Политическая культура и сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:35, реферат

Краткое описание

Понятие «политическая культура» привлекает тем, что на сегодняшний день трудно говорить о том, что наше общество можно характеризовать как политически грамотное. Сегодня в России происходит построение гражданского общества, а оно не возможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей причастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3
1. Понятие и структура политического сознания ............................................4
2. Совокупность информации и знаний о политической жизни.....................5
3. Политическое сознание – форма самосознания субъектов политики.......6
4. Политическое сознание – это определённая система ценностей................6
5. Политическая культура и ее функции...........................................................10
6. Основные тенденции развития политического сознания в современной России...................................................................................................................13
Заключение...........................................................................................................17
Список литературы..............................................................................................18

Файлы: 1 файл

Реферат Политическая культура и сознание.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение...............................................................................................................3

1. Понятие и  структура политического сознания ............................................4

2. Совокупность информации и знаний о политической жизни.....................5

3. Политическое  сознание – форма самосознания  субъектов политики.......6

4. Политическое  сознание – это определённая  система ценностей................6

5. Политическая  культура и ее функции...........................................................10

6. Основные тенденции  развития политического сознания  в современной России...................................................................................................................13  

Заключение...........................................................................................................17

Список литературы..............................................................................................18 

     

 
ВВЕДЕНИЕ
 

     В понимании политики трудно что-либо усвоить без знания и понимания политического сознания и культуры. Почему это так, а и не иначе, мы и разберём. В начале определимся, что они собой представляют. Политическое сознание можно определить, как более или менее целостную совокупность представлений людей о политических явлениях, своём месте и роли в политических событиях.

Политическое  сознание всегда имеет своего носителя (субъекта, автора). Оно всегда отражает его своеобразие, уникальность, его  интересы и ценности, т.е. оно всегда конкретно. Вместе с тем, политическое сознание не даёт зеркального представления о специфических чертах и особенностях своего носителя.

Реально оно  формируется не только под влиянием его интересов и особенностей, но и под напряжением окружающей политической среды. Не редкость, когда политическое сознание складывается через заимствование субъектом подходящих, по его мнению, идей и представлений, ценностей и лозунгов.

          Понятие «политическая культура» привлекает тем, что на сегодняшний день трудно говорить о том, что наше общество можно характеризовать как политически грамотное. Сегодня в России происходит построение гражданского общества, а оно не возможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры гражданина, без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей причастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. 
В своем реферате я попытаюсь разобраться, как раскрываются эти два понятия и как они взаимосвязаны между собой. 
 

 

1. Понятие и структура  политического сознания.

          Политическое сознание есть субъективное измерение политики. Оно осуществляется на двух уровнях политической рефлексии: идеологическом и психологическом. В первом случае политика находит свое отражение в виде абстрактной идеи или определенной теоретической модели (идеологической доктрины). Во втором случае - в форме психологических установок, ценностей, чувств. Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса.  Несмотря на то, что политическое сознание является результатом не только индивидуального опыта (на него влияют также социальная среда, политические отношения, политическая конъюнктура; и другие объективные факторы), с помощью этого понятия можно давать характеристику в основном индивидуальным субъектам политического процесса, внутренним процессам, происходящим в сознании индивида. Понятие «политическое сознание» едва ли может применяться также для характеристики сложных субъектов политического процесса (к примеру, нельзя сказать, что для той или иной конкретной политической системы характерно то или иное политическое сознание, в то время как такое употребление понятия политической культуры вполне допустимо). Другими словами, мы можем сказать, что понятие «политическое сознание» по сравнению с понятием «политическая культура» отражает более субъективные явления. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции. Несмотря на то, что влияние среды при этом достаточно очевидно, следует признать, что данный процесс носит индивидуальный характер. Поэтому применение понятия «политическое сознание» к групповым факторам или другим сложным субъектам политического процесса вызывает сомнения. Вместе с тем использование этого словосочетания как метафоры для обозначения статистически выявленной совокупности наиболее распространенных в том или ином обществе ценностей и установок, вероятно, допустимо при наличии необходимых пояснений и оговорок. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.

     Что же включает в себя политическое сознание? Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две основные группы составных  частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Так, убеждения могут формироваться преимущественно под влиянием какого-либо чувства или потребности и выступать основой той или иной политической установки. 
 

2. Совокупность информации и знаний о политической жизни. 

     В связи с этим своё значение имеют: а) их объём – полный/неполный, достаточный/недостаточный для принятия решения; б) источник знаний и информации; в) их качество – истинные или ложные, объективные или нет, научные/ненаучные и т.п.

     Знания  и информация - наиболее подвижный  и поверхностный слой политического  сознания. С этой точки зрения можно сказать, что наше сознание формируется постоянно: его меняет и трансформирует поступающая к нам информация. Извлечь её из нашей собственной ограниченной практики мы можем столько, сколько сможем. Поэтому мы сильно зависим от средств массовой информации - СМИ, этой квинтэссенции общественной жизни во всех проявлениях её субъективного фактора.

     Они – производитель, контролёр и  властитель информации. Они всегда стремятся создать в нашем  сознании определённый образ политической реальности.

