Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:35, реферат
Понятие «политическая культура» привлекает тем, что на сегодняшний день трудно говорить о том, что наше общество можно характеризовать как политически грамотное. Сегодня в России происходит построение гражданского общества, а оно не возможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей причастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций.
Введение...............................................................................................................3
1. Понятие и структура политического сознания ............................................4
2. Совокупность информации и знаний о политической жизни.....................5
3. Политическое сознание – форма самосознания субъектов политики.......6
4. Политическое сознание – это определённая система ценностей................6
5. Политическая культура и ее функции...........................................................10
6. Основные тенденции развития политического сознания в современной России...................................................................................................................13
Заключение...........................................................................................................17
Список литературы..............................................................................................18
Тем самым, специфическая цель (и функция) политической идеологии - формирование у людей определённого стандартного понимания окружающей их среды, условий жизни и самих себя, такого понимания, которое ощутимым образом влияет на поведение людей, позволяет управлять их поведением путём воздействия на их сознание.
Идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов. В частности, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей, для идейной легитимации власти, и каково в ней соотношение истинных и ложных суждений.
Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни человечества во второй половине двадцатого века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, и потому её отменили в качестве государственной идеологии практически все страны бывшего СССР.
Третий элемент идеологической сферы образует фактическое состояние сознания и чувств людей - идеологическое состояние. Оно складывается в результате воздействия на них всей совокупности факторов их жизни, а не только идеологии.
Различают уровни общих контекстов, в которых идеология разрабатывается, сохраняется и распределяется.
Первый уровень - элитарный. Его образуют сочинения, претендующие на научность, внеидеологичность, творчество. Идеология тут облекается в форму высокого профессионализма, в виде различного рода концепций и доктрин.
Второй
уровень - пропагандистско-
Третий уровень - житейский - образуют средства человеческой деятельности, которые так или иначе могут быть носителями идеологии – фильмы, романы, теле- и радиопередачи, школьные уроки, повседневная пропаганда и реклама. В своей совокупности они образуют массовую идеологию.
Внешне эти уровни различны, но, в сущности, они делают общее дело. Тут имеет место разделение труда в интересах выполнения разнообразных функций идеологической сферы.
Во-первых, вырабатывать сознание общества как целого, сохранять его, разрабатывать и приспосабливать к меняющимся условиям жизни людей.
Во-вторых, навязывать это сознание членам общества, стандартизировать их сознание, сделать их индивидуальное сознание воплощением сознания общества как целого.
И третья основная функция - управлять поведением людей путём формирования в них стандартного сознания и воздействия на него.
В целом, задача политической идеологии - сделать людей способными жить в их обществе и сохранять его своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми, особенно в деле идейной легитимации власти.
Сама же стратегия и тактика этих функций обусловлена тем, что идеи сами по себе в головы людей не поселяются и не уживаются там долго. Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Но не любые, а отвечающие следующим требованиям: 1. Соответствие умонастроениям и желаниям масс. 2. Предельная простота и словесная понятность массам. 3. Создание иллюзии быстрой выполнимости желаний масс.
Иными
словами, идеи должны быть максимально
адекватны массам и ситуации, и
внедряться в эти массы методично,
по определённым правилам, специальными
людьми. Для этого создаются
Идеосфера создаёт и навязывает людям определённые стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся в стереотипах поведения. Как именно она это делает, и с какой политической целью, и составляет политическую сущность идеологии. Её результаты оцениваются с точки зрения эффективности в деле воздействия на сознание людей, т.е. критериями политического поведения.
Главное заключается в том, что идеология лежит в основе политических ориентаций участников политических процессов. В политике, где любой процесс - это схватка или сражение, это имеет жизненное значение. Отсутствие политических ориентаций проявляется как конъюнктурщина, конформизм, голый практицизм лидеров и партий. На уровне социальных политических процессов оно проявляется в виде метаний политических сил, постоянной смены курсов, принятия взаимоисключающих решений, отсутствия какой-либо устойчивости и предсказуемости поведения.
В
ориентациях нуждаются и
Подведём
промежуточные итоги. Политическое
сознание, оплодотворённое соответствующей
идеологией, определяет политическое
поведение и откладывается в политическом
опыте. Вместе они создают структуру политической
культуры.
5.
Политическая культура
и ее функции.
