Политическая идеология большевизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выявить особенности идеологии большевизма. Задачи :

рассмотреть историю возникновения большевизма;
выявить характерные черты большевизма как политической партии;
охарактеризовать большевизм как социально-политический феномен;
изучить особенности большевизма как политической идеологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1.БОЛЬШЕВИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО_ПОЛИТИЧЕСКИЙ

ФЕНОМЕН…………………………………………………………………..…..5

1.1. Сущность и основные характеристики большевизма…….……....5

1.2. Зарождение революционно большевистского движения.

I съезд РСДРП…………………………………………………….…..….7

1.3. Газета «Искра». II съезд РСДРП……………………………...........9

1.4. III и IV съезд РСДРП……………………………………………....13

2. БОЛЬШЕВИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ……………........17

2.1. Марксизм – ленинизм. Политическое учение В. И. Ленина……...17

2.2.Политика и идеология большевизма в работах Н. И. Бухарина…..22

2.3. И. В. Сталин и идеология большевизма…………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..30

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая большевизм.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Прежде  чем рассмотреть содержание ряда ключевых высказываний Сталина, касающихся политики и государства, необходимо хотя бы кратко познакомиться с некоторыми типичными чертами его стиля «теоретизирования». Без этого очень трудно правильно понять характер «сталинского учения о государстве».

     Едва  ли не наиболее яркая особенность  интеллекта Сталина – упрощенное восприятие и изображение социального  мира, самых различных общественных явлений. Он не был склонен видеть реальность многомерной, сложной и внутренне противоречивой. Научно-теоретический анализ как таковой (со всеми присущими подобному анализу атрибутами) оказался делом, чуждым сталинской мысли. Ее органика – схематическое описание предметов и событий, безыскусное называние вещей, перечисление их сторон, свойств и уровней, формулирование дефиниций и т.д.[8, c. 637].

     Вследствие  упрощенного восприятия и изображения  Сталиным социального мира тексты, которые вышли из-под его пера, несут на себе печать догматизма. Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина используются в них как непререкаемые истины; отсутствуют фигуры сомнения, крайне редки гипотезы и их обсуждение; практически нет попыток выявить и по достоинству оценить сильные, конструктивные позиции оппонентов. Эти тексты насквозь пропитывает вера их автора в свою правоту и непогрешимость. Они отличаются жестким категоричным слогом, что придает им форму фактически официальных директивных документов, обязательных к принятию и исполнению.

     Первоочередной  интерес представляют работы Сталина «Об основах ленинизма», «К вопросам ленинизма», «О проекте Конституции Союза ССР», и др. Сталинское кредо заключено в тезисе, согласно которому «ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Сталин, чтобы не допускать никаких разночтений, затем уточняет: «...основным вопросом ленинизма, его отправным пунктом, его фундаментом является вопрос о диктатуре пролетариата». Далеко не случайно выпячивает Сталин идею диктатуры пролетариата. С расчетом выстраивает он по существу вокруг нее одной весь комплекс ленинских взглядов, а шире – опирает на нее марксизм в целом. Данная идея предоставила Сталину максимально благоприятные возможности для укрепления культа власти в послеоктябрьской России и вместе с тем для достижения упомянутой выше личной цели [17, c. 463].

     В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего  и главным образом он усматривает в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Насилие в любых ситуациях остается имманентным и важнейшим признаком пролетарской диктатуры.

     Еще один аспект диктатуры пролетариата, по Сталину,– организационный. Пролетарская революция, утверждает он, не достигнет намеченных целей, если не создаст «специального органа в виде диктатуры пролетариата в качестве своей основной опоры». Она представляет собой «новое государство, с новыми органами власти в центре и на местах, государство пролетариата, возникшее на развалинах старого государства, государства буржуазии». Обозначает Сталин и иные аспекты диктатуры пролетариата. Например, социальный (союз рабочего класса с крестьянством), хронологический («целая историческая эпоха» перехода от капитализма к коммунизму) и др.

     Свой  взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так: «Государство есть машина в руках господствующего  класса для подавления сопротивления  своих классовых противников». Весьма немудреная мысль. Но предельно доходчивая, доступная разумению «простого человека». Ему, собственно, она и адресована [8, c. 639].

     На  «развалинах старого государства», по идее Сталина, возникает советская власть, т.е. пролетарская государственность, государственная форма диктатуры пролетариата. Конституируется советская власть в соответствии с иными принципами, нежели старое буржуазное государство. На мусорную свалку истории отправляет диктатура пролетариата, в частности, территориальный принцип организации государства, принцип разделения властей, «буржуазный парламентаризм» и др. Советская власть объединяет законодательную и исполнительную власти в единой государственной организации, заменяет территориальные выборные округа производственными единицами (заводами, фабриками), связывает трудящиеся массы с аппаратом государственного управления, учит их управлению страной.

