Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:58, курсовая работа
Для своей курсовой работы я выбрала данную тему так, как считаю ее весьма интересной и актуальной. Действительно, этот бесценный опыт не имеет прецедентов не только в американской, но и мировой истории и экономической политике. В первой четверти XX века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении стороной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому, центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех.
Кроме молодежи, являвшейся основной частью контингента Корпуса, программа распространялась на индейцев (14,5 тыс.), безработных лесников (25 тыс.) и ветеранов (25 тыс.).
Создание федерально-штатной системы помощи.
«Акт 1933 г. о чрезвычайной федеральной помощи» признавал безработицу и связанную с нею нуждаемость национальной проблемой и делал помощь жертвам кризиса общей компетенцией центральных властей, субъектов федерации их политических подразделений, и в этом главное его отличие от «Акта 1932 г. о чрезвычайной помощи и строительстве», видевшем в социальном вспомоществовании прерогативу штатных и местных органов. В связи с падением кредитоспособности штатов функции РФК, выступавшей в роли банка по отношению к ним, подлежали ликвидации. Вместо займов вводились безвозвратные дотации. На которые конгресс ассигновал 500 млн. долларов. Половину этих денег следовало употребить на дотации из расчета 1 федеральный доллар на каждые 3 доллара средств штата и местных властей, истраченные за предшествующий квартал; другие 250 млн. составляли дискреционный фонд. Тем самым создавался механизм давления на субъекты федерации, призванный активизировать деятельность по оказанию помощи. В этих целях была использована grant-in-aid («дотация в помощь») в иных областях практиковавшаяся федеральным правительством ранее, например в дорожном строительстве. Взяв на себя обязательства по долевому финансированию вспомоществования, Вашингтон настаивал на том, чтобы штаты и муниципалитеты сохранили в «разумных пропорциях» свое участие в нем.
Если закон о СКК
обходил молчанием
Апогея система достигала в начале 1935 г., когда было зарегистрировано 5,5 млн.случаев получения помощи (около 20 млн. человек). Однако даже в лучшие свои времена она не распространялась на всех, кто в ней нуждался. Вне системы оставались многие семьи низкооплачиваемых рабочих, чья заработная плата вследствие наступления предпринимателей на уровень трудящихся оказалась недостаточной для самообеспечения. Неохваченными были и те из безработных, которые не оставили надежды на получение работы и всеми силами оттянуть неотвратимо надвигающийся «конец». «Одна из величайших трагедий депрессии, - писал печатный орган Национальной муниципальной лиги, - состоит в том, что мы…не увидели людей, которые отчаянно боролись, чтобы сохранить свою независимость от государственной помощи». Искусственное занижение истинных масштабов нуждаемости получило одобрение ФЕРА, оправдавшего его необходимость дать «настоящую поддержку» клиентам вспомоществования. Курс на интенсификацию повлек за собой увеличение среднемесячного пособия с 15 долл. в мае 1933 г. до 35 дол. в июле 1935 г., но в жертву ему были принесены объективные потребности в более значительном расширении вспомоществования.
Что касается спецпрограмм, то в большинстве своем они же носили экспериментальный характер. Их время пришло позже, в 1935 г., когда некоторые из них вследствие реорганизации переросли в более крупные мероприятия. Обращение к спецпрограммам ФЕРА, следовательно, позволяет проследить генезис ряда начинаний второго этапа «нового курса», а также органов, созданных для их реализации.
Аграрный кризис вызвал к
жизни программы помощи бедствующим
фермерам. Наиболее перспективной из
них считалась начатая в 1934 году
программа сельского
Общественные работы.
Организовав трудовые лагеря для безработных и тут же следом, через ФЕРА – выдачу регулярных дотаций штатам на покрытие расходов по вспомоществованию, администрация Рузвельта тем не менее ни на шаг не приблизилась к той цели, которая была сформулирована в главном лозунге «нового курса» - лозунге «восстановления». На первом этапе выделилось 3,3 млрд. долл., в 1935г. 4,9, а в 1938г. еще 5 млрд. долл.
16 июня был принят «Акт
о восстановлении национальной
промышленности» (НИРА). Предполагалось,
что предусмотренная им
Восстановление промышленности.
Как законопроект программа общественных работ шла вместе с «кодексами честной конкуренции» в рамках единого билля, обсуждение которого в общей сложности длилось месяц.
Летом 1933 г. пришел черед
промышленности испытать нововведения.
В 1938 году был принят закон о справедливых
условиях труда, которым запрещалось
использование детского труда, на предприятиях
федерального значения устанавливались
единые нормы заработной платы, ее минимальный
и максимальный уровень, максимальные
пределы продолжительности
«Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на 2 года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В тоже время профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7А «Кодекса честной конкуренции». За рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключение коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В тоже время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в Кодексах уровень зарплаты. Меры, принятые Рузвельтом в этой сфере имели огромное значение.[14]
Социальное обеспечение.
Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после принятия закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались единые для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Объем общественных работ
расширился, численность получающих
пособия увеличилась до 21,3 млн. человек.
Дефицит бюджета стал быстро расти,
и, в 1939 году составил 2,2 млрд. долл. после
этого число сторонников
Особо следует подчеркнуть
достижения администрации Рузвельта
в области социального
Спасение банковской и финансовой систем. Девальвация доллара.
Для их оздоровления запрещался
вывоз золота заграницу; был прекращен
обмен банкнот на золото. В США
были закрыты все банки. Несмотря
на то, что многие общественные деятели
и политики требовали национализации
банков, Рузвельт не пошел на это. В
принятом единогласно «Чрезвычайном
законе о банках» предусматривалось
возобновление функций и
Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции за первые два года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.
Для увеличения финансовых
ресурсов государства и расширения
его регулирующих функций в этот
период США отказались от золотого
стандарта, изъяли золото из обращения
и провели девальвацию (обесценивание
доллара). В январе 1934 года золотое
содержание доллара снизилось на
41%. Девальвация доллара
Неоднозначные взгляды на политику Ф. Д. Рузвельта.
Как и у любой позиции в политике, экономике и других отраслях, не обошлось без противников.
Необыкновенная популярность, которую приобрел Рузвельт в 1933 году не означала, что противодействие ему растворилось, словно престиж Герберта Гувера. Во время пика кризиса, в первые сто дней они не смели нападать на администрацию, видя в ней один из немногих прочных столпов расшатавшегося общественного устройства. Но позже обстановка изменилась. Если бы не тот курс, который поставил перед собой Рузвельт, не его твердое слово, поддержка общественности, правильная политика, неизвестно, чем бы мог окончиться кризис для Америки.[17]
После того, как «самый радикальный закон» «нового курса» был подписан президентом, а поправки НАП к нему были отвергнуты, организация промышленников начинает яростную кампанию против политики реформ. Эта пропагандистская кампания преследовала дворянскую цель: отнять голоса избирателей у Рузвельта в 1936 году, вдохновив предпринимателей на своеобразный общенациональный бойкот закона Вагнера и сопротивление кампании по созданию профсоюзов.[18]
Заключение.
«Взрыв» активности буржуазного
государства в 30-е годы не был
изолированным, а тем более уникальным
эпизодом в истории США. Несмотря
на то, что эта активизация
Так же как социальные программы
были составной частью «нового курса»,
государственная практика в социальной
области является важным элементом
структуры современного государственно-
Информация о работе «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта и его политическое значение