Политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Работа включает следующие разделы:
1)Политическая культура: смысл понятия и её фундаментальное значение в политической жизни общества
2) Функции политической культуры
3) Типы политической культуры

Файлы: 1 файл

Политическая культура.docx

— 35.47 Кб (Скачать)

     Во-вторых, политическая культура способна порождать  новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а в-третьих, комбинировать  элементы прежнего и перспективного политического устройства.

     В различных исторических условиях, а  чаще всего при нестабильных политических процессах некоторые функции  политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В  частности, может весьма значительно  снижаться коммуникативная способность  политических норм и традиций государственной  жизни, в ре­зультате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Типы политической культуры

     азвитие политической культуры неотделимо от ее формирования в условиях конкретных национальных государств. В масштабах  современного мира выделяют политические культуры в зависимости от их национальных особенностей – французскую, испанскую, румынскую, украинскую – которые  складываются под влиянием исторического  пути развития народа, специфики национального  характера, развития национальной государственности. Общие типологии в политической науке были созданы на основе сравнения  не отдельных признаков политической культуры, а качественных характеристик  системного плана. Среди таких классификаций  наиболее широкое распространение  получила типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три  «чистых» типа политической культуры:

     Патриархальный  тип политической культуры, который  свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют  специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества.

     Подданнический  тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется  пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе  уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной власти имеет отлаженный механизм установки  норм, ценностей, выдачи директив, которым  все обязаны подчиняться под  страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи  типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается  как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному  обществу.

     Активистский  тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного  или негативного отношения к  ее элементам или к системе  в целом. Этот тип культуры соответствует  постиндустриальному демократическому обществу.

     Поскольку любая типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории, а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры.

     Одной из достаточно распространенных типологией политической культуры является типология, в основе которой лежит степень  согласованности между членами  общества относительно основополагающих политических ценностей, правил поведения. Согласно этой типологии, разработанной  У.Розенбаумом, существуют два полярных типа политической культуры: фрагментарная  и интегрированная.Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается высоким уровнем образования и общего материального благосостояния.

     В целом же следует заметить, что  уровень политической культуры зависит  в первую очередь от уровня общей  культуры, условий и качества образования, воспитания, образа жизни, силы внутренних мотивов, уровня развития общества. Типология  политической культуры не является чем-то неизменным, хотя в общем, она рассматривается как консервативный элемент общественной структуры, тем не менее иногда она меняется сравнительно быстро, но в любом случае она развивается и меняется вовзаимодействии с существующими политическими институтами, традициями, отношениями собственности и власти, она не может одномоментно оторваться от своей почвы, от уровня общекультурного развития народа. Политическая культура – это продукт особых исторических условий, социально-экономического и духовного развития нации, группы, индивидов, общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Типы политической культуры

       Классификация Г.Алмонда и С.Вербы

     В 1958 - 1962 гг. Г. Алмонд и С. Верба предприняли  сравнительное эмпирическое исследование политических культур Великобритании, США, Западной Германии, Италии и Мексики. В каждой стране было опрошено в  среднем около тысячи человек, принадлежащих  к разным социальным слоям общества. Предметом исследования стали политические ориентации (когнитивные, аффективные, оценочные) индивидов на четыре основных объекта - политическую систему в  целом, правительство, общенациональные выборы, саму личность. Направление анализа соответствовало гипотезе   авторов,   согласно   которой   под   политической   культурой понимались «специфические политические ориентации - установки относительно политической системы и ее различных частей, а также относительно собственно роли политической культуры в этой системе»-. По версии Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура состоит из трех видов политической ориентации, которые могут доминировать в конкретном обществе, - патриархальной, подданнической и ориентации на активное участие. Эти три «чистых» (идеальных) типа ориентации, в свою очередь, выступают основой трех типов политической культуры - патриархальной, подданнической и культуры участия.

     Патриархальная  политическая культура характеризуется  ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может  проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет  конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых  независимых государств, в которых  политическая культура оказывается  наслоением местных субкультур.

     Подданническая  политическая культура предполагает пассивное  и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется  на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает  от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается  ее диктата,

     Культура  участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.

     Однако  идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют  друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества (олицетворяющегося  институтом монархии) и участия.

     Согласно  концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура исследуемых  стран представляет особый вид смешанной  культуры, которую они назвали  «культурой гражданственности». Наиболее характерная черта культуры гражданственности - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

     Результаты  эмпирического исследования внесли значительные коррективы в теоретические  предположения Г. Алмонда и С. Вербы. Утопией оказалось предположение  о всеобщем участии граждан в  политике. Как они заметили, «в идеальной  культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой  пассивности и неучастия». Итоги  обследования выявили «несовершенство» и «неидеальность» американской и английской моделей политической культуры, которые наделялись статусом самых развитых культур.

