Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:35, реферат
В двадцатом столетии в политической мысли шло интенсивное взаимодействие между различными направлениями и исследовательскими школами, что не только способствовало возникновению оригинальных концепций на стыке традиционных подходов или даже вне устоявшихся научных школ, но и вело к размыванию границ тех «эвристических ячеек», с которыми при историко-политологическом исследовании соотносится изучаемый объект, — будь то строго выстроенная и артикулированная концепция или совокупность взглядов, имплицитно присутствующих в разрозненных текстах.
1.Нормативизм в западной политической науке добихевиорального
периода (до середины 40-х гг.). …………………………………………………………………….1
2.Контекст становления «нормы познания» в западной политической науке добихевиорального периода…………………………………………………………………………7
3.Нормативизм в бихевиоральный период (конец 40-х-60-е гг.). ………………12
Заключение……………………………………………………………………………………………………15
Список используемой литературы. ……………………………………………………………..17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.НОЯБРЬСКЕ
ЯНАО
по истории политических и правовых учений:
«Нормативизм»
Выполнила:
Студентка 1 курса, ОДО
Направление: ГМУ
Добрянская А.О.
Г.Ноябрьск,2011
Содержание.
1.Нормативизм в западной политической науке добихевиорального
периода (до середины 40-х гг.). …………………………………………………………………….1
2.Контекст становления
«нормы познания» в западной политической
науке добихевиорального периода……………………………………………………………
3.Нормативизм в бихевиоральный период (конец 40-х-60-е гг.). ………………12
Заключение……………………………………………………
1.Нормативизм в западной политической науке добихевиорального
периода (до середины 40-х гг.).
В двадцатом столетии в политической мысли шло интенсивное взаимодействие между различными направлениями и исследовательскими школами, что не только способствовало возникновению оригинальных концепций на стыке традиционных подходов или даже вне устоявшихся научных школ, но и вело к размыванию границ тех «эвристических ячеек», с которыми при историко-политологическом исследовании соотносится изучаемый объект, — будь то строго выстроенная и артикулированная концепция или совокупность взглядов, имплицитно присутствующих в разрозненных текстах. В результате в начале третьего тысячелетия насущной задачей политической науки оказалась спецификация теоретико-методологических подходов: без ее решения невозможно ни проследить логику внутренних концептуальных связей исследуемого объекта, ни вписать его в интеллектуальный контекст эпохи, ни определить векторную сетку взаимодействий, участником которых он является. При этом, несмотря на очевидную необходимость спецификации теоретико-методологических подходов и других эвристических инструментов в рамках политической науки, микшированность в представлениях о них еще далеко не полностью преодолена. Это справедливо и по отношению к нормативизму.
Вопросы, которые традиционно относились к нормативной проблематике, — например, о пределах зависимости политики от деонтологической сферы (т.е. от совокупности норм, правил и предписаний, определяющих «границы дозволенного» в политике) и механизмах нормативного регулирования; о приемлемости и необходимости нормативных (в том числе ценностных) ориентиров в политической деятельности и политическом познании и пр., — неизменно занимали важнейшее место в дискуссионном поле политической науки, их ставили и решали представители самых различных теоретико-методологических направлений, и потому современная политическая мысль содержит значительный пласт идей, концептуальных схем, подходов, установок, исследовательских стратегий и моделей, так или иначе связанных с нормативными проблемами.
В наши
дни необходимость в
В то
же время, если признать, что политическая
наука в целом по определению
связана с нормативной
Кроме
того, нельзя игнорировать и тот
факт, что в результате роста влияния
постпозитивистского и
В отечественной и зарубежной политической науке накоплен значительный материал, прямо или косвенно затрагивающий проблемы нормативизма в западной политической науке XX в. Сам термин «нормативизм» занимает важное место в понятийном аппарате западной политической науки и активно используется при анализе самых различных исследовательских направлений в политологии4, однако не имеет четкого, жестко фиксированного содержания и используется для обозначения различных интеллектуальных течений, причем не только представителями конкурирующих точек зрения, но зачастую и одним и тем же автором.
В зарубежных источниках чаще всего затрагиваются вопросы противостояния нормативизма и позитивной политической науки, считают специфицирующим признаком нормативизма предписывающий характер теорий, другие ставят акцент на пример, из тридцати пяти статей издания «Политическая наука: новые направления»
Большинство отечественных ученых используют термин «нормативизм» для обозначения ценностного подхода, отличающегося директивностью, иногда встречаются трактовки, в которых на первый план выступает не столько ценностный, сколько прескриптивный аспект. Особо следует упомянуть работы Т.А. Алексеевой «Современные политические теории» и А.А. Дегтярева «Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений», в которых ярко выражено стремление к концептуализации нормативной проблематики, содержится постановка проблемы спецификации нормативизма и намечены подходы к ее решению.
Специальных
исследований, посвященных концептуальному
анализу нормативизма или изучению
нормативизма в истории политической
мысли, в отечественной политической
науке не существует. Проблематика
нормативизма разрабатывалась
Не удалось обнаружить подобные исследования и в зарубежной литературе. Нормативизм, как правило, оказывается вне анализа: западные политологи используют термин «нормативизм» в соответствии с собственным видением проблемы нормативности, подкрепляемом одной из традиций в политической мысли, и при этом не только не говорят о необходимости прояснения критериев нормативности или поиска конвенциональной трактовки нормативизма, но и вообще игнорируют другие подходы к этому вопросу. Отдельные аспекты рассмотрения нормативной проблематики представлены в трудах, где содержится либо исследование норм в процессе социальной регуляции, либо критический анализ политических теорий, квалифицируемых в качестве нормативных. В качестве типичных примеров можно привести работу Р. Нозика «Нормативная теория индивидуального выбора», где рассматриваются нормы как основной фактор мотивации при принятии решения, историко-методологический труд Г. Вагнера «Значение и нормативное принуждение», излагающий основы веберовско-неокантианской модели социальной науки, сборник «Нормы и институты: происхождение и действие», посвященной социально-политическому (и даже, скорее, социологическому анализу нормативной структуры общества); исследование Б.Хупперц «Ценности и нормы в их конституирующем воздействии на политико-социальную действительность», которое, несмотря на общетеоретическое название.
Для спецификации и изучения нормативизма в западной политической науке XX в. необходим комплексный анализ, рассматривающий его в качестве совокупности подходов, установок и исследовательских стратегий, представляющих различные типы нормативности. Основой подобного анализа может служить разработанная автором диссертационного исследования модель «тройственной нормативности», выделяющая эпистемологический, дескриптивный и прескриптивный аспекты в исследовании нормативизма, поскольку она позволяет объединить в общий комплекс наиболее существенные подходы к пониманию нормативизма, существующие в западной политической науке XX в., и в то же время структурировать нормативную проблематику, добиться конкретизации анализа нормативизма в целом и нормативных теорий и нормативных элементов различных концепций, в частности.
При
формировании концепции изучения нормативизма
учитывались теоретико-
Методологической
основой диссертационной работы
послужили как общенаучные
Концептуальный анализ нормативизма базируется ниринципе единства исторического и логического, который находит проявление в системном и сравнительно-историческом подходах. Системный подход используется при реконструкции интеллектуального и институционального контекста, в котором происходило осмысление нормативной проблематики, а также при определении ее места и роли в рамках анализируемых концепций. На основе сравнительно-исторического подхода сопоставляются различные трактовки нормативизма, выявляются их общие черты и устанавливаются различия.
Общенаучные методы обобщения и аналогии, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирования используются для выявления особенностей постановки и решения нормативных проблем и определения оснований спецификации нормативизма. Метод реконструкции применяется для выстраивания целостных концептуальных позиций на основе анализа воззрений отдельных мыслителей на данные проблемы.
В организационном
плане наличие системы
В содержательном
плане среди объективно нормативных
подходов, оказавших существенное воздействие
на формирование «нормы познания» западной
политической науки, можно выделить,
во-первых, подходы, сформировавшиеся
в рамках самой дисциплины (бихевиорализм
и политический неоинституционализм);
во-вторых, внешние по отношению к политической
науке течения (сциентизм и постмодернизм).
Их нормативное воздействие отличалось
различной силой — в случае сциентизма
и бихевиорализма оно было более выраженным.
Все названные подходы за исключением
постмодернизма позиционировали себя
в качестве учредителя «нормы познания»
и в этом отношении могут рассматриваться
как субъективно нормативные (при этом
наименьшие регулявшяе претензии выдвигал
неоинституционализм) в то же время только
постмодернизм, провозглашающий необходимость
противостояния с научной нормативностью,
воспринимался как имеющий отношение
к нормативизму.
2.Нормативизв в западной политической науке добихевиорального периода (до середины 40-х г.)
В дескриптивном аспекте («власть нормы») динамика нормативизма в западной политической науке XX в. не отличается ярко выраженной направленностью: внимание к механизмам нормативного регулирования было достаточно стабильным, и на всех этапах имелись дескриптивные теории, исследующие данную проблематику. В добихевиоральный период формально-нормативные исследования играли ведущую роль в политической науке; они были институционализированы в качестве отдельного теоретико-методологического подхода и существовали в виде ряда научных школ. В бихевиоральный период произошла частичная фрагментация данной проблематики и снижение теоретического уровня анализа, а также ее адаптация к целям и задачам прикладных исследований. В таком виде она была инкорпорирована в проблемное поле западной политической науки, где продолжала занимать важное место в качестве теоретико-методологического основания ряда подходов. В неоинституционализме постбихевиорального периода изучение «власти нормы» превратилось в ведущее направление политической науки, которое, однако, носит дисперсный характер: исследования не локализованы в рамках определенного теоретико-методологического подхода.