Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Работа включает следующие разделы:
1)Политическая культура: смысл понятия и её фундаментальное значение в политической жизни общества
2) Функции политической культуры
3) Типы политической культуры

Файлы: 1 файл

Политическая культура.docx

— 35.47 Кб (Скачать)

     Также необходимо отметить специфику формирования белорусской нации. Если на начальном  этапе (еще в феодальную эпоху) процесс  шел по европейскому типу, имея в  качестве социальной основы магнатов, шляхту, горожан, то в новое время (XIX -н. XX вв.) нация реализовалась  как крестьянская. Потеря высших слоев и возрастание роли крестьянского начала, существенно повлияли на характер и содержание ментальности, усилив консерватизм социально-политического мышления, недоверчивость и нерешительность в действиях. 

     При рассмотрении политической культуры современного белорусского общества необходимо учитывать, что с конца XVIII в. Беларусь стала  неотъемлемой частью Российского государства, а в XX в. – СССР. Влияние российской политической культуры не могло не оставить свой отпечаток на политическое сознание и поведение белорусов. Напомним, что в триаде: государство  – общество – личность доминантой в России является первое. В российской традиции государственная власть представляется как абсолютная (тяга к единовластию) и авторитарная, ибо сильная государственная  власть рассматривается источником стабильности и порядка, защитником и покровителем населения. Индивиду и обществу отводится пассивная  роль. Их субъективность определяется самим государством. Иерархия ценностей  строится сверху вниз – ценности соборности, коллективизма имеют приоритет  над ценностями индивидуализма и  свободы. В Российском государстве  отсутствовали консенсусные технологии власти в рамках закона и конституции, социальное и политическое насилие  со стороны государства было не ограниченно  и бесконтрольно. Поэтому использование  в политических конфликтах силовых  методов и элитой, и населением воспринималось как естественное состояние  и норма. По отношению к власти сформировалось амбивалентное отношение: с одной стороны, это иррациональный авторитет власти, завышенные ожидания от власти, ее мистификация, персонификация, склонность к харизматическому восприятию политических руководителей; с другой стороны, недоверие по отношению  к государственным институтам, страх  и ненависть к власти. 

     Сильное воздействие на политическую культуру в XX в. оказала практика строительства  и функционирования социалистического  общества, а также монопольное  господство коммунистической идеологии. Для белорусского общества это означало еще большее ослабление национальных черт культуры и усиления унификаторской роли российской культуры и политической идеологии. Это нашло отражение  в утверждении коллективистских этатистско-патерналистских ценностей, отказе от принципов индивидуализма и рыночных механизмов и замене их эгалитаристскими (уравнительными). 

     Трудности переходного периода оказали  противоречивое воздействие на формирование политической культуры общества. Большинство  населения с надеждой встретили  новые идеи (рынок, демократия, суверенитет), рассматривая их, прежде всего в  качестве символов материального благополучия, а не инструментальных ценностей. Сохранились  прежние стереотипы о том, что  государство должно заботиться о  светлом будущем народа: раньше коммунистическим, теперь рыночном. Между тем, и суверенитет, и рыночные механизмы, и демократические процедуры полноценно функционируют и показывают свои преимущества через индивидуальное участие (субъектность) большинства населения. Однако понятными нормами и эффективными моделями поведения общество не было обеспечено. К новым условиям смогли адаптироваться самые предприимчивые, энергичные, психологически сильные и способные к переменам люди. Позитивные ценностно-рациональные ориентации сформировались у той части общества (интеллигенция, молодежь), которая на интеллектуальном уровне смогла осознать превосходство новых ценностей. У большинства же населения после столкновения с негативными социальными последствиями экономического кризиса происходит резкое падение демократических, прорыночных настроений, имеющих скорее всего характер аффективных ориентаций, и растет ностальгия по советским ценностям. Негативному восприятию курса на перемены содействовал  и пример реформирования российской экономики по либеральному сценарию. Находясь в едином информационном пространстве, население Беларуси как бы сопережило все прелести «шоковой терапии», которые реально прочувствовали восточные соседи. 

     Понятно, что такие обстоятельства социально-экономической  и политической жизни не способствуют формированию демократической политической культуры в широких слоях населения. 

     Сегодня можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличия  характерной для переходного  общества фрагментарности. Характерные черты фрагментарной культуры: 1) отсутствие основополагающего консенсуса относительно базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития; 2) преобладание у ее носителей локальной лояльности над общенациональной; 3) в отношении различных политических сил  и идейно-политических течений преобладает конфликтность над диалогом; 4) феномен противоречивости сознания, когда разные ценности и идеалы сосуществуют в сознании человека (суверенитет и единое союзное государство, рынок и государственное регулирование, свободы и авторитарный порядок). 

     Преобладает патриархально-подданническая субкультура, социальными носителями которой  являются социальные слои и люди, работающие в госструктурах и предприятиях и зависимые от него. Важнейшей  чертой этой культуры является политическая бессубъектность. Вторая субкультура  формируется вокруг ценностей, отражающих потребности развития общества. Ее носители – молодежь, предприниматели, интеллигенция. Можно отметить социальные группы, где доминируют ценности этих субкультур. Старшее поколение выступает  за порядок; молодежь – за свободу  и индивидуальные права; социально  слабые слои – за государственное регулирование на цены; наиболее адаптированные (предприниматели, средние слои) – за рыночную модель; лица низкого социального статуса и образования – за объединение в единое государство; лица с высоким социальным статусом и образованностью – за суверенитет. Основная линия размежевания политическо-культурного поля Беларуси – этатистско-патерналистская направленность или инициативная, предпринимательская позиция личности. 

     Преодолеть  подобный раскол должны помочь демократизация белорусского общества, расширение культурных контактов и связей, а также  общенациональная идеология. В современных  условиях приобретает формирование личности как субъекта политики, воспитание у молодежи патриотизма и гражданских  качеств. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая культура