     Так, носитель культуры гражданственности  характеризовался целым рядом достоинств: 1) общей положительной оценкой  значения деятельности национального  правительства для него лично  и глубоким осознанием этого факта; 2) высоким уровнем интереса к  деятельности правительства и хорошей  осведомленности в этой области; 3) чувством гордости за политические институты  своей нации; 4) ожиданием того, что  ему будет оказано равное и  внимательное отношение со стороны  официальных лиц; 5) желанием обсуждать  вопросы политики публично или в  кругу друзей и знакомых; 6) открытым и лояльным проявлением оппозиционных  настроений; 7) чувством удовлетворенности  в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, избирательных  кампаний;  8) компетентностью суждений по поводу правительственной политики и четким пониманием обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;  9) компетентностью в использовании законов для успешного противодействия актам произвола; 10) верой в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

     Критика концепции политической культуры Г. Алмонда, а она сводилась к  неудовлетворенности преимущественно  психологической трактовкой феномена, не умаляет ее революционного влияния  на политическую науку. Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать универсальный  объяснительный принцип: «конечной  причиной политики является система  культуры конкретного общества». Тем  самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. В контексте  концепции политической культуры оказалось  возможным объяснить различную  эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах. Она объясняется доминирующей в обществе политической культурой, уровнем ее однородности. Это позволило  Г. Алмонду выделить, в зависимости  от характера культуры, четыре типа политических систем:

     1) англо-американские политические  системы, характеризуемые гомогенной  и секуляризованной политической  культурой; 

     2) континентальные западноевропейские  системы с фрагментарной политической  культурой, состоящей из смешанных  политических субкультур;

     3) доиндустриальные и частично  индустриальные политические системы  с дифференцированными политическими  культурами;

     4) тоталитарные политические системы  с гомогенной политической культурой,  «гомогенность в которых искусственна».

     Например, при всей автономности участников политического  процесса в Великобритании стабильность и эффективность политической системы  объясняется приверженностью граждан  одним политическим ценностям: традиционализму, элитаризму, индивидуализму, политической лояльности, законопослушанию, политической активности и викторианским ценностям.

     Не  менее важно и то, что определение  политической культуры через совокупность политических ориентации позволяло  логически различать переменные величины политических взаимодействий и предоставляло возможность  их качественного и количественного  измерения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Политическая  культура Беларуси имеет свои особенности, обусловленные ментальными характеристиками народа, исторической судьбой, спецификой этногенеза, политическим опытом, религиозным, геополитическим и другими факторами, а также противоречиями «переходного»  общества. 

     Для понимания динамики политической культуры целесообразно обратиться к базовым  ценностям белорусов и их исторической обусловленности. Ее содержание в решающей мере определяется фактором универсальной  геополитической и цивилизационно-культурной срединности или евроцентризма  белорусского этноса. Жизненная необходимость  поддержания равновесия, баланса  разнонаправленных сил и взаимодействий, в сфере которых неизменно  находился белорусский народ, и  послужили основой толерантности  белорусов как мировоззрения  и этики поведения. Толерантность  как важная черта демократической  культуры была характерна для белорусов  во времена Великого княжества Литовского, где мирно сосуществовали представители  различных наций  и  конфесий. Взаимодействие различных культурных и религиозных систем также способствовало предотвращению радикализма, сформулировали склонность к неторопливому разрешению проблем, к компромиссам и согласию. В общественной жизни ВКЛ сформировались и другие демократические ценности – законопослушность, патриотизм граждан, и значение институтов представительной демократии (”Сойм”, местное самоуправление в городах на основании Магдебургского права). К сожалению, крайне неблагоприятные  условия привели к утрате многих демократических традиций. Опустошительные  войны, многовековое отсутствие своего государства, полонизация и русификация XVII – XX вв., революции и “классовая борьба”, религиозная “разорванность”  народа, господство тоталитарного режима в значительной мере деформировали  белорусский менталитет. Так, негативный многовековой опыт существования в  крайне неблагоприятных условиях, не поддающихся изменениям, сформулировал  способность к особой приспособляемости  к внешним условиям, подстраиваться под среду, а не изменять ее. Поэтому  толерантность приобретает негативное содержание для его носителя, трансформируется в долготерпение как способ выживания, а законопослушность – в покорность власти, патриотизм и гордость за свою культуру, историю – в пренебрежительное  отношение к своему и стремление присоединиться к более развитой культуре. И все же белорусский  народ оставался верен своей  земле. В отсутствии культурной коммуникации и государственности именно понятие  “тутэйшыя” (связь с землей) служило  выражением своей самобытности, непохожести  на другие народы. 

Информация о работе Политическая культура