Политическая культура и сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:35, реферат

Краткое описание

Понятие «политическая культура» привлекает тем, что на сегодняшний день трудно говорить о том, что наше общество можно характеризовать как политически грамотное. Сегодня в России происходит построение гражданского общества, а оно не возможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей причастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Понятие и структура политического сознания ............................................4
2. Совокупность информации и знаний о политической жизни.....................5
3. Политическое сознание – форма самосознания субъектов политики.......6
4. Политическое сознание – это определённая система ценностей................6
5. Политическая культура и ее функции...........................................................10
6. Основные тенденции развития политического сознания в современной России...................................................................................................................13
Заключение...........................................................................................................17
Список литературы..............................................................................................18

Файлы: 1 файл

Реферат Политическая культура и сознание.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Тем самым, специфическая цель (и функция) политической идеологии - формирование у людей определённого стандартного понимания окружающей их среды, условий жизни и самих себя, такого понимания, которое ощутимым образом влияет на поведение людей, позволяет управлять их поведением путём воздействия на их сознание.

     Идеология как целое оценивается степенью адекватности той реальности, в которой живут её потребители. Эта степень зависит от многих факторов. В частности, какие явления отражены в данной идеологии, насколько они важны для людей, для идейной легитимации власти, и каково в ней соотношение истинных и ложных суждений.

     Степень адекватности может меняться с годами. Так, колоссальные перемены в жизни  человечества во второй половине двадцатого века привели к тому, что степень адекватности марксистской идеологии резко упала. Марксистская идеология утратила былую эффективность, и потому её отменили в качестве государственной идеологии практически все страны бывшего СССР.

     Третий  элемент идеологической сферы образует фактическое состояние сознания и чувств людей - идеологическое состояние. Оно складывается в результате воздействия на них всей совокупности факторов их жизни, а не только идеологии.

     Различают уровни общих контекстов, в которых идеология разрабатывается, сохраняется и распределяется.

     Первый  уровень - элитарный. Его образуют сочинения, претендующие на научность, внеидеологичность, творчество. Идеология тут облекается в форму высокого профессионализма, в виде различного рода концепций и доктрин.

     Второй  уровень - пропагандистско-просветительский - образует множество книг, статей, лекций и докладов широкого круга специалистов, занятых обучением и воспитанием людей, выступлениями на конференциях, популяризацией и пропагандой идей, журналистикой. В этом же кругу рождаются и вращаются партийные идеологии и программы. Их основной посыл и пыл - выдавать свой частный интерес за всеобщий, за интерес всего общества.

     Третий  уровень - житейский - образуют средства человеческой деятельности, которые так или иначе могут быть носителями идеологии – фильмы, романы, теле- и радиопередачи, школьные уроки, повседневная пропаганда и реклама. В своей совокупности они образуют массовую идеологию.

     Внешне  эти уровни различны, но, в сущности, они делают общее дело. Тут имеет  место разделение труда в интересах  выполнения разнообразных функций  идеологической сферы.

     Во-первых, вырабатывать сознание общества как целого, сохранять его, разрабатывать и приспосабливать к меняющимся условиям жизни людей.

     Во-вторых, навязывать это сознание членам общества, стандартизировать их сознание, сделать  их индивидуальное сознание воплощением  сознания общества как целого.

     И третья основная функция - управлять  поведением людей путём формирования в них стандартного сознания и  воздействия на него.

     В целом, задача политической идеологии - сделать людей способными жить в их обществе и сохранять его  своей жизнедеятельностью как единое целое, а также сделать людей лучше управляемыми, особенно в деле идейной легитимации власти.

     Сама  же стратегия и тактика этих функций  обусловлена тем, что идеи сами по себе в головы людей не поселяются и не уживаются там долго. Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Но не любые, а отвечающие следующим требованиям: 1. Соответствие умонастроениям и желаниям масс. 2. Предельная простота и словесная понятность массам. 3. Создание иллюзии быстрой выполнимости желаний масс.

     Иными словами, идеи должны быть максимально  адекватны массам и ситуации, и  внедряться в эти массы методично, по определённым правилам, специальными людьми. Для этого создаются организации, специально занимающиеся этим и располагающие средствами идейной обработки масс. Как следствие такого положения, ложные и поверхностные идеи имеют успех и эффективность, а верные и глубокие их не имеют. Дело в том, что верные и глубокие идеи индивидуальны, а ложные и поверхностные - массовы. Отсюда - уровень понимания обратно пропорционален числу понимающих. Степень же эффективности политических идей обратно пропорциональна степени их научности.

     Идеосфера создаёт и навязывает людям определённые стереотипы (алгоритмы) сознания, проявляющиеся  в стереотипах поведения. Как именно она это делает, и с какой политической целью, и составляет политическую сущность идеологии. Её результаты оцениваются с точки зрения эффективности в деле воздействия на сознание людей, т.е. критериями политического поведения.

     Главное заключается в том, что идеология лежит в основе политических ориентаций участников политических процессов. В политике, где любой процесс - это схватка или сражение, это имеет жизненное значение. Отсутствие политических ориентаций проявляется как конъюнктурщина, конформизм, голый практицизм лидеров и партий. На уровне социальных политических процессов оно проявляется в виде метаний политических сил, постоянной смены курсов, принятия взаимоисключающих решений, отсутствия какой-либо устойчивости и предсказуемости поведения.