     Знания и информация – поле ожесточённой схватки между политическими группировками. И это понятно, поскольку возможность распоряжаться, дозировать, истолковывать, доносить информацию до широких слоев населения – ведущая форма осуществления политики. Господство в информационной сфере – условие господства не только в политике, но и в обществе в целом. В этой связи властвующая элита любой страны стремится держать все средства массовой информации под своим контролем.

     Источник  знаний, точность и оперативность  информации, их полнота – те критерии, по которым мы можем судить о степени становления политического сознания субъекта. Вместе с тем полезно иметь в виду, что в политике и невежество является огромной силой. Универсальность политики заключается, в частности, и в том, что она в своих целях умеет пользоваться как информированностью, так и невежеством людей. Сам процесс информирования часто бывает средством не просвещения, а закрепления в сознании предрассудков и других ложных представлений. 
 

3. Политическое сознание – форма самосознания субъектов политики. 

     То  есть, осознания людьми самих себя в качестве самостоятельной политической величины, своего места в раскладе сил, своих интересов, задач, целей, степени влияния, своих возможностей в политической само- и организации. Это всегда в высшей степени актуальный аспект сознания. Лишь через своё самосознание, замечал Г. Гегель, человек постигает и реализует себя сам и становится самим собой по отношению к себе и другим. Чем больше развито самосознание, тем успешнее становятся действия участников политической жизни. О самосознании можно судить по наличию и качеству партийных программ, платформ и, основное, – идеологий.

     Однако  самосознание - не исключительный атрибут  непосредственных участников политики. В том или ином виде оно принадлежит любому человеку. Типичной формой политического самосознания всех времен и у всех народов может считаться отождествление индивидом себя с какой-либо политической силой, особенно с государством.

     В таком случае человек как бы растворяет в ней свое своеобразие. В ней он видит олицетворение своей силы, своих действий. Такое отождествление – своеобразный политический эквивалент известного "бегства от свободы". Государство всегда и везде стремится именно таким образом связать гражданина с собою. Особенно оно преуспевает в этом в недемократических режимах.

     Например, для тоталитаризма характерен не только тип политизированного индивида, но и «государственного человека». Наделённый ничтожно малыми исполнительными функциями, являясь мелким винтиком в государственной машине, «государственный человек» преисполнен сознанием своей значимости и силы. Он видит в себе отблеск могущества и воли государства, сознаёт себя его частью и представителем, а поэтому носителем его величия и мудрости.

     Таким образом, политическое самосознание обнаруживается и в отказе людей видеть в себе самостоятельную величину. Сегодня такое сознание можно обнаружить в различных вариантах «уклонения от политики». Оно означает примерно такое рассуждение: «мы люди маленькие, в политике ничего не понимаем, от нас в ней ничего не зависит…». 

4. Политическое сознание – это определённая система ценностей. 

     Здесь имеются в виду наиболее значимые для людей принципы, которых они  придерживаются в своих действиях. На их основе они выносят оценки политической действительности. Свобода, демократия, порядок, государственность и самоуправление, суверенитет и «воля», различные права и свободы человека – только некоторые из ценностей, которые можно обнаружить в политическом сознании самых разных субъектов.

     «Набор», взаимосвязь и сеть политических ценностей, т. е. их система, зависит  от конкретного времени и особенностей их носителей. Политические ценности лежат в основе ориентиров организации и самоорганизации политических сил. В этом случае они конкретизируются в идеологии. В равной степени они создают основу убеждений и политических ориентаций каждого человека. Это наиболее глубинный и медленно меняющийся слой политического сознания.

     Полем выращивания всех его слоёв и  поддержания их на должном уровне служит идеологическая сфера общества. Она имеет три основных компонента.

     Первый  их них – политическая идеология. Она представляет собой определённую совокупность идей, выражаемых словами, фразами, текстами, и механизм их изобретения и распространения (идеологии). Ядром идеологии выступают те или иные ценности. Причём каждая идеология имеет свой тип содержания идей, цели, правила построения, структуру, способы и масштабы распространения, критерии оценки и другие признаки. Для политической идеологии характерна претензия на политическую власть и на универсальность, общечеловеческую значимость своих ценностей и постулатов.

     Примером  идеологий глобального и эпохального  масштаба являются консерватизм, либерализм и марксизм. Примером маленьких (частных и кратковременных) идеологий могут служить идеологии партий, общественных движений, сект.

     Второй  компонент идеологический сферы  общества образует совокупность людей, организаций, учреждений, предприятий  и используемых ими средств, так  или иначе связанных с разработкой  идеологии, её распространением - доведением её до потребителя. Иными словами, идеологический механизм.

     Задача  идеологов состоит в том, чтобы научить и приучить людей видеть и понимать окружающий мир и самих себя не такими, какими они являются сами по себе (объективно, в силу законов бытия), а так, как это требуется согласно априорным учениям самих идеологов и политиков. Учить людей не самостоятельному познанию бытия, а тому, как люди должны видеть бытие, что пропускать в своё сознание из того, с чем им приходится сталкиваться, и в каком виде.

     Иначе говоря, идеологи изобретают определённое видение (понимание) жизни, и оно  становится априорным по отношению  к формируемому сознанию членов общества. Идеологи навязывают это видение всем членам общества, включая и самих себя, поскольку и в их сфере происходит воспроизводство человеческого материала, выполняющего функции идеосферы, поскольку они сами обучаются тому же.

Информация о работе Политическая культура и сознание