Она рассматривается как совокупный образ мысли и действия людей, образы и образцы их организации. Они выражают специфику данной политической организации, придают ей свой стиль, и тем самым выделяют её среди других.
Политическая культура аккумулирует, диверсифицирует и транслирует в себе тот исторический опыт народа, который отфильтрован временем. То есть политическая культура содержит в себе наиболее типичные, привычные для нас и воспроизводимые в различных ситуациях черты и свойства политической жизни. Культура - её матрица.
Общим знаменателем культуры является традиция. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры. Именно поэтому политическая культура придаёт устойчивость неустойчивой, хаотической политической жизни.
Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Выделим из него ряд универсальных элементов, из которых складывается любая культура.
Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется политический опыт людей. Так, один и тот же термин «свобода» мы и европейцы толкуем по - разному. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.
Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Каждая культура имеет свои ценности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека.
Нормы – усреднённые правила поведения. Среди них по критерию жесткости выделяют нормы-требования и нормы-ожидания. Первые предписывают людям однозначный порядок действий, игнорирование которого часто ведет к наказанию нарушителя. Такие нормы, как правило, касаются самих основ существования общности и фиксируются в законодательной форме. Нормы-ожидания не столь жестки и определённы, и являются мерой допустимого поведения. Нормы также подразделяются на формальные и неформальные. Они обычно выражены в образцах поведения различных субъектов политики.
Нормы и ценности, принятые в обществе, образуют основу его политической культуры, и придают ей исключительное свойство: способность организовывать и вносить смысл в политическую жизнь. В этом и состоит назначение культуры.
Следующий элемент культуры - стереотипы сознания и поведения людей - устойчивые схемы восприятия политической действительности и типичные формы политической само- и организации. Их систему принято называть ментальностью, т.е. это - не вполне осознаваемая манера мыслить, коллективные представления, доминирующие в пластах общественного сознания. Это своеобразные мыслительные навыки, установки сознания, позволяющие людям ориентироваться в окружающем мире и понимать друг друга. Особенно отчетливо эта связь обнаруживается в политических ролях.
Следующий элемент культуры – символы - знаки, обозначающие некий другой объект и несущие в себе определенное скрытое значение. Знак – своеобразная и случайная форма значения, которое и выступает содержанием символа.
Символы пронизывают всю культуру и выступают универсальной формой ее существования. Например, политический язык – эту масштабную всеобъемлющую систему знаков и значений – можно рассматривать в качестве модели политической культуры. В политическом языке выражаются, фиксируются и существуют понятия и ценности, нормы и стереотипы политического сознания и поведения.
С помощью языка люди осмысливают политический мир и самих себя, приобретают и организуют свой опыт, прежде всего в системе понятий, которая понуждает людей думать в определённых категориях и терминах, замечать и оценивать лишь те аспекты политической действительности, которым эта система придаёт значимость.
Как и другие элементы культуры, символы объединяют политическую общность, наглядно и выразительно демонстрируют (символизируют) ее специфику и, одновременно, обособляют эту общность от других (например, гимн, герб, флаг страны, и многое другое).
Как и всякое другое явление, политическая культура подвержена изменениям. Этот процесс находит своё выражение в типах политической культуры:
Патриархальная политическая культура – отсутствие интереса к политической жизни.
Подданническая политическая культура – ориентация на политический режим. Она сочетается со слабым участием граждан в его функционировании.
Активистская политическая культура – ориентация на политический режим и активное участие в его функционировании.
На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы. В современном обществе господствуют второй и третий типы.
Политическая культура выполняет в обществе определённые функции:
- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретном политическом режиме;
- адаптации и социализации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определённого политического режима, сохранения целостности государства и его взаимоотношения с обществом в целом;
- коммуникации – взаимодействия субъектов и институтов на основе стереотипов, символов и норм.
В различных политических режимах эти функции проявляются по-разному. Культура, организуя политическую жизнь, сдерживает нестабильность общества и поддерживает его качество. Это отчетливо обнаруживается в её воздействии на поведение субъектов политики. Собственно, содержание культуры в основном складывается из многочисленных образцов, стереотипов, моделей организации и самоорганизации людей.
Регулируя поведение людей, культура создает своеобразный механизм социального контроля. Его образуют устойчивые взаимосвязи между ценностями, нормами (правилами) и санкциями.