     В ориентациях нуждаются и далекие  от политики люди. Так или иначе  затронутые политикой, они вынуждены  осмысливать происходящие события  и выстраивать свое отношение  к ним. А без возможных ориентаций сделать это практически невозможно. Можно только быть объектом всяческих манипуляций со стороны власть предержащих. Смысл политического события выясняется только тогда, когда оно сопоставляется с ценностями и жизненно важными для людей принципами. А именно они составляют основу идеологии и политических ориентаций.

     Подведём  промежуточные итоги. Политическое сознание, оплодотворённое соответствующей идеологией, определяет политическое поведение и откладывается в политическом опыте. Вместе они создают структуру политической культуры. 

5. Политическая культура и ее функции. 

     Она рассматривается как совокупный образ мысли и действия людей, образы и образцы их организации. Они выражают специфику данной политической организации, придают ей свой стиль, и тем самым выделяют её среди других.

     Политическая  культура аккумулирует, диверсифицирует и транслирует в себе тот исторический опыт народа, который отфильтрован временем. То есть политическая культура содержит в себе наиболее типичные, привычные для нас и воспроизводимые в различных ситуациях черты и свойства политической жизни. Культура - её матрица.

     Общим знаменателем культуры является традиция. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры. Именно поэтому политическая культура придаёт устойчивость неустойчивой, хаотической политической жизни.

     Содержание  культуры многообразно и неисчерпаемо. Выделим из него ряд универсальных элементов, из которых складывается любая культура.

     Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется политический опыт людей. Так, один и тот же термин «свобода» мы и европейцы толкуем по - разному. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.

     Ценности - принципиально важные для жизни людей ориентиры. Каждая культура имеет свои ценности. Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека.    

     Нормы усреднённые правила поведения. Среди них по критерию жесткости выделяют нормы-требования и нормы-ожидания. Первые предписывают людям однозначный порядок действий, игнорирование которого часто ведет к наказанию нарушителя. Такие нормы, как правило, касаются самих основ существования общности и фиксируются в законодательной форме. Нормы-ожидания не столь жестки и определённы, и являются мерой допустимого поведения. Нормы также подразделяются на формальные и неформальные. Они обычно выражены в образцах поведения различных субъектов политики.

     Нормы и ценности, принятые в обществе, образуют основу его политической культуры, и придают ей исключительное свойство: способность организовывать и вносить смысл в политическую жизнь. В этом и состоит назначение культуры.

     Следующий элемент культуры - стереотипы сознания и поведения людей - устойчивые схемы восприятия политической действительности и типичные формы политической само- и организации. Их систему принято называть ментальностью, т.е. это - не вполне осознаваемая манера мыслить, коллективные представления, доминирующие в пластах общественного сознания. Это своеобразные мыслительные навыки, установки сознания, позволяющие людям ориентироваться в окружающем мире и понимать друг друга. Особенно отчетливо эта связь обнаруживается в политических ролях.

     Следующий элемент культуры – символы - знаки, обозначающие некий другой объект и несущие в себе определенное скрытое значение. Знак – своеобразная и случайная форма значения, которое и выступает содержанием символа.

     Символы пронизывают всю культуру и выступают  универсальной формой ее существования. Например, политический язык – эту  масштабную всеобъемлющую систему  знаков и значений – можно рассматривать  в качестве модели политической культуры. В политическом языке выражаются, фиксируются и существуют понятия и ценности, нормы и стереотипы политического сознания и поведения.

     С помощью языка люди осмысливают  политический мир и самих себя, приобретают и организуют свой опыт, прежде всего в системе понятий, которая понуждает людей думать в определённых категориях и терминах, замечать и оценивать лишь те аспекты политической действительности, которым эта система придаёт значимость.

     Как и другие элементы культуры, символы объединяют политическую общность, наглядно и выразительно демонстрируют (символизируют) ее специфику и, одновременно, обособляют эту общность от других (например, гимн, герб, флаг страны, и многое другое).

     Как и всякое другое явление, политическая культура подвержена изменениям. Этот процесс находит своё выражение в типах политической культуры:

     Патриархальная  политическая культура – отсутствие интереса к политической жизни.

     Подданническая  политическая культура – ориентация на политический режим. Она сочетается со слабым участием граждан в его функционировании.

     Активистская  политическая культура – ориентация на политический режим и активное участие в его функционировании.

     На  практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы. В современном  обществе господствуют второй и третий типы.

     Политическая  культура выполняет в обществе определённые функции:

     - идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

     - ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретном политическом режиме;

     - адаптации и социализации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

     - интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определённого политического режима, сохранения целостности государства и его взаимоотношения с обществом в целом;

     - коммуникации – взаимодействия субъектов и институтов на основе стереотипов, символов и норм.

     В различных политических режимах  эти функции проявляются по-разному. Культура, организуя политическую жизнь, сдерживает нестабильность общества и поддерживает его качество. Это отчетливо обнаруживается в её воздействии на поведение субъектов политики. Собственно, содержание культуры в основном складывается из многочисленных образцов, стереотипов, моделей организации и самоорганизации людей.

     Регулируя поведение людей, культура создает  своеобразный механизм социального  контроля. Его образуют устойчивые взаимосвязи между ценностями, нормами (правилами) и санкциями.

Информация о работе Политическая культура и сознание