Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить особенности идеологии большевизма. Задачи :
рассмотреть историю возникновения большевизма;
выявить характерные черты большевизма как политической партии;
охарактеризовать большевизм как социально-политический феномен;
изучить особенности большевизма как политической идеологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН…………………………………………………………………..…..5
1.1. Сущность и основные характеристики большевизма…….……....5
1.2. Зарождение революционно большевистского движения.
I съезд РСДРП…………………………………………………….…..….7
1.3. Газета «Искра». II съезд РСДРП……………………………...........9
1.4. III и IV съезд РСДРП……………………………………………....13
2. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ……………........17
2.1. Марксизм – ленинизм. Политическое учение В. И. Ленина……...17
2.2.Политика и идеология большевизма в работах Н. И. Бухарина…..22
2.3. И. В. Сталин и идеология большевизма…………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………
Прежде чем рассмотреть содержание ряда ключевых высказываний Сталина, касающихся политики и государства, необходимо хотя бы кратко познакомиться с некоторыми типичными чертами его стиля «теоретизирования». Без этого очень трудно правильно понять характер «сталинского учения о государстве».
Едва ли не наиболее яркая особенность интеллекта Сталина – упрощенное восприятие и изображение социального мира, самых различных общественных явлений. Он не был склонен видеть реальность многомерной, сложной и внутренне противоречивой. Научно-теоретический анализ как таковой (со всеми присущими подобному анализу атрибутами) оказался делом, чуждым сталинской мысли. Ее органика – схематическое описание предметов и событий, безыскусное называние вещей, перечисление их сторон, свойств и уровней, формулирование дефиниций и т.д.[8, c. 637].
Вследствие упрощенного восприятия и изображения Сталиным социального мира тексты, которые вышли из-под его пера, несут на себе печать догматизма. Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина используются в них как непререкаемые истины; отсутствуют фигуры сомнения, крайне редки гипотезы и их обсуждение; практически нет попыток выявить и по достоинству оценить сильные, конструктивные позиции оппонентов. Эти тексты насквозь пропитывает вера их автора в свою правоту и непогрешимость. Они отличаются жестким категоричным слогом, что придает им форму фактически официальных директивных документов, обязательных к принятию и исполнению.
Первоочередной интерес представляют работы Сталина «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР», и др. Сталинское кредо заключено в тезисе, согласно которому «ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Сталин, чтобы не допускать никаких разночтений, затем уточняет: «...основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата». Далеко не случайно выпячивает Сталин идею диктатуры пролетариата. С расчетом выстраивает он по существу вокруг нее одной весь комплекс ленинских взглядов, а шире – опирает на нее марксизм в целом. Данная идея предоставила Сталину максимально благоприятные возможности для укрепления культа власти в послеоктябрьской России и вместе с тем для достижения упомянутой выше личной цели [17, c. 463].
В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего и главным образом он усматривает в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Насилие в любых ситуациях остается имманентным и важнейшим признаком пролетарской диктатуры.
Еще один аспект диктатуры пролетариата, по Сталину,– организационный. Пролетарская революция, утверждает он, не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры». Она представляет собой «новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии». Обозначает Сталин и иные аспекты диктатуры пролетариата. Например, социальный (союз рабочего класса с крестьянством), хронологический («целая историческая эпоха» перехода от капитализма к коммунизму) и др.
Свой взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так: «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников». Весьма немудреная мысль. Но предельно доходчивая, доступная разумению «простого человека». Ему, собственно, она и адресована [8, c. 639].
На
«развалинах старого
«Новый тип государства» есть вместе с тем новый исторический тип демократии – демократии пролетарской, советской, которая радикально отличается от демократии буржуазной и превосходит последнюю. Данное превосходство Сталин видит в том, что советская власть привлекает массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего трудящиеся были лишены в условиях буржуазно-демократического строя [10, c. 256].
Собственное неприятие демократических норм и процедур политической жизни в советское время Сталин пытается оправдать якобы незрелостью тех, кто хочет иметь демократические порядки. Демократия «требует некоторого минимума культурности членов ячейки и организации в целом и наличия некоторого минимума активности работников, которых можно выбирать и ставить на посты. Естественно, что здесь приходится отступать от демократии...» [11, с.235]
Для Сталина демократия не связана с реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Индивида, отдельную личность он всегда считал величиной малой и нестоящей; человек был для него в лучшем случае «винтиком». В 1906 г. в цикле статей «Анархизм или социализм?» Сталин утверждал, что масса – краеугольный камень марксизма и освобождение массы есть ключевое условие освобождения личности; отсюда и лозунг марксизма: «Все для массы». В 1936 г., Сталин в беседе с группой работников ЦК ВКП(б), отвечавших за подготовку учебников, подчеркнул: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным – это почти ничего». Сталинская версия демократии идеологически санкционирует уничижение индивида, превращает его права и свободы в пустые, никчемные категории [8, c. 640].
Как никто другой из большевиков, Сталин преуспел в обогащении взглядов Ленина на статус и функции коммунистической партии в эпоху диктатуры пролетариата. Во первых, он «совершенствовал» модель ВКП(б). Большевистская партия мыслилась Сталиным в качестве своего рода могучего «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий, нет реальных выборов и т.д. Она должна, по Сталину, напоминать более всего воинскую часть, бюрократическое учреждение, общину единоверцев. Притом быть похожей на все три одновременно. Во-вторых, Сталин подкрепляет идею тотальной диктатуры большевистской партии над самим пролетариатом, над советским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. В его изображении большевистская партия – «орудие диктатуры пролетариата», «боевой штаб рабочего класса», «ядро власти» и т.п.
Посредством
каких методов «партия
Наиболее значимыми и крупными идеологами и проводниками идеологии большевизма в политической истории стали В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин. Теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей проявили себя гораздо активнее, нежели меньшевики.
Надо отдать должное большевистской мысли. Она была раскованной, быстро реагировала на складывающуюся политическую конъюнктуру, видоизменялась, эволюционировала. Но никогда, по существу, не оставляла свои идеологические и теоретические позиции, очерченные прежде всего Лениным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История
человеческого познания мира политики,
государства и права –
Представители
различных теоретических и
Выражая и отстаивая различные позиции, интересы и воззрения в специфической форме теоретического знания, политические и правовые концепции (прошлого и современности) обладают большим потенциалом и играют существенную роль в деле не только научного, но и общемировоззренческого, духовного, идеологического обоснования тех или иных политических отношений, государственно-правовых порядков, институтов и взглядов. Особенно велика и значима в этом плане роль наиболее авторитетных, получивших историческое признание классических политических и правовых доктрин таких как большевизм.
Мы выяснили, что характерными чертами большевизма как социального феномена являются:
1) принципиальное рассмотрение
2) сведение всей палитры задач
глобальных общественных
3) акцентированное и осознанное
стремление к достижению
4)
приоритет нелегитимных, насильственных
методов социального
5)
ликвидация свободы слова,
6)
ориентация на гражданскую
7)
вера в возможность волевых,
«силовых» решений
8)
деформация и минимизация
9)
государственная автаркия и
10)
предпочтение, отдаваемое процессам
перераспределения, а не
Неизбывно
являя собой (в любых версиях)
феномен политизированной уголовщины,
ориентированной на захват всей полноты
государственной власти, большевизм в
20 в. зарекомендовал себя как универсальный
инструментарий для осуществления экспроприации
материального богатства общества в интересах
космополитичных, амбициозных и асоциальных
групп людей.
ЛИТЕРАТУРА