     «Новый  тип государства» есть вместе с тем  новый исторический тип демократии – демократии пролетарской, советской, которая радикально отличается от демократии буржуазной и превосходит последнюю. Данное превосходство Сталин видит в том, что советская власть привлекает массы к постоянному и решающему участию в управлении государством, чего трудящиеся были лишены в условиях буржуазно-демократического строя [10, c. 256].

     Собственное неприятие демократических норм и процедур политической жизни в советское время Сталин пытается оправдать якобы незрелостью тех, кто хочет иметь демократические порядки. Демократия «требует некоторого минимума культурности членов ячейки и организации в целом и наличия некоторого минимума активности работников, которых можно выбирать и ставить на посты. Естественно, что здесь приходится отступать от демократии...» [11, с.235]

     Для Сталина демократия не связана с  реализацией индивидом всей совокупности принадлежащих ему гражданских и политических, социально-экономических и культурных прав и свобод. Индивида, отдельную личность он всегда считал величиной малой и нестоящей; человек был для него в лучшем случае «винтиком». В 1906 г. в цикле статей «Анархизм или социализм?» Сталин утверждал, что масса – краеугольный камень марксизма и освобождение массы есть ключевое условие освобождения личности; отсюда и лозунг марксизма: «Все для массы». В 1936 г., Сталин в беседе с группой работников ЦК ВКП(б), отвечавших за подготовку учебников, подчеркнул: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общие интересы. Личное перед общественным – это почти ничего». Сталинская версия демократии идеологически санкционирует уничижение индивида, превращает его права и свободы в пустые, никчемные категории [8, c. 640].

     Как никто другой из большевиков, Сталин преуспел в обогащении взглядов Ленина на статус и функции коммунистической партии в эпоху диктатуры пролетариата. Во первых, он «совершенствовал» модель ВКП(б). Большевистская партия мыслилась Сталиным в качестве своего рода могучего «ордена меченосцев», члены которого спаяны железной дисциплиной и подчиняются одной воле. Партия монолитна: в ней нет фракций, нет плюрализма мнений и дискуссий, нет реальных выборов и т.д. Она должна, по Сталину, напоминать более всего воинскую часть, бюрократическое учреждение, общину единоверцев. Притом быть похожей на все три одновременно. Во-вторых, Сталин подкрепляет идею тотальной диктатуры большевистской партии над самим пролетариатом, над советским государством, над обществом, буквально над каждым гражданином. В его изображении большевистская партия – «орудие диктатуры пролетариата», «боевой штаб рабочего класса», «ядро власти» и т.п.

     Посредством каких методов «партия управляет  страной» (а если прямее и точнее – осуществляет свою диктатуру)? «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается» государственными организациями, общественными объединениями «без руководящих указаний партии». Она (и только она) ставит на все мало-мальски значимые посты в государстве и обществе преданных ей людей («номенклатура»). Партия подчиняет себе госаппарат также тем, что «вдвигает свои щупальца во все отрасли государственного управления». Ослушникам ее воли грозит «карающая рука партии» [10, c. 469].

     Наиболее  значимыми и крупными идеологами и проводниками идеологии большевизма  в политической истории стали В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин. Теоретики большевизма в сфере политических и юридических идей проявили себя гораздо активнее, нежели меньшевики.

     Надо отдать должное большевистской мысли. Она была раскованной, быстро реагировала на складывающуюся политическую конъюнктуру, видоизменялась, эволюционировала. Но никогда, по существу, не оставляла свои идеологические и теоретические позиции, очерченные прежде всего Лениным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     История человеческого познания мира политики, государства и права – важнейший  источник и существенная часть современного научного знания о политических и  правовых явлениях и вместе с тем  необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук. Познавательный и прогностический потенциал истории политической и правовой мысли весьма значим и в плане научной разработки глобальных проблем современности.

     Представители различных теоретических и идейно-политических направлений черпают из политических и правовых учений прошлого суждения и аргументы для обоснования  отстаиваемых ими позиций, критики своих противников. История политико-правовых идей широко используется в многочисленных современных интерпретациях проблем прав и свобод человека, правового государства.

     Выражая и отстаивая различные позиции, интересы и воззрения в специфической форме теоретического знания, политические и правовые концепции (прошлого и современности) обладают большим потенциалом и играют существенную роль в деле не только научного, но и общемировоззренческого, духовного, идеологического обоснования тех или иных политических отношений, государственно-правовых порядков, институтов и взглядов. Особенно велика и значима в этом плане роль наиболее авторитетных, получивших историческое признание классических политических и правовых доктрин таких как большевизм.

     Мы  выяснили, что характерными чертами  большевизма как социального  феномена являются:

      1) принципиальное рассмотрение маргинальных  и деклассированных общественных  прослоек и групп, объединенных  в организации орденско-религиозного  толка, в качестве ведущего субъекта социальных изменений;

      2) сведение всей палитры задач  глобальных общественных трансформаций  к проблемам захвата и удержания  государственной власти;

      3) акцентированное и осознанное  стремление к достижению общественного  равенства через нивелирующий социальный геноцид;

     4) приоритет нелегитимных, насильственных  методов социального управления  и контроля;

     5) ликвидация свободы слова, информации  и мнений, агрессивная социальная  демагогия; 

     6) ориентация на гражданскую войну  в форме перманентных массовых репрессий как на атрибут существования общественных организмов;

     7) вера в возможность волевых,  «силовых» решений экономических  проблем за счет массового  применения принудительного труда; 

     8) деформация и минимизация индивидуальных  и общественных потребностей людей как главное средство компенсации социальных ожиданий общества;

     9) государственная автаркия и проповеди  национально-государственной исключительности;

     10) предпочтение, отдаваемое процессам  перераспределения, а не производства  матеральных благ в интересах класса новой номенклатуры.

     Неизбывно являя собой (в любых версиях) феномен политизированной уголовщины, ориентированной на захват всей полноты государственной власти, большевизм в 20 в. зарекомендовал себя как универсальный инструментарий для осуществления экспроприации материального богатства общества в интересах космополитичных, амбициозных и асоциальных групп людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая советская энциклопедия / гл. ред. Б. А. Введенский. - 2-е изд.-Москва : Большая сов. энциклопедия; т. 18. – 1953. – 618 с. с. 492.
  2. Бондарь, П. И. Политология: учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. - Мн.: Аверсэв, 2003. - 463 с.
  3. Быстренко,  В.И. История политических партий России: Учеб. пособие / В.И. Быстренко.  - Новосибирск, 1994. - 110 с.
  4. Владимир Ильич Ленин: биография / В.Е. Евграфов, Л.Ф. Ильичев, Ф.В. Константинов [и др.] - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1981. - 770 с. 
  5. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - 976 с.
  6. Гаджиев, К. С., Введение в политическую науку: учебник / К.С. Гаджиев. -М.: Логос, 1999. – 520 с.
  7. Гаджиев, К.С. Политология. Учебник для вузов / К.С. Гаджиев. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. – 488 с.
  8. Графский, В.Г. История политических и правовых учений : учеб / В.Г. Графский, Н.М. Золотухина, В.С. Нерсесянц, Л.С. Мамут. – М. : Норма, 2009. – 944 с.
  9. Зевелев, А.И.  История политических партий России: Учебник / А.И. Зевелев. - М.: Высшая школа, 1994. - 447 с.
  10. Зиновьев, А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма / А.А. Зиновьев. - М.:Центрполиграф, 1994 - 495с.
  11. Исаев, И.А. Хрестоматия по истории политических и правовых учений (XI – первой половины ХХ вв.) / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. – М. : Юнити, 2008. – 354 с.
  12. История СССР 1861 - 1917 гг. под ред. В.Г.Тюкавкина. – М: Просвещение, 1990. - 463 с                 с. 76-77, 304.
  13. Исторический опыт трех российских революций: в 3 кн. / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС; Гл. ред. : П. А. Голуб [и др.] - М.: Политиздат, 1985 .Кн. 1 : Генеральная репетиция Великого Октября : Первая буржуаз.-демокр. революция в России : научное издание / [И. А. Алуф, Б. А. Айзин, В. С. Кириллов и др.]; Редкол. : А. Ф. Костин [и др. ] - 575 с.
  14. Конюшенко, Е.И. Большевизм и Россия. К начертанию российской истории XX века [Электронный ресурс] / Е.И. Конюшенко. - Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/konyushenko/index.html. - Дата доступа: -06.04.2010
  15. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 - 1953)В 2-х частях. - М.: Госполитздат, 1953 – 2182 с.
  16. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп.: ЮНИТИ, 2005. - 495 с.
  17. Омельченко, О.А. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве : учеб. / О.А. Омельченко. – М. : Эксмо-пресс, 2006. – 528 с.
  18. Политический словарь нашего времени под ред. Федорова В. В. – М.: Центр социального прогнозирования, 2006. - 456 с.
  19. Пономарев, Б.Н. История Коммунистической партии Советского Союза  / Б.Н. Пономарёв. - М.: Политиздат; Издание 7-е, доп., 1985. – 783 с.

Информация о работе Политическая идеология большевизма