черты фрагментарной культуры: 1) отсутствие
основополагающего консенсуса относительно
базовых ценностей, идеалов и целей общественного
развития; 2) преобладание у ее носителей
локальной лояльности над общенациональной;
3) в отношении различных политических
сил и идейно-политических течений
преобладает конфликтность над диалогом;
4) феномен противоречивости сознания,
когда разные ценности и идеалы сосуществуют
в сознании человека (суверенитет и единое
союзное государство, рынок и государственное
регулирование, свободы и авторитарный
порядок).
Преобладает
патриархально-подданническая субкультура,
социальными носителями которой
являются социальные слои и люди, работающие
в госструктурах и предприятиях
и зависимые от него. Важнейшей
чертой этой культуры является политическая
бессубъектность. Вторая субкультура
формируется вокруг ценностей, отражающих
потребности развития общества. Ее
носители – молодежь, предприниматели,
интеллигенция. Можно отметить социальные
группы, где доминируют ценности этих
субкультур. Старшее поколение выступает
за порядок; молодежь – за свободу
и индивидуальные права; социально
слабые слои – за государственное регулирование
на цены; наиболее адаптированные (предприниматели,
средние слои) – за рыночную модель; лица
низкого социального статуса и образования
– за объединение в единое государство;
лица с высоким социальным статусом и
образованностью – за суверенитет. Основная
линия размежевания политическо-культурного
поля Беларуси – этатистско-патерналистская
направленность или инициативная, предпринимательская
позиция личности.
Преодолеть
подобный раскол должны помочь демократизация
белорусского общества, расширение культурных
контактов и связей, а также
общенациональная идеология. В современных
условиях приобретает формирование
личности как субъекта политики, воспитание
у молодежи патриотизма и гражданских
качеств.