Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:59, контрольная работа
Гораздо легче и проще было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только людям старшего возраста нелегко сориентироваться в этом разнообразии партий и движений. Молодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались. А ведь каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.
Введение 3
1. Сущность общественно-политических движений 4
2. Роль общественно-политических движений в системе властных отношений 12
Заключение 16
Список литературы 17
Второй признак партии – существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
Третий признак состоит в том, что цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти. Позволяет осуществить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление её посредствам работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на неё, влиять на власть, оставаясь вне её сферы.
Четвёртый признак партии, обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и заканчивая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических движений, клубов и т.д. которые не участвуют в выборах в парламентской деятельности. Вероятно, конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.
Понимание партии (в отличии от других форм политической организации), которое сформировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер, не привело, однако, к однозначному определению партии в политической науке. Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение партии, данное современным французским политологом Р.-Ж. Шварценбергером: «политическая партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправления власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке».
Политические партии существенно изменили мир политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. Дело в том, что прежде права избирателей «заканчивались» вместе с завершением выборов. Избранный кандидат вовсе не был обязан подчиняться воле своих избирателей. После выборов он становился просто представителем общества. С образованием же партий депутат не пользуется никакой инициативой, а передаёт волю партии, опираясь на её поддержку. Поскольку партии организованы, они оказались многократно эффективнее в вопросах мобилизации общественного мнения, представительства и реализации политических интересов социальных групп.
В последнее время встал крайне остро вопрос межнациональных отношений на территории России, были неоднократные случаи межэтнических столкновений, ситуация накалилась до предела. Национальные отношения внутри Российской федерации характеризуются многоликостью и усилением центробежных явлений. Это становиться понятным, если оценить тот факт, что в течение многих десятилетий шло разрушение идентификации этносов за счет унификации и абсолютизации тенденций к сближению наций. Серьезный анализ проблем этносов был невозможен, а национальные отношения сводились к классовым.
Этнические движения все в большей степени приобретают политический характер, политизируются. Несмотря на различия в трактовке природы этничности, большинство исследователей сходятся во мнении, что основными показателями возникновения этнополитического конфликта являются сплочение этнической группы, бросающей вызов другим, и сила и единство руководства ею. Некоторые политологи основополагающими причинами противоречий между нациями видят в особенностях этнического самосознания и национального характера – сами по себе этнические деления порождают конфликтность.
Влияют ли этнические движения на общество – думаю «да» влияют. Они не могут не влиять. Россия страна многонациональная, разноязычная. И каждая нация, народность считает своим долгом сохранить свою культуру, свои обычаи и т. д. Образно про движения можно сказать, что: «каждый тянет одеяло на себя».
Этнические движения в России носят как положительный, так и отрицательный характер. Какой он в большей степени сказать очень трудно.
Будущее России может быть связанно лишь с объединением этих этносов, проживающих в России, но с объединением добровольным, гибким, учитывающим тот существующий факт суверенизации республик и автономий.
Поскольку существует серьезный объективный, прежде всего экономический интерес сохранения целостности России, дополненный длительной исторической традицией, то разъединительная тенденция как выражение стремления этносов к возрождению, может обрести созидательное начало на основе нового баланса интересов и баланса сил.
Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуется и соседствует с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.
Итак,
политическое движение представляет собой
солидарную политическую активность большой
группы граждан, направленную на достижение
какой-либо значительной политической
цели.
2.
Роль общественно-политических
движений в системе
властных отношений
В каждой политической системе, как правило, существуют определенные механизмы, опосредующие отношения граждан с государством. Существенная роль среди них принадлежит общественно-политическим движениям и политическим партиям, отличающимся между собой целями и методами деятельности, ресурсами влияния на власть и другими характеристиками.
Эти объединения, будучи посредниками в отношениях государства с народом, представляют интересы социальных, национальных, региональных и прочих человеческих общностей и являются формой коллективных действий их членов. Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством. При этом там, где правительство шире вовлечено в управление социальными и экономическими проблемами, группы давления, как правило, обладают большими возможностями и большим влиянием на политические решения. Причем помимо отечественных групп интересов при исполнительных и представительных государственных органах могут действовать и объединения, выражающие интересы зарубежных стран, мировых экономических и финансовых центров и прочих групп, способствующие решению разнообразных международных проблем.
Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.д. В зависимости от значимости для той или иной политической системы соответствующих властных ресурсов групп интересов последние обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений. Те же группы интересов, которые, используя свои ресурсы, имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органической частью механизма управления обществом. В противоположность этому «заявки» на власть от ряда маргинальных, нетрадиционных групп интересов, игнорирующих принятые в обществе нормы и ценности, могут обладать разрушительным действием для системы политического управления обществом и отторгаются ею.
В целом же действие разнообразных групп интересов способствует усложнению строения политической системы. В частности, это происходит за счет увеличения предпосылок возникновения партий (особенно мелких) и нарастания фракционности в этих политических институтах; дифференциации функций и рационализации организационного строения правящих структур; стимулирования формирования многопартийных систем и т.д. И напротив, сужение поля действия групп интересов, препятствия для граждан образовывать эти ассоциации ужесточают режим правления, изолируют правящую элиту от населения и создают предпосылки для установления «монолитного» государства, знающего лишь диктат вождей и покорность масс.
Группы интересов прежде всего выполняют функцию артикулирования интересов, т.е. преобразования социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетвореннности или солидарности граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты, предоставлению льгот для пенсионеров, отставке отдельных министров или правительства в целом и т.д.
Эти требования, оформляемые обычно в соответствии с принятыми в обществе «правилами игры», доносят до принимающих решения лиц пожелания различных частей населения, т.е. включают последних в политический процесс как равноправных носителей властных прав, субъектов политики. При этом, выдвигая перед правительством массу разнородных, нескоординированных запросов, группы интересов одновременно усложняют, но и оптимизируют процесс принятия решений. Оптимизируют постольку, поскольку правящие структуры получают возможность выделять наиболее типичные проблемы, стоящие в данный период перед государством, определять соответствующие приоритеты в разрешении социальных конфликтов, координировать свой курс в соответствии с изменяющейся ситуацией и оценками общественного мнения.
Артикуляция интересов неразрывно связана с их агрегированием, т.е. с согласованием частных потребностей, установлением между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения. Таким образом группы интересов селектируют политические требования, ряд из них отсеивая, а другим придавая принципиальный характер. Такая деятельность предполагает проведение дискуссий, согласовывание позиций внутри группы, что в свою очередь требует сплоченности между отдельными членами и фракциями, т.е. интегрирование группы для совместно принимаемых решений.
В качестве отдельной функции часто выделяют уже упоминавшееся нами информирование — когда группы интересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни. Иначе говоря, эти объединения осуществляют определенную трансляцию общественного мнения. Выражая точку зрения какой-то части населения на определенную проблему, группа интересов дает государственным органам возможность проводить более эффективный политический курс, отвечающий реальным потребностям граждан и изменяющийся в соответствии с ситуацией.
Так
как группы интересов зачастую выступают
в качестве объединений, дающих экспертную
оценку состоянию тех или иных проблем,
они имеют возможность предлагать своих
членов для работы в государственных органах,
поддерживать определенных деятелей в
правительственных и иных структурах,
влиять на отбор кадров, участвующих в
процессе принятия решений. Тем самым
группы интересов выполняют и функцию
формирования политических элит, властных
структур общества. Осуществление группами
интересов своих функций, как правило,
развивает прямые формы давления на власть
и (в меньшей степени) способствует углублению
обратных связей правительства с населением.
При этом набор средств реализации своих
функций у них значительно уже, чем у политических
партий, распространяющих свою активность
на все политическое пространство. Для
групп давления такие формы деятельности,
как отбор кандидатов на предстоящие выборы,
издание средств массовой информации,
образование фондов поддержки кандидатов
и проч., являются, скорее, исключением,
чем правилом взаимоотношений с властями.
Итак, общественно-политическое движение – добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей снизу, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движение, как правило, структурно не оформлено. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи общественно-политического движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движении наличествует широкий, массовый и подвижный состав участников, широкая социальная база, организационная, идейная и духовно-ментальная рыхлость и нестабильность его участников.
Общественное движение является общественно-политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политической активности граждан, в избирательных кампаниях, выступает с инициативами по вопросам политической жизни, вносит предложения в органы государственной власти. Политическая часть вопросов их деятельности может захватывать и сферу их взаимоотношений с политическими партиями.
Особенно
важно то, что становление общественно-