Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 02:48, реферат
Проблема соотношения науки и морали возникла достаточно давно и по праву называется одной из “вечных проблем” человечества. Соотношение этих двух составляющих человеческого сознания волновало еще философов античности. В ходе истории отношение к данной проблеме менялось кардинально. Но именно научно-технический прогресс вывел данную проблему на совершенно новый уровень.
Наука и техника — главные движущие силы социально-экономических изменений в обществе, с их помощью человечество с поразительной скоростью изменяет окружающую среду. Только вот изменения не всегда носят созидательный характер. Во многих странах люди больше не воспринимают науку как благо и не склонны так легко ассоциировать ее с классическим поиском путей к более просвещенной цивилизации. Вера в честность и ответственность ученых падает, уступая отчасти подозрениям и опасениям перед возможностью всякого рода злоупотреблений. Одна из причин этого — очевидная нечувствительность многих ученых к тем этическим проблемам, которые порождаются их же исследованиями.
Но, несмотря на очевидность того, что связь науки с моралью неизбежна и необходима, многие исследователи говорят об их независимости. Необходимо рассмотреть все точки зрения для понимания сложных отношений науки и морали.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ…………………………………………………………………………4
1.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О СООТНОШЕНИИ НАУКИ И МОРАЛИ…….4
1.2 ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ.. 7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ НАУКИ И МОРАЛИ……..12
2.1 НЕЗАВИСИМОСТЬ НАУКИ И МОРАЛИ…………………………......12
2.2 ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА МОРАЛЬ………………………………………15
2.3 ВЛИЯНИЕ МОРАЛИ НА НАУКУ………………………………………18
2.3.1 Свобода и ответственность ученого………………………………………………………………………... 19
2.3.2 Возможности этического измерения науки………………………………………………………………… …………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..28
И, наконец, рекомендуется
не только включение в структуру
научно-познавательной деятельности этических
и аксиологических аргументов, но
и наработка новых ценностных
смыслов и подходов в самых
различных областях исследования –
истории, философии, экономике, политике.
Эта система ценностей должна
транслироваться в
Таким образом, нравственная
составляющая научной деятельности
исследователей является обязательной.
Но этого было бы недостаточно без
существующих мер направленных на этическое
регулирование научной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер соотношения науки и морали не является однозначным. Безусловно, это две разные составляющие человеческой культуры, но и разводить их на два полюса не следует, потому что в современной ситуации научно-технического прогресса необходимо находить все больше и больше точек их соприкосновения.
Влияние науки на моральные качества общества и человека носят скорее отрицательный, чем положительный характер. Зато науке просто не обойтись без этических механизмов регулирования, которые, к сожалению, не идеальные на сегодняшний момент и требуют изменений. Известно лишь одно: наука и мораль должны “работать” вместе на благо друг друга и общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев, М. И. Этика и принципы
самоорганизации // http:www.milogiya2007.ru/
2. Дробницкий, О. Г. Научная истина и моральное добро / О. Г. Дробницкий // Наука и нравственность. – М., Полит – издат., 1971. – С. 2
3. Каландия, И. Д. Научно-технический прогресс и некоторые аспекты развития культуры // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В., – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. – С.41-61
4. Курбанов, Р. О., Мамедов, Н. М. Проблема ценностей и синтез естествознания // Наука в социальном, гносеологическом и ценностных аспектах. – М.: Наука, 1980. – 360с.
5. Лазар, М. Г., Лейман, И. И. НТР и нравственные факторы научной деятельности. Очерки этики науки. – Л.: Наука, 1978. – 160с.
6. Медянцева, М.П. Ответственность ученого как социально-этическая проблема. – Казань: КГУ, 1973 – 174с.
7. Пуанкаре, А. О науке: Пер. с фр. / Под ред. Л. С. Понтрягина. – 2-е изд. – М.: Наука, 1990 // http:// vivovoco.rsl.ru
8. Путько, Б. Наука и этика //
www.orenburg.ru/culture/credo/
9. Трубников, Н.К. Наука и нравственность / Н.К. Трубников // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.
10. Фролов, И.Т.и др. Введение в философию. – М.:Политиздат,1989.
11. Юдин, Б. Г. О возможностях этического измерения науки / Б. Г. Юдин // Человек. – 2000. – № 5. – С. 5-19
12. Яковлев, В. А. Бинарность ценностных ориентаций науки / В. А. Яковлев // Вопросы философии. – 2001. – № 12. – С. 77-86
13. Яскевич, Я. С. Динамика и институализация
общественной морали // http:// ethicscenter.ru/